Ит апаран олсун

Джейхун Кулизаде
Ит апаран олсун (1)

Когда ужин в ресторане, с моим близким другом Тимуром, подходил к концу, к нашему столику приблизился молодой человек. Увидев его, Тимур вскочил со своего стула:

- Октай! Земеля! Сколько лет, сколько зим! Так рад тебя видеть!

- Я тоже рад тебя видеть, - ответил молодой человек, по-дружески обнимая Тимура.

- Давай, присаживайся, выпьем за встречу, поговорим, - настоятельно предложил Тимур.

- Вообще-то я в компании своих сослуживцев, - опускаясь на свободное место, сказал Октай. - Обмываем мою очередную звездочку... Но с тобой не выпить... Это же сколько лет мы не виделись, с тех пор как вернулись из армии? Лет десять, наверное.

- Почти одиннадцать, - поправил Тимур армейского друга.

- Да уж... летит времечко... А что за звездочка, которую ты обмываешь? Ты что военный? - удивился Тимур.

- Нет, не военный. Но форму ношу. В милиции я служу. В ГАИ. Вчера, вот, капитана дали, - пояснил Октай.

- Так это же здорово! - обрадовался Тимур. Теперь у нас в ГАИ будет свой человек! Будет к кому обратиться, если что, - добавил Тимур, и подмигнул мне.

- Ну а как же иначе! В любое время! Разве друзьям можно отказать в помощи, - ответил Октай, обращая свой взор на меня, и тем самым давая понять, что данные слова относятся так же и ко мне.

Тимур подозвал официанта и заказал бутылку коньяка. Мы выпили за встречу армейских друзей и мое знакомство  с Октаем. Затем новоиспеченный капитан ГАИ извинился, и сказав, что его ждут коллеги, обменялся номерами телефонов с Юсифом, и удалился.

- Я позвоню тебе на днях, - кинул на последок Октай, удаляясь от нашего столика.
 
Посидев еще минут пятнадцать, мы с Тимуром расплатились с официантом и разошлись по домам.


Через две недели, в пятницу, я был неожиданно приглашен на свадьбу. Молодожены были мне мало знакомы, но вот папаша невесты, Исрафил, был моим равноправным деловым партнером в небольшом, но довольно таки прибыльном бизнесе. Несколько лет назад нас "свели" на одной вечеринке наши общие знакомые, и усилиями моего “капитала” и связей Исрафила на “самом верху”, мы создали компанию, которая стала приносить нам хорошие дивиденды. Встречались мы исключительно по работе и на работе, возможно из-за двадцатилетней разницы в возрасте. Я уважал его седины, а он никогда не показывал свою "значимость". 

Итак, мне предстояло идти на свадьбу дочери моего компаньона в малознакомую компанию. Конечно же, идти совсем не хотелось. Тем более, что я давно запланировал выехать в этот вечер со своей девушкой в пансионат на выходные. Но не пойти - значить сильно обидеть уважаемого партнера. Тогда, чтобы не нарушить свои планы и не обидеть компаньона, я решил: "забежать" на свадебный банкет, быстренько поздравить молодоженов, и не заметно удалиться.

Подъехав к ресторану, где проходило свадебное торжество, я свернул на стоянку, которая располагалась позади него, и поставил машину так, чтобы в любой момент можно было беспрепятственно выехать. Шагая от стоянки к ресторану я заметил машину ГАИ, которая стояла у входа, и в которой, как мне показалось, рядом с водителем сидел мой новый гаишный знакомый Октай.

Я сделал вид, что не замечаю его, и войдя в ресторан, направился в сторону банкетного зала.

Надеюсь он не заметил меня, и мне потом не придется извиняться за свое невежество, - успокоил я себя.

У входа в зал стоял Исрафил и приветствовал прибывающих гостей. Приняв мои поздравления, он шепнул мне на ухо, чтобы я не уходил со свадьбы не переговорив с ним, так как у него ко мне имеется очень серьезное дело.

Это нарушало мои планы "незаметно смыться", но я не подал виду, и кивнув ему головой, прошел в зал.
 
