Золотая гора Хупай

Борис Жевлаков
         До своей первой поездки на полеты с ребятами, изготовившими своими руками дельтаплан, мне НИКОГДА не доводилось видеть кого-либо, летящего над землей с помощью крыла.

         Я, конечно, видел полеты авиамоделей, представлял (правда, долгое время не наблюдал воочию) прыжки с парашютом, смотрел хронику первых полетов бипланов Блерио, самолета братьев Райт.

         Но только выполненный впервые полет на дельтаплане с низенькой горки позволил мне ощутить себя тем самым пионером авиации, какими были ее основатели.

         Еще долго впоследствии я внутренне изумлялся, наблюдая за плавным скольжением в воздухе треугольного крыла, безопасно несущего на себе пилота.

         Для меня погружение в стихию реальных полетов произошло настолько стремительно, неожиданно, что это сразу и надолго завладело всеми моими стремлениями и желаниями.

         Мы не были избалованы авиационными зрелищами. Проплывающие в небе над головой самолеты казались обыденным техническим действием. И только стремительный разбег в небо, шуршание ветра и земля, проплывающая под тобой на высоте 20-50 метров, доставляли опьяняющее чувство полета, движения ВНЕ ЗЕМЛИ.

         Именно дельтаплан продемонстрировал и силу ветра, переворачивающего крыло вместе с пилотом еще до старта, и силу крыла, опирающегося на невесомый воздух и несущего тебя над землей.

                -   -   -

         С того самого дня, как я впервые пролетел несколько десятков метров над склоном горы, жизнь моя сильно изменилась. День за днем проходили в планировании очередных полетов, мелких ремонтах каркаса дельтаплана, пошиве летного комбинезона, встречах с ребятами, обсуждении прошедших выходных с выездом на полеты.

         В нашей среде вполне серьезно и регулярно стали звучать такие термины, как «разбор полетов», «предпосылка к летному происшествию», «жесткая посадка», «срыв потока», «потеря воздушной скорости», «сваливание на крыло», «посадка с попутным ветром» и т.д.

         Все чаще стали изучаться доступные  данные о новых конструкциях крыла, об увеличении угла при вершине крыла, двойной обшивке купола и плавающей поперечине.
Разбирались планерные термины «искать термик», «восходящий поток», «турбулентность в полете», «полет на экране».

         Набирали силу конструкторские решения золоторуких инженеров и слесарей в дельтапланерной секции. Предлагались новые, СВОИ чертежи крыла (называемого «купол»), каркаса дельтаплана, изменение типа подвески.

                -   -   -

         Создание областной федерации дельтапланерного спорта под эгидой Областного ДОСААФ придало нашей секции статус особенного, АВИАЦИОННОГО подразделения в городе. На первом общем собрании единогласно избран председатель федерации – руководитель дельтапланерной секции ПО «Полет» Валера Красиков.

         Отсутствие опыта организационной работы не смутило Валеру. Он раздобыл инструктивные документы, пришедшие из Москвы, и активно занялся разработкой планов и регламентных документов.

         Составлен список дельтапланерных секций области (к тому моменту их уже было свыше двух десятков),  всем было разослано «Руководство по производству полетов», оформлены летные книжки, появилось расписание занятий по теории полетов и практической аэродинамике.

         Тогда же появилось положение о «Первом чемпионате области по дельтапланерному спорту».

         В нашей секции была создана команда для участия в этих соревнованиях. Был включен в ее состав и я. Так, неожиданно, я возвратился в мир спорта. Последний раз я выступал в областных соревнованиях (по спортивной гимнастике) ровно десять лет назад…

                -   -   -

         Поселок Аскарово находится в 46 километрах от Магнитогорска. Именно там, на горе Хупай, в октябре 1979 года были проведены первые областные соревнования по дельтапланерному спорту.

         Высота горы Хупай 300 метров. Долина у подножия горы ровная, практически без деревьев и кустов. Широкая площадка напротив поселка почему-то у дельтапланеристов носит название Свердловская поляна.

