Утомленные михалковым

Дмитрий Лиханов
Не отношу себя к профессиональным кинокритикам. Мало того: в кинотеатре я покупаю поп корн и, что у ж совсем отвратительно, сладкую американскую газировку. Правда, я бывал в Каннах и даже пил шампанское в "Маджестик", где чествуют киногероев. И даже ходил по красной дорожке, когда меня фотографировала одна знакомая дамочка. Я даже знаком с некоторыми мэтрами российского и западного кинематографа. Но даже это не даёт мне права судить о кино профессионально. Так что я сделаю это по-обывательски неграмотно и, естественно, однобоко.

Речь о фильме Никиты Сергеевича Михалкова "Предстояние", который я, как и всякий обыватель и обломов, посмотрел, развалясь на диване, попивая "бордо" позапрошлого года. Я понимаю, что такие фильмы, наверное, нужно смотреть по стойке смирно. И ронять в бокал слезу. Только у меня никак не получалось. Ни стойка, ни слеза.

Я вообще хотел вначале посмотреть этот фильм в кинотеатре. Но пока собирался, показы почему-то повсеместно прикрыли и на момент моей готовности показывали только в четырех кинотеатрах. Да и то - днём. Моя обломовская логика подсказывает мне, что это оттого, что фильм в прокате оказался никому не интересен. Он не сделал кассы. А, значит, попросту провалился. Можно это всё списать на психологию развращенного русского народа, для которого "Шрэк" милее Михалкова. И отчасти это, действительно, правда. Народ наш стал падок на всевозможную дрянь, которая льётся с экранов телевизоров и киноэкранов. Но ведь "Предстояние"  смотрел и другой народ - тот, что решает судьбу пальмовых веток в Каннах, а, значит, в кинематографе более искушенный. Но ведь и они, подлецы, зашикали классика и не дали ему ну, совсем ничего. А многие, говорят, даже выходили из зала. И по-французски плевались. Так, может, дело не в народе, а в самом фильме?

Когда я смотрел ВЕЛИКИЙ фильм Михалкова (именно так анонсировался он в пред прокатной компании, меня не покидало чувство, что я где-то это всё видел. Фрагменты буквально. Крохотные эпизоды. Тут и высадка союзных войск в Нормандии из "Спасти рядового Райна", и плавающая в море толпа из "Титаника", и восторженные лица юнкеров из михалковского же "Сибирского цирюльника" и сожжение сарая из климовского "Иди и смотри". Может быть, только история про девочку и мину и взорванный православный храм - из ряда михалковских находок.

Вообще, случайно или намеренно, "шедевр" оказался каким-то клиповым. Только без саундтрэка. Клип про торт и Сталина.  Клип про кремлевских курсантов. Клип про бомбежку баржи. Их несколько в фильме. И если бы монтажер вырезал из этих клипов самого Михалкова и его дочку, да подложил под них какой-нибудь рэп или "священную войну", то это всё можно было бы смело показывать по МТВ. Уж очень всё красиво. Правильно. Не побоюсь этого слова, добротно. Даже кишки под танковыми гусеницами. Даже оторванная нога курсанта.

Теперь о кишках. Та война была, действительно, кровавой. Как, впрочем, и любая война, в которой гибнут люди. И, что, Никита Сергеевич считает будто мы этого не понимаем. Или забыли? Или он думает, что мы не видели крови и её вид доставляет нам особые ощущения? За свою жизнь я видел немало фильмов о войне, в которых крови вообще не было. Была, разумеется, смерть. Было предательство, страстная любовь к родной земле, родине и родным. Но крови - ни капли. Более того, многие из этих фильмов было вообще черно-белыми. Как, например, потрясающий по режиссуре калатозовский шедевр "Летят журавли" (взявший, между прочим, золотую пальмовую ветвь в Каннах). Возможно,Михалков считает, что человеческие кишки на танковых траках впечатлят русский народ гораздо сильнее игры Баталова. Я не знаю. Но посыл выглядит именно так.

К слову об актерских работах в "Предстоянии". Не смотря на приличный, буквально звездный состав, все участники действа, даже прекрасный Меньшиков, остались где-то на периферии. Создается впечатление, что Никита Сергеевич сократил их значение и игру уже на стадии сценария, да и в самом фильме не дал ничего сказать. Странно, что они вообще согласились в этом фильме играть, а не отказались, как это сделала Ингебора Допкунайте, чья героиня (жена комдива Котова) появляется в фильме всего четыре пять раз. Странно, что Петренко согласился.
Стычкин. И прежде всего, естественно, Меньшиков. В "Утомленных солнцем" роль гэбиста Мити - это настоящая и полнокровная роль первого плана, которую Меньшиков сыграл просто блестяще. Что же ему досталось от Михалкова в "Предстоянии"? Напряженно таращить глаза на Сталина? Да десять минут беседовать с особистом Маковецким? И это роль? Создается впечатление, что все наши звезды были нужны Никите Сергеевичу исключительно для того, чтобы подчеркнуть собственную игру, но даже более - дочери Нади.

Я вовсе не против семейственности. Если она обоснована.Если от этого родства кому-то кроме самих родственников, есть польза. В случае с Надей Михалковой слишком много натяжек. Я не могу сравнить её игру с игрой Татьяны Самойловой, а уж, тем более, Веры Марецкой. Я думаю, что она не дотягивает даже до вторых ролей захолустногопровинциального театра. Такое моё, обывательское мнение, об игре этой актрисы. Скорее всего, дома ей говорят совсем иное. И пирогами с капустой кормят. И убеждают несчастную девушку в её исключительной актёрской одаренности. Во всяком случае я бы на месте Михалковых поступал именно так.

Но я простой обыватель, любитель бордо и мой сын, слава Богу, не пишет идиотских заметок, хотя и учился с Надей в одной школе. Но если бы у меня была взрослая дочь, я бы ни за что не позволил бы ей раздеваться перед миллионами людей, как это сделал в финальных кадрах своего "шедевра" Никита Сергеевич. Просто потому, что это гадко и мерзко. Даже если ты мэтр отечественного кино.

Размышляя над фильмом Михалкова, я пришел к выводу, что Никита Сергеевич из сферы киноискусства, в которой он обитал все предыдущие годы, плавно перетёк в область PR и модернизации, о которой в последнее время так много глаголют меньшевики. А вместе с этим перетеканием куда-то уходит михалковский талант, тот самый, пусть и "совэкспортфильм",  со всеми его цыганами, медведями и чёрной икрой, который так любил и ценил западный обыватель. Мне кажется, Михалков просто стареет. Он выдохся. Ему уже нечего нам сказать. Это процесс, к сожалению, неизбежный и не обратимый. И тут, как говорится, ничего не поделаешь. Всем нам, обывателям, остаётся его только жалеть.
И помнить Михалкова до той самой поры пока он ещё не создавал ВЕЛИКИХ фильмов о ВЕЛИКОЙ войне.