Там меня “подхватил”, по-видимому, один из родственников жениха, который занимался рассаживанием гостей на заранее обозначенные места, и усадил за один стол с молодыми людьми, которые, несмотря на то, что свадьба только-только началась, уже успели опустошить одну бутылку водки и откупорили другую.
Я выпил с ними одну рюмку за здоровье новобрачных, и стал не спеша разглядывать жениха с невестой, которых я до этого ни разу не видел.
Дочь моего компаньона оказалась полноватой и не очень привлекательной. Особенно это было заметно на фоне красавца-жениха, который всем своим видом показывал, что знает себе цену и дорого возьмет за свою свободу.
Подтверждение моей догадки не заставило долго ждать. К нашему столу подошел отец невесты, и взяв меня по-дружески под руку, вывел из зала в фойе, а оттуда провел в комнату администратора, где был накрыт небольшой стол с выпивкой и фруктами.

Исрафил нервно улыбался, стараясь не смотреть мне в глаза, и мне это не нравилось. Было предчувствие чего-то нехорошего. Что бы это могло быть? О чем он хочет поговорить со мной на свадьбе своей дочери, что не дает ему смелости смотреть мне в глаза?

Давай выпьем за молодоженов, - предложил он, разливая коньяк в хрустальные фужеры.

- Пусть будут счастливы, и нарожают тебе много внуков, - сказал я, поднимая свой бокал.

Мы выпили, и Исрафил, наконец, “выложил” свой "разговор".

Извиняясь, что ставит меня перед фактом, он объявил, что решил подарить молодоженам, а точнее своему зятю, нашу совместную компанию, и просит моего согласия на это.

Мне показалось, что я ослышался, и хотел было переспросить, правда-ли то, что я слышу, но он, не дождавшись моего вопроса, подтвердил сказанное им выше:

- Моя дочь, это единственное ради чего я живу. Пожалуйста, не отказывай мне, - властно произнес партнер. -  Я ведь уже обещал дочери, что передам компанию её мужу. А раз я обещал - то обязательно выполню. А тебе выплачу компенсацию. Все вложенные тобой деньги я верну тебе немедленно. Давай решим это мирно и без головной боли, - заключил он.

Такое хамское поведение партнера повергло меня в шок. Я слышал много всякого о разных проблемных ситуациях с компаньонами по совместному бизнесу, но такого мне слышать ни разу не приходилось. Он что, думает что я ему мальчишка, и он так легко может меня кинуть? Он, видите ли, хочет решить все мирно! А если я не соглашусь! Тогда что!? Что он мне сделает? Исрафил, конечно, фигура сильная и с большими связями, но и я не вчера родился. Нет уж, так легко он меня на "понт" не возьмет! И терять налаженный прибыльный бизнес я не собираюсь. Что я и высказал ему незамедлительно.

Компаньон молчал, нахмурив брови, а я, не зная что еще говорить в сложившейся ситуации, налил себе коньяк, выпил залпом и закурил. Внутри все кипело от беспредела компаньона, и мне стоило больших усилий, чтобы не наброситься на него с кулаками.

- Ладно... - наконец выдавил из себя Исрафил. - Не хочешь по хорошему, будем действовать по...

Но я не дал ему закончить его фразу, и схватив за грудки, прижал к стене:

- Ты можешь угрожать мне сколько угодно, но из дела я не выйду. Ты понял меня!? - смотря прямо ему в глаза, произнес я.

Он, по-видимому, не ожидал от меня такой агрессивности, и стоял неподвижно в растерянности. И я, видя что он не сопротивляется, не стал ждать от него ответа - понял он меня или нет, освободил свою хватку, хлопнул дверью, выходя из администраторской, прошел сквозь куривших в фойе гостей, и вышел на улицу.

Там по-прежнему стояла машина ГАИ, что меня немного насторожило. Ведь по всему известному неписанному закону, гаишники не “караулили” у ресторанов подвыпивших клиентов, приехавших на личном автотранспорте . Алкоголя во мне было не много, но достаточно, чтобы стать жертвой бдительного автоинспектора. Поэтому, я сделал вид что ожидаю кого-то, и отойдя немного в сторону, прикурил сигарету.