         Целый день пилоты облетывали крутой западный склон горы. Из-за направления и силы ветра (запад, 5-7 метров в секунду), стар-тов с хребта напротив поселка не производилось.

         Как почти всегда на полетах, не обошлось без ЧП. При старте с середины склона  знаменитый в наших кругах пилот Володя Граф (команда города Миасс), из-за сильного ветра и небольшого собственного веса, был поднят на высоту, превышающую высоту хребта, и унесен на его другую, восточную сторону.

         Была организована спасательная экспедиция на УАЗике магнитогорцев. В ее состав, разумеется, был включен и я. Перевал через хребет находился в восьми километрах южнее.

         Взобравшимся на перевал спасателям предстала такая картина. У самого края дороги, всего в километре от  нас, была видна фигура Володи Графа в ярко-желтой ветровке, который неторопливо нес на плече собранный в длинный пакет дельтаплан.

         Мы все радостно его приветствовали, хлопали по спине, предлагали горячий кофе. Смущенный, немногословный Володя обыденным голосом поведал о своей трудной посадке на кустарник, о небольшом порыве купола и пешем переходе через горный ручей.

         Я, почему-то, представил, что именно так, без пафоса и эмоций, он бы докладывал о посадке на Луну. Кстати, именно в этом году в составе группы ленинградских альпинистов – дельтапланеристов Владимир Граф совершил первый в СССР полет на дельтаплане с вершины горы Эльбрус.

         Вечером, наконец-то, провели общее собрание участников и официальное открытие соревнований.

         - Ну вот, соревнования открыли, теперь погоды не будет, - пошутил кто-то из пилотов в толпе.

                -   -   -

         Из статьи Александра Иващенко, заместителя председателя областной  федерации дельтапланерного спорта «Полеты небесных парусов», газета Магнитогорский рабочий, 1979 г.:
               
         «… Четыре команды выставили челябинцы (две – спортивный клуб «Полет», по одной – государственный университет и политехнический институт). Три команды выставили магнитогорцы (МГМИ, Аэропорт, ММК), по одной команде – Златоуст, Миасс, Сатка».

         « … Первый день – день пристрелки. Магнитогорские горы понравились всем. Трудно найти другое такое место поблизости от крупных городов области с такими идеальными условиями. Горы – без лесов, мощные потоки ветра. Нам, челябинцам, приходится ехать за тридевять земель, чтобы совершенствовать полеты на дельтаплане.

         Во второй день разыгрывались медали по трем упражнениям: на точность приземления, на продолжительность полета и полеты с отворотами по курсу…».

         Просты условия первого упражнения. Высота полета – 100 метров.  Длина  дистанции полета от места старта до зачетного круга – 400 метров. Радиус зачетного круга (в него должен приземлиться аппарат, иначе попытка не засчитывается) 25 метров.

         Диаметр пятачка приземления – 10 сантиметров. Попробуй попасть точно на пятачок, если ветер – непостоянный, резкий, и аппарат от малейшего неправильного движения может уйти в сторону.

         «… Из 34 пилотов, выполнявших это упражнение, в зачетный круг приземлились не больше десяти. А уж точно в пятачок удалось приземлиться только двум дельтапланеристам  – пилоту Борису Жевлакову и Евгению Сабурову.

         Вот и простое упражнение!

         И упражнение на продолжительность полета лучше всех выполнили челябинцы. Казалось, их дельтапланы держит в воздухе неведомая сила…».

         Хозяев чемпионата области, спортсменов Магнитогорска (МГМИ и Аэропорт) постигли досадные неудачи – поломка аппаратов при жесткой посадке. Азартные магнитогорцы стремились изо всех сил приземлиться в зачетном круге. При перелете точки приземления ручка трапеции отдавалась так  интенсивно, что взмывающий вверх дельтаплан шлепался на землю с высоты 2-3 метра, загибая консоли и ломая трапецию...

         А поломки конструкций при падениях или жестких приземлениях не дают права продолжать соревнования. Сказался недостаточный уровень подготовки молодых пилотов-дельтапланеристов Магнитогорска.

