Поэтическая экономика

Виктор Постников
"Пусть то, чем мы будем заниматься, будет красота" - Руми

"Экологический кризис это кризис эстетики" - Джеймс Хиллман

"Поэт не знает, что такое «отходы»... Экопоэтика - это экономический образ мыслей" - Хва Йол Чжун


Поэтам и художникам пора заняться экономикой. Нельзя допустить, чтобы алчные и самонадеянные "эксперты" и "экономисты" довели мир до катастрофы.  О надвигающемся коллапсе было сказано и написано много – я не буду повторяться. Просто изложу идею, как предотвратить системный коллапс, пробудив спящего внутри нас художника, и направить творчество и изобретательность на разборку Мегамашины. Ранее я делал ставку на то, что ученые и инженеры смогут "измениться сердцем" (см.http://www.proza.ru/2009/12/29/1655). Но я сильно в них разочаровался.
 
Фактически это развитие уже ранее высказанных альтернативных взглядов на экономику - см., напр,   "Буддийская экономика" – Э.Ф. Шумахера (http://www.proza.ru/2010/05/16/654)  и «Фаустовская экономика» Венделла Берри  (http://www.proza.ru/2010/05/20/1085). Главное положение поэтической экономики основывается на допущении о том, что в каждом из нас сидит художник. Художник, как никто другой, получает эстетическое наслаждение от своей работы. И как говорит мой учитель-шаман Крейг Гибсон, «Без удовольствия, нет устойчивости».

Я пришел к выводу, что поэты и художники должны быть застрельщиками в переходе на новый тип экономики. Постепенно за ними потянутся все остальные.

    Если кратко сформулировать основу поэтической экономики: каждый должен начать разборку и трансформацию затратной корпоративной глобализированной экономики и ее инфраструктуры в личное произведение искусства. Я полагаю, что мы накопили (более, чем) достаточно материалов и инструментов для того, чтобы начать художественную перестройку окружающей среды. А под «окружающей средой» я имею в виду непосредственное окружение каждого человека, его личное пространство.

 Как только идея такой художественной перестройки созреет в каждом из нас, необходимость покупки вещей, произведенных другими, мгновенно отпадает. (Впрочем, возможен бартер среди друзей). Вы начинаете создавать новые вещи из старых сообразно своему вкусу художника и получаете кроме результата еще и эстетическое удовольствие. Вы становитесь художником, творцом.  Вы приобретаете необходимые навыки и мастерство. Вы становитесь независимым, самодостаточным мастером, хозяином своей жизни.

Нечто подобное мы находим в художественном социализме Уильяма Морриса, Джона Раскина, эстетических положениях Оскара Уальда (http://www.proza.ru/2008/01/08/25) и у многих других художников и поэтов. Сегодня однако это не только эстетическое восстание против бездушности и пошлости индустриальной машины, но и насущная необходимость ее устранения для спасения человека и Природы. 

Как только мы сами возьмемся за дело, вся экономика изменится. Каждый будет создавать/восстанавливать то, что ближе всего ему/ей по духу. Это могут быть фильмы, книги, картины, скульптуры, мебель, выпекание хлеба, выращивание овощей и фруктов, постройка дома.  Нет более необходимости импортировать вещи и продукты из-за границы, или покупать модные вещи, произведенные другими людьми (которые, по большому счету, нам совсем не нужны). Нет более необходимости смотреть телевизор или слушать диски. Объем материального производства резко сокращается.

Вся экономика сокращается и переходит на локальный, индивидуальный уровень художника.
Системный коллапс отменяется.

Здесь надо дать некоторые пояснения. Разумеется, мы должны учиться у других. И не забывать, что наша творческая свобода ограничена творческой свободой окружающих. И находить общий язык с другими художниками (это очень непросто!).  Только тогда мы сможем создать, по словам Оскара Уальда, нечто стоящее "к своей радости, и долгой радости всего человечества".   



Литература

1. Dismantling the Infrastructure: A Scientific Approach, by V.I. Postnikov, Culture Change, Dec. 28, 2009. http://www.proza.ru/2009/12/29/1655
2. “Buddhist Economics” by E.F. Schumacher, Ch.3 in This I Believe and Other Essays, The Green Books, 1997-2004. http://www.proza.ru/2010/05/16/654
3. Faustian Economy, by Wendell Berry, Harper’s Magazine, May 2008. http://www.proza.ru/2010/05/20/1085
4. “Poetically Man Dwells…” Martin Heidegger, The Green Studies Reader. Ed. By Laurence Coupe, Routledge, 2000. p.89.
5. “Climate Change v capitalism: the feast is almost over”, by Jerry Mander, The Guardian, 15 Oct 2010. http://www.proza.ru/2010/10/28/504
6.Utopia Britannica (British Utopian Experiments 1325-1945), ed. Chris Coates, Diggers & Dreamers, 2001.
7. “The Soul of Man Under Socialism”, by Oscar Wilde, in Oscar Wilde: De Profundis and Other Writings, The Penguin English Library, 1977.
8. Catton, William. Bottleneck, Xlibris Corporation, 2009. http://www.proza.ru/2007/12/29/417
10. “Russian Roots: From Populism to Radical Ecological Thought” by V.I. Postnikov, Anarchist Studies, V.12, N.1, 2004, pp.60-71. http://www.proza.ru/2007/12/07/407
11. Mander, Jerry. In the Absence of the Sacred (The Failure of Technology and Survival of the Indian Nations). Sierra Club Books, 1991. http://www.proza.ru/2007/12/16/264
12. Midgely, Mary. Science and Poetry, Routledge, 2001.



*  *  *
Economy of Poetics: A sketch
http://www.culturechange.org/cms/content/view/703/1/