Через минуту-другую из машины вышел Октай и еще двое гаишников. Они поднялись по ступенькам, и вошли в ресторан. Увидев, что в машине ГАИ никого нет, я поспешил на стоянку к своей машине, включил зажигание, и прежде чем тронуться с места, несколько раз огляделся, убедившись что поблизости нет никаких ментов.

Конфликт с Исрафилом сильно испортил мне настроение и окончательно нарушил мои планы на выходные. Я решил отложить поездку в пансионат до разрешения возникшей проблемы, и поэтому, вместо того чтобы, как обещал своей девушке, заехать за ней, направился домой. Необходимо было собраться с мыслями и в спокойной обстановке проанализировать случившееся на свадьбе. Когда до дома оставалось всего пару кварталов, я услышал позади моей машины милицейскую сирену и команду через громкоговоритель остановиться. Я подчинился. Сбавив ход и сдав вправо, я остановился в безлюдном переулке.

- Старшина ДПС Ибадов. Предъявите, пожалуйста, ваши права и техпаспорт, - отчеканил, подошедший к моей машине, плотного телосложения автоинспектор.

- Пожалуйста, - ответил я, не выходя из машины, и передал ему свои права и техпаспорт, куда заранее вложил стодолларовую купюру.

Я за рулем спиртным особенно не злоупотребляю, но случаи, как например сегодня, в моей жизненной практике случались, и поэтому таксу за данное нарушение я "выучил" хорошо. Обычно этой суммы было более чем достаточно, чтобы откупиться от гайцов. А однажды, при виде зеленого Бенджамина, они даже эскортом довели меня до самых дверей моей квартиры. Но сегодня, видимо, звезды на небесах расположились не очень удачно для меня.

- Что это? Взятка? - спросил автоинспектор, извлекая деньги из техпаспорта и делая суровое лицо.

Проблемы с ментами мне сегодня были особенно не к чему, и мне необходимо было полностью сконцентрироваться на Исрафиле.

- Реис(2), если мало, то ты скажи - я добавлю, - зная какие они продажные, с улыбкой сказал я.

В ответ старшина начал что-то громко выкрикивать, открыл дверь моего автомобиля, выхватил ключ из замка зажигания, вытащил меня из машины и толкнул в спину. На крик прибежал второй гаишник в форме лейтенанта и закрутил мне руки за спину.

- Вы чего беспредельничаете! - Объясните, что случилось? - выпалил я первое, что пришло мне на ум, в полной растерянности.

- Дача взятки и сопротивление сотрудникам милиции при проверки документов, - нагло ухмыляясь объявил лейтенант. Затем, достал наручники и приказал мне выставить руки вперед.

Я подчинился, вытянув руки, но в тоже время все еще не терял надежды, что случилось простое недоразумение, которое необходимо прояснить.

- Ребята, а из какого вы отделения? Кто у вас главный? - стараясь повернуть ситуацию в миролюбивое русло предельно вежливым тоном спросил я.

- Вот приедем в отделение - там все и узнаешь, с издевкой ответил лейтенант и защелкнул на моих запястьях наручники.

Затем лейтенант вместе со старшиной, взяв меня с двух сторон за локти, подвели к милицейской машине, открыли заднюю дверь и буквально забросили меня на заднее сиденье.

Несколько секунд, полулежа на боку, я усиленно размышлял, что же все-таки могло быть причиной такого жесткого обращения ко мне со стороны обычных гаишников, но на ум ничего не приходило. Ну не помню я чтобы мне приходилось с ними до этого сталкивался и тем более "перейти им дорогу". Хотя, лицо и фигура старшины показалась мне, как-будто, знакомой. И лишь только когда сидящий на переднем сиденье офицер обернулся назад, я вспомнил, где я его видел.

- Ну, здравствуй Джавид, - сказал он, с выражением сожаления на своем лице. -  Не ожидал?