                -   -   -
 
         Полеты с разворотами можно сравнить, наверное, с горнолыжным слаломом. Это самое трудное упражнение. Кто владеет секретами виражей в воздухе, про того можно сказать, что он владеет техникой полета на дельтаплане.

         Особенность  полетов с изменением курса (виражами) заключается в том, что при разворотах происходит заметная потеря высоты (за счет скольжения крыла в сторону поворота и снижения его подъемной силы).

         После выполнения всех контрольных разворотов многим пило-там не хватало высоты, чтобы дотянуть до зачетного круга.

         В нашей команде был освоен разворот без потери высоты (техника первого чемпиона страны Андрея Кареткина). Перед выполнением этого элемента ручка трапеции прибиралась к себе для набора скорости, а затем отдавалась от себя  с одновременным энергичным движением корпусом в сторону разворота.

         Разворот получался быстрым, без потери (а иногда и с набором!)  высоты и скорости полета.

         Мы благородно поделились секретом прохождения разворотов без потери высоты со всеми участниками полетов.

         Но… после завершения соревнований.

                -   -   -

         Тогда же, после завершения зачетных полетов, Олег Михайлович Рагозин продемонстрировал свой новый летательный аппарат открытого класса, который значительно увеличивал длительность, высоту и дальность полета.

         Об Олеге Михайловиче Рагозине необходимо рассказать особо. Самый старший из присутствующих дельтапланеристов (ему исполнилось к тому времени 42 года), подтянутый, с густыми стрижеными усами, в кожаной кепке и куртке, под которой был военный китель защитного цвета, он напоминал пилотов начала века.

         Рагозин работал в Златоусте на военном предприятии инженером-исследователем и имел звание майора.

         Его лицо с пытливыми и внимательными глазами, тихий голос без эмоций, бумажный блокнотик в руках неожиданно создавали об-раз ученого-изобретателя, постоянно исследующего окружающий мир.

         Он казался слушателем даже тогда, когда своим тихим голосом что-то рассказывал.

         Все с удивлением рассматривали совершенно необычную конструкцию крыла Олега Михайловича. Оно впервые  было оснащено щелевыми закрылками. Сложная конструкция позволяла избежать срыва воздушного потока на концах крыла, превращая, таким образом, крыло в безопасный парашют.

         Кроме того, при наборе высоты и скорости, крыло демонстрировало удивительные качества: устойчивость к перевороту при крутом пикировании и высокую скорость в потоке воздуха. Для такого крыла сильный ветер не являлся непреодолимой стенкой.

         Как-то невзначай, из реплик его молодых пилотов, выяснилось, что именно этот скромный человек одним из первых в нашей стране, еще в 1967 году, построил управляемый дельтаплан, названный им «Парапланер».

                -   -   -

         В упражнениях на продолжительность полета снова пригодилась техника разворота дельтаплана на месте. Это позволило нашей команде при старте с фиксированной точки на склоне маневрировать в воздухе значительно дольше пилотов других команд.

         Ближе всех к нам по результатам полетов на время оказалась команда Златоуста. Крыло Рагозина летало лучше нашего, но опыта разворотов и виражей птенцам Олега Михайловича не хватило. Команда Златоуста заняла в этом упражнении второе место.

         Полеты на время затянулись до самого вечера, и судейская бригада отложила оглашение результатов до следующего дня.

         Вечером уставшие ребята вспоминали успехи и неудачи полетов, подшучивали над хозяевами соревнований, которые весь день провели в ремонтах своих аппаратов, пили крепкий чай.

         На языках вертелась тема полетов с вершины горы Хупай. По регламенту соревнований, учебные и рекордные полеты в период проведения соревнований запрещены.

         Завтра, после закрытия соревнований, трое пилотов (Борис Жевлаков, Женя Сабуров  и Олег Михайлович Рагозин) планировали полет с вершины горы, с высоты 300 метров.

         Опыт высотных полетов был только у Володи Графа, но из-за летного происшествия в первый день соревнований, он не надеялся получить допуск к полетам с вершины горы Хупай.

