4. Познание как форма духовной жизни человека
«Блаженство тела состоит в здоровье,
блаженство ума – в знании». Фалес.
ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.
ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.
СОЗНАНИЕ – духовная сущность человека, в которой весь мир отражается в образах и понятиях. Сознание здесь рассматривается как системное понятие, включающее активное сознание, подсознание и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).
Мы ведем речь об активном сознании (по информации ученых оно занимает до 9% объема), в котором заложено духовное начало личности и формируются все личностные установки и качества личности.
Подсознание – сфера, которой обычный человек управлять не может.
И, слава Богу, потому что вторжение в эту область чревато психическими расстройствами. Но это не моя тема.
Область коллективного бессознательного, или как ее сейчас называют современные ученые: темная материя - 95% сознания - вмещает в себя духовную историю всего человечества. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания (5% по последним данным ученых), обеспечив человеку полноценную в сложившихся условиях жизнь.
Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным образом сохраняется этот потенциал. Иначе чем объяснить все непонятные случаи, когда после травмы мозга (она может быть разной) у обычного человека открываются невероятные таланты в какой-то сфере деятельности. Не может «скрытое сокровище» исчезнуть.
Информация из мира поступает в активное сознание тремя путями:
1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
2. Через слово (устно и письменно). Рациональное познание.
3. Через интуицию. Интуитивное познание.
ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без логического обоснования. Вера – духовный канал связи с Богом.
Информация – это еще не знание.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилием мысли, а не памятью». Л. Толстой.
МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки информации и получения нового знания.
Инструментом мышления является ИНТЕЛЛЕКТ.
Эффективность мышления зависит от развития важнейших
качеств интеллекта / ума :
быстроты, гибкости, оригинальности, пытливости, критичности, широты.
Родителям полезно помнить об этих качествах ума, чтобы соответственно развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие операции совершаются в процессе мышления. В школе учителя активно их используют в обучении: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование. Продается много детских пособий с развивающими играми, в газетах публикуются такие страницы. Необходимо вкладывать в ребенка духовные средства, а не только материальные.
Мы избежали бы многих конфликтов в житейских ситуациях, если бы осознавали, что наши знания оцениваются по уровням усвоения :
6 - убеждение
5 - творчество
4 – применение
3 – понимание
2 – воспроизведение
1 – узнавание
«Образованность – это то, что остается, когда выученное уже забыто».
А. Эйнштейн
Надо ли доверять всему, что говорят и чему учат? И что есть истина?
ИСТИНА – то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим.
Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке заложено стремление к поиску истины, но он только приближается к ней. Надо различать следующие понятия:
Абсолютная истина - полное, безусловное знание