- Октай!?...Ты? - выдавил я, не зная радоваться мне, или подчиниться внезапно возникшему предчувствию беды.

- Да, я. Вижу и ты узнал меня, ответил капитан, тяжело вздохнув. - Хотя, не знал, что "объектом" окажешься ты.

- Каким "объектом"? Ты о чем говоришь, Октай? Может все-таки объяснишь, что здесь, в конце-концов, происходит!- почти закричал я, пытаясь перейти в сидячее положение.

- Объясню. Все объясню, - не волнуйся так. Я же здесь. Я тебе помогу, сказал он не громко, как-будто специально, чтобы его мог услышать только я. Потом развернулся и громко крикнул в окно автомобиля ожидавшим там напарникам: Поехали!

Лейтенант усадил меня в вертикальное положение и уселся рядом, а старшина сел за руль, включил зажигание и прислужливым взглядом уставился на капитана.

- Чего стоим? Поехали, я сказал, - прикрикнул на старшину Октай, видя что машина не двигается с места.

- Куда? - трусливо переспросил старшина, боясь разгневать капитана.

- На воздух. Подышим сперва свежим морским воздухом, - тяжело вздохнув, сказал Октай уставшим голосом.

- Понял! - засиял старшина, обрадовавшись, что капитан не разгневан.

Машина плавно тронулась с места и покатила в сторону приморского бульвара, проехала вдоль него и разогнавшись направилась за город.

Я был в полном недоумении куда мы едем, по-прежнему не понимал, что происходит, и чего от меня хотят. Одно успокаивало, что Октай обещал все объяснить и помочь. Он, ведь, армейский друг Тимура, а Тимур мой друг детства.

- Все будет нормально, - успокоил я себя, когда наша машина остановилась на пустынном берегу дикого пляжа.

Меня молча вытащили из машины и усадили на холодный песок, после чего лейтенант сильно пнул меня ногой в живот.

- Тихое место здесь, Джавид. Если пристрелить кого, то ни одна душа не услышит и не увидит, - глядя куда-то в сторону моря сказал Октай.

- Реис, пристрелить его? - спросил лейтенант, вытащив пистолет из кобуры и приставив его дуло к моему виску.

- Не надо этого делать. Убери пистолет. Он сделает все, как мы ему скажем. Ведь так, Джавид? - повернувшись наконец ко мне лицом спросил Октай. - Снимите с него наручники, - приказал он своим подчиненным.

- Чего я должен сделать!? - почти закричал я глядя на Октая, когда лейтенант высвободил мои руки и приподнял на ноги.

- Ничего трудного, Джавид. Пойдем, сядем, - ответил Октай, слегка подтолкнув меня в сторону машины.

Мы уселись на заднем сидении и Октай протянул мне папку, в которой лежала уже заверенная нотариусом моя доверенность Исрафилу по управлению всей компанией с правом единоличной подписи всех документов.

- Как же он быстро сработал, - подумал я, увидев имя и фамилию своего компаньона, и поняв, наконец, кто стоял за всем этим "концертом". - Да-а... Недооценил я Исрафила. А он мой отказ предвидел и как следует подготовился.

- Поставь свою подпись на документ рядом со своей фамилией, и конец всех твоих проблем, - спокойно сказал Октай. - Отвезем тебя обратно в город. Завтра получишь деньги за свои проценты в компании, и главное избавишься от головной боли.

- А если не подпишу? - все еще противился я своему явному проигрышу. -  Ведь не пристрелите же вы меня, в конце-концов, из-за такой ерунды!

- Ты прав. Не пристрелим, - улыбнувшись первый раз за весь вечер сказал Октай. - Но, вариантов много, Джавид. Например, в добавок к сопротивлению представителям правоохранительных органов, мы обнаружим у тебя в машине наркотики. Или ещё лучше, обнаружим там огнестрельное оружие за которым, как выяснится позже, числится несколько не раскрытых убийств. Как тебе такой вариант? - после небольшой паузы с ухмылкой спросил он.

