Антон и Антонина

Алевтина Крепинская
Банальная история, рассказанная
моей соседкой
о своей знакомой.






Антонина - женщина справная, работящая и домовитая. Все у нее в руках горит! В доме чистота, уют. Цветочки на окнах весь год улыбаются прохожим. Герань, фуксии. Много есть фиалок. А все знают, как трудно их выращивать. А в главной комнате, в кадке роза росла. Большая такая роза. Цвела часто. Бабы-соседки приходили к Антонине, хвалили ее. Нравилось им. Ни у кого в деревне не было так красиво в доме, как у Антонины. "Да, оно и понятно, - вздыхали бабы, - у нас семьи. Мужики, дети, старики. А у Антонины - никого. Вот она и занимается своим домом. Вылизывает все, красоту наводит".

 Так-то, так! Но, Антонина не единственная, кто одна живет. А про тех, других такого не скажешь. Те, большей частью, на завалинке сидят да сплетничают. Антонине сплетничать некогда. Ей и на огороде, и в саду одной нужно трудиться. И там у нее порядок. А, кроме того, она еще и работала! Хоть и пенсионерка, но молодая пенсионерка. Тридцать лет кладовщицей проработала, а наступил пенсионный возраст, надо место уступать. Молодежь ждет. Уступила.

Полгода маялась, пока начальник не пришел и снова не позвал. Плохо, говорит, без нее. Порядка на складе совсем не стало. Это у нее, у Антонины, все по полочкам расставлено было. Пригласил, сразу согласилась. Чего ломаться, когда работа хорошая и платят не плохо, и любит Антонина эту работу. Навела порядок снова на складе и к работе приступила. Работает, домой не торопится убежать. А что ей торопиться? Никто ее там не ждёт, кроме ее цветочков да кота Леонтия. Дети выросли, свои семьи имеют, живут отдельно. Одну дочку аж в Америку унесло. Раз в год приезжает и то ненадолго. Вторая тоже живет не близко. На Украине. И тоже приездами не балует. А сын, хоть и на соседней улице, но тоже не частый гость. Жена его, Лариска, Антонину невзлюбила. И что надо невестке, Антонина понять никак не может. Вроде бы и не вмешивается в их семью, жизни не учит, а, поди ж ты, не угодила. Так что, не нужна невестке Антонина. Не нужна, это уж точно…

Да и кому нужна? Старшей дочке, той, что в Америке? Сомневается Антонина. Младшей дочке? Возможно… А может быть и нет. Не знает Антонина. Внукам? Их шестеро у неё. Этим, уж точно не нужна! Когда маленькие были, всё время у неё находились. Она их и в садик водила, и из садика забирала, работала, а всё свободное время с ними была. Что-то, видно, упустила, чему-то не научила, раз не тянутся к ней. Забыли. Взрослые уже. Старшеклассники и студенты.

Любит их Антонина, всё о них думает, беспокоится. И о тех, что в Америке, и о тех, что на Украине, и о тех, что на соседней улице. И любовь Антонинины к ним не угасает, а, как ей кажется, любит она их ещё сильнее. И это несмотря на то, что они-то даже с днем рождения её поздравить забывают, не говоря уж о других праздниках. В те редкие счастливые минуты, когда кто-либо из них бывает у неё, она пытается получить ответ на свой единственный вопрос: почему они не хотят бывать у неё? Ответ, обычно, сводится к одному:
- Ты у нас не продвинутая, бабушка!

«Вот оно что! Не продвинутая… Они продвинутые, а я – нет» - думала Антонина. И вспомнила Антонина, как когда-то на Украину к дочке ездила. Гостила там у них неделю. И всё как будто бы и ничего, но, однажды звонит внучка и говорит: «Я сейчас с подружками приду, так ты из кухни не выходи. Закройся там». Она и закрылась. Сидела там, пока подруги не ушли. Стыдится внучка Антонины. Деревенская, мол, она… Пробовала с дочкой поговорить. А та только рукой махнула, что, мол, ты придираешься? Они, мол, сейчас молодые все такие…  Да и от себя добавила:
- Тебе же, мама, ещё и шестидесяти нет, а ты в старуху записалась. Всё о своём огороде да о цветочках думаешь, а о себе не заботишься! Когда в парикмахерской последний раз была? А потом удивляешься… Да со мной женщины твоего возраста работают, посмотрела бы ты на них! Уж, старухами их не назвать!

С тяжёлым камнем на душе домой возвращалась. «Не нужна… Никому не нужна…А то, что о себе не думаю, так дочка права. А когда? Всё о них… Всё для них…» - думала она. И так ей горько стало…

Так вот одна и осталась. Почему же ей не работать? Силы есть, здоровье позволяет, да и деньги лишними не бывают. Детям помогает. Это они Антонину забыли, а она их – нет! И денежками помогает постоянно. Сама экономит, на себя только пенсию тратит, а всю зарплату – им. Как приезжают, у неё всегда есть, что им дать.