                -   -   -

         «… В командном зачете первое место завоевала команда ПО «Полет», под руководством Валерия Красикова (пилоты Борис Жевлаков, Владимир Комельков и Игорь Полешев).

         Второе место завоевала команда из Златоуста. Ее подготовил за весьма короткое время опытнейший дельтапланерист нашей области Олег Михайлович Рагозин.

         Третье место досталось пилотам дельтаклуба Челябинского государственного университета  под руководством Валерия Черненко (пилоты Михаил Чмелев, Евгений Сабуров и Андрей Ярин). Они выполняли полеты на своем новом аппарате «Циррус-2».
А.Иващенко, «Магнитогорский рабочий», 1979 г.

                -   -   -

         Третий, заключительный день Первых областных соревнований по дельтапланерному спорту, был посвящен награждению победителей и показательным полетам с вершины горы Хупай.

         Все аппараты, за исключением трех, участвующих в показательных полетах, были разобраны и упакованы, укреплены на багажниках автомобилей и в салоне автобуса.

         На Свердловской поляне красовались желто-зеленый «Кардинал» из ПО «Полет», серебристое щелевое крыло из Златоуста, и раскрашенный во все цвета радуги «Циррус-2» студентов из ГосУниверситета.

         После торжественного оглашения результатов соревнований и церемонного вручения медалей и грамот победителям, вся дружная ватага пилотов, распределившись по различным участкам склона, помогла затащить дельтапланы на самую вершину горы.

         Ветер дул ровный, направление его идеально соответствовало профилю горы – точно в лоб (на запад). Наш автобус, машины и палатки внизу казались игрушечными, а люди напоминали фигурки лилипутов из книги Джонатана Свифта.

         Первым стартовал я. Крутизна точки старта вызывала страх споткнуться при разбеге и кувыркаться до самой Свердловской поляны.

         Но как только я поднял крыло на плечи, ветер упруго наполнил купол, и для взлета хватило всего двух шагов.

         Всего через 3-5 секунд я оказался в бездонном пространстве. Крыло казалось висящим неподвижно, настолько с высоты было неощутимо продвижение вперед. Только привычный свист ветра в тросах и легкая управляемость аппаратом позволили справиться с волнением и оглядеться.

         Было ощущение, что я лечу без снижения. Подумалось, что так и я, как Володя Граф, перемахну за хребет и буду лететь до самого  Магнитогорска. Выполнив плоский вираж, я увидел еще два купола, парящих в небе.

         Оценив запас высоты, я заложил крутой вираж в левую сторону, после чего зафиксировался в центра трапеции. Мне впервые удалось выполнить разворот на 360 градусов. До этого высоты, на которых проходили наши тренировочные полеты (до 70 метров) не позволяли пилотам выполнять этот элемент.

         Аккуратно приземлившись, я отцепил подвеску от килевой балки и вылез из-под крыла. Встречали меня недовольный главный судья соревнований Борис Щербаков  и радостный Валера Красиков.

         За нарушение полетного задания и выполнение связанного с риском упражнения я получил выговор судьи и был заключен в объятия Красикова. Выяснилось также, что моему безрассудному примеру последовал Олег Михайлович Рагозин.

         Благодаря своему непререкаемому авторитету среди дельтапланеристов, Олег Михайлович взыскания избежал.

         Женя Сабуров выполнил идеальную посадку возле палатки нашей команды. Я водрузил на плечи дельтаплан и понес его в сторону нашего автобуса. Нести дельтаплан в собранном виде по ровной Свердловской поляне было нелегко…
 
                -   -   -

         Вспоминая те счастливые годы, я благодарю судьбу и профессию врача, которые  однажды привели меня в этот удивительный мир МАЛОЙ АВИАЦИИ, ставший для меня БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ на долгие годы.

         И какой бы новый тип летательного аппарата я ни осваивал, как бы ни гордился самостоятельными полетами на мотодельтапланах, самолетах и даже вертолете «Робинсон», перед моими глазами неизменно возникает то волшебное треугольное крыло, которое бережно несет меня в БЕСКРАЙНЕЕ НЕБО…



07.01.2011 г