Я понимал, что Октай говорит правду. И они действительно, если понадобится, все так и сделают. Но какое-то мальчишеское упрямство не позволяло мне с ним согласиться и подписать доверенность.

- Все еще сомневаешься? - спрятав улыбку на лице, недовольно сказал Октай. - Мне все это уже начинает надоедать. Если бы ты не был бы другом Тимура, я бы с тобой так не церемонился. Пойми, наконец, что ты проиграл. Исрафил это сила, против который ты не потянешь. Поставь на весы с одной стороны свои связи, а с другой его. Видишь разницу? Вот, на, держи, и подписывай, - доставая из внутреннего кармана авторучку, произнес Октай.

Я взял протянутую ручку, подумал несколько секунд и расписался на каждой копии.

- Ит апаран олсун (1), - сказал я, возвращая папку Октаю.

- Вот и славненько! - обрадовался Октай, забирая папку из моих рук.

- Поехали, - приказал он старшине и лейтенанту, которые все это время стояли не далеко от машины и курили.

Через час с небольшим меня привезли обратно в город.

- Держи, - сказал Октай, протягивая мне мои права и техпаспорт машины. - И не обижайся на меня. Я человек маленький, и только исполняю приказы вышестоящего руководства. И ещё, лучше чтобы Тимур о случившемся ничего не знал. Изменить что-либо он вряд-ли сможет, а отношения могут испортиться. Ну, ты понимаешь. - А так, если тебе какие проблемы в ГАИ решить надо, то смело можешь ко мне обращаться. Помогу обязательно, - сказал Октай, протягивая мне руку на прощание.

- Да пошел ты ... - ели сдержал себя я, чтобы не ударить ему в морду.

- Не злись, я ведь только исполнял указание свыше, - услышал я в спину слова Октая, забираясь в свою машину.



Прошло два года, за которые произошло много разных событий связанных со мной и моей страной. Событий хороших и плохих. Я женился и у меня в интервале в один год родились два замечательных сына. Развалился СССР и Азербайджан стал независимым государством. Началась война с Арменией за Карабах. Тимур нелепо погиб. Мой любимый и самый красивый город Баку заполонили сотни тысяч беженцев и вытеснили столько же его коренных жителей. Город стал мрачным и чужим. Я принял решение уехать в США, где у меня в Бостоне нашелся дядя.

В тот день я шел в приподнятом настроении по Торговой(3) и мое сердце грели два новеньких загранпаспорта, которые я только что получил в ОВИРе. Думая о предстоящей поездке, я не замечал серо-черных прохожих, как-будто вычеркнув их из своей жизни.

- Джавид, - очнулся я от своих мыслей, когда услышал как меня кто-то окликнул и схватил за руку.

Передо мной был высохший, похожий на мумию ели стоящий на ногах незнакомый старик.

- Ты что, не узнаешь меня? - спросил он меня. - Исрафил я. Вспомнил?

Бог ты мой! Как трудно в нем было узнать того гордого и самоуверенного крепыша Исрафила.

- А я вот умираю. Рак горла. Врачи дали мне три месяца.

Сколько раз, после того случая, в уме я расправлялся с Исрафилом и желал наказать его! Больше года никак не мог забыть, как подло обошелся он со мной. Только после рождения первого сына я успокоился и стал потихоньку забывать ту историю. И вот, теперь эта встреча перед самым отъездом на ПМЖ в Америку.

- Ты прости меня, Джавид, - обратился он ко мне со слезами на глазах. Это, наверно, Бог меня наказал за мои грехи.

Не знаю почему-то мне стало жаль его, и было больно видеть его в таком состоянии. Я не знал как себя вести, и что ему ответить.

- Бог простит, - это все, что я смог ему сказать, и продолжил свой путь.

Больше, до самого моего отъезда, я Исрафила не встречал и ничего о нем не слышал.




1. Ит апаран олсун - поговорка, “как будто собака унесла”.
2. Реис – начальник.
3. Торговая - одна из центральных улиц в Баку.