И тут однажды, в областной центр её посылают, что-то надо было закупить для склада. Для этого машину в районном автопредприятии взяли. Дорога не близкая, километров сто в одну сторону. Познакомились с водителем. Антоном  зовут. Разговорились. Тот вдовцом оказался, сам с дальних краёв, а в райцентре комнату снимает.
- Ну, что ж, - пошутила Антонина, - вы – Антон, я - Антонина, вы без жены, а я невеста.

Шутила и не думала, что так и будет. А вышло именно так. Понравилась она Антону. Да и он ей – тоже. Вскоре Антон с небольшим чемоданчиком переехал к ней из райцентра в её уютный домик. Стали жить вместе. Оказалось, что и у него руки пришиты туда, куда надо, и человеком оказался он работящим. Тоже не мог сложа руки сидеть.

Думала Антонина, как детям объявить о замужестве? Решила дочкам письма написать, а к сыну сходить и сказать. Они уже с Антоном и заявление в ЗАГС отправили, уже и день бракосочетания назначен. Сидела Антонина весь вечер над письмами. Написала. Не успела отправить, как дочка из Америки звонит, а следом, часа через два и другая, из Украины. Села Антонина на диван, и так тяжело ей стало после разговоров по телефону. Сказали они, что дура мать, не видит, что Антон из-за дома хочет на ней жениться, ему-то жить негде. А по-другому, он бы и помоложе нашёл бы, ведь Антонина старше его на пять лет. И откуда только знают дочки об этом?

Ей и самой не нравилось, что будущий муж моложе, но она узнала об этом только в ЗАГСе, когда документы подавали. Спросила тогда у Антона, как он на это смотрит, а он, смеясь, ответил: «Я же не на документах жениться буду, а на тебе!»

Не успела Антонина от переговоров отойти, как Лариска, невестка прибежала. Антонина и не помнит, когда она была у неё в последний раз, а тут пришла. И прямо с порога:
- Ну, и учудили вы, мама, на всё село нас опозорили!
- Чем же я вас опозорила? - удивилась Антонина.
- Приймака приняли! А о внуках своих подумали? С чем они останутся?

Не стала Антонина с невесткой в спор вступать, попросила только:
- А вечером приходите, и Антон дома будет, вот и поговорим, кто о ком забыл.
- Дома будет! – повторила Лариска Антонинины слова, - Значит, дом его здесь?

Выпроводила Антонина невестку, а сама ещё больше расстроилась. Сидит, ни есть, ни пить, и ничего другого делать не может. Может и правда зря она с этим замужеством затеяла? Сколько сейчас в гражданском браке живут, а ей расписаться захотелось. Не хотелось ей верить в то, что Антон из-за дома женится. Верила Антонина ему, с первого дня верила.

А тут и он вернулся с работы. Увидел Антонину в таком виде, начал расспрашивать. Антонина со слезами на глазах всё ему по порядочку и рассказала. Вытер он слёзы её и сказал:
- А ведь дети правы. Не должен я к тебе жить переходить. Я мужчина, а, значит, тебя должен к себе взять. Надо так и сделать.
- Так куда же ты меня возьмёшь, если дома своего у тебя нет?
- Нет? Так будет. Построю. Деньжат немного накопил, работал всю жизнь. На строительство хватит. А деньги есть, значит, быстро построим. Пока мы и на квартире можем пожить. А дети твои? Не обижайся на них. Не думают, что говорят. Позже поймут…

А вскоре и сын с невесткой пришли. Усадила их Антонина за стол, разные вкусности поставила, угощает. Покушали. Сын с аппетитом, а жена его только в тарелке поковырялась с недовольным видом. И как ужин подошёл к концу, Антон встал и начал говорить. Антонина заслушалась, так красиво он умел говорить, и голосом приятным, и всё по делу. Простой шофёр, а не раз её уже удивлял своими разговорами. Оказалось, что не такой уж он и простой шофёр. Рассказал  за столом о себе. О том, что военный он, отставник, пенсию получает хорошую, жену покойницу сильно любил, потому и не смог в тех краях жить, приехал сюда, куда ещё ребёнком к бабушке ездил. А ещё сказал, что и не надеялся, что сможет вновь полюбить, и не полюбил бы, наверное, если бы Антонину не встретил.

- Мы тут с вашей мамой посоветовались,- сказал в заключении Антон, -  и решили дом этот на вас с сёстрами переписать, а сами в районном центре жить будем, дом там новый построим.   

Сидит сын, голову опустил, и глаза не поднимает. Стыдно, видно. А Лариске не стыдно. Она тут как тут:
- Так может быть, вы здесь останетесь, а нам  дом построите в районном центре? Мы же теперь родня! Вы уже люди не молодые, какая вам разница, где жить? А нам в райцентре хотелось бы пожить…
- Нет! – перебила её Антонина, - Будет так, как наметили. 
   

Хотели Антон с Антониной квартиру снять в райцентре, и пожить пока дом строят. Но повезло им. Квартира у автопредприятия, в котором Антон работал, освободилась, им её и дали. Предложила Антонина не тратить время и силы на строительство нового дома, но Антон не согласился. И то правильно. Что такое квартира? Две комнаты маленьких, ни двора, ни садика, ни огородика нет.  У Антонины трое детей и внуки взрослеют, глядишь, и свои семьи создадут. А потом и правнуки пойдут. Вон, их сколько будет! И надо сделать так, чтобы каждому место в их доме нашлось, чтобы приезжали почаще к ним в гости.

Участок дали большой, и дом тоже большим вышел. Наняли бригаду строителей, за одно лето построили. Конечно, и свои руки приложили, всё сделали по-своему, и дом, и двор, и сад с огородом красивыми получились. Антонина женщина гостеприимная, всех, кто с её села в район приезжает, принимает на ночлег, никому не отказывает. И Антон такой же.

Антонина сидеть дома не стала. В школу пошла работать. Там, как раз завхоз требовался. Не такая уж и большая школа, чтобы Антонине не справиться. Добрую, отзывчивую и трудолюбивую женщину полюбили в коллективе. Подруги у неё появились. У кого, что случалось, то ли свадьба, то ли юбилей какой, без Антонины не обходилось. Всегда поможет и приготовить, и убрать. Что могла, так могла, она это делать.   

Помогали и ей подруги. Живя в своём селе, Антонина не очень обращала внимание на свою внешность. Другое дело, сейчас, когда рядом молодые, красивые и модные преподавательницы работают. Так что, к советам подруг прислушивалась, в парикмахерскую стала ходить, причёску красивую носить. Волосы-то у Антонины густые, волнистые, ни какие-нибудь мышиные хвостики, но в селе своём она их всегда платком прикрывала. Один раз затащили её преподаватели сделать маникюр и педикюр, понравилось. Стала всегда делать. А ведь, не хотела, лишним это считала.

Навестила их дочка из Украины. С внучкой была. С той самой, что от подруг Антонину прятала. Увидела дочка Антонину, воскликнула:
- Мама! Да ты помолодела лет на десять, не меньше!

А внучка начала к себе в гости настойчиво приглашать. «А почему бы и не поехать?» - сказал Антон. Собрались, и как отпуск наступил, поехали. К тому времени и машина у них своя была. На ней и поехали.
 
Удивлялась Антонина. Такие перемены в отношении к ней. Внучка от неё не отходила, вместе в парк гулять ходили, даже с подругами своими её знакомила.

И, вернувшись домой, Антонина всё об этом думала. Что же послужило причиной этому? И не только внучка к ней ближе стала, даже вредная невестка Лариска подобрела. А уж, как день рождения у Антонины, так всегда полный дом гостей! Как хорошо, что Антон настоял, и они построили этот большой дом!  В одной из самых просторных комнат Антон стол поставил большой. Антонина не могла понять: ну зачем он такой? Оказывается, нужен! Всем места хватает, сколько бы гостей не приехало.   

Как-то к Антону сослуживец в гости приехал. Антонина постаралась, приготовила вкусные блюда, стол накрыла на улице в беседке. Посидели, поговорили. Телефон в доме зазвонил. Антонина встала, пошла. Дочка с Америки звонит, в гости зовёт. Сама-то она приезжала недавно к Антонине, с мужем-американцем, с детьми. Спрашивала тогда она у внучки про американских женщин, так внучка сказала: «Таких, как ты, бабушка, красивых там нет!» Надо же было так сказать! Поговорила Антонина с дочкой, потом возвращается в беседку и слышит, сослуживец говорит: «Ну и женщину ты отхватил! Хороша! И красавица, и мастерица!» «Да, - ответил муж, - повезло мне с ней!»

Вернулась Антонина в дом, и от радости расплакалась. Это же ей повезло, что встретила Антона! Это он смог жизнь её перевернуть,  и такие отношения между всеми выстроить…

«Столько лет прожила, - думала Антонина, глядя в зеркало, - и не знала, что красивая я».  Она улыбнулась своему отражению, и направилась в беседку, где без неё уже скучали  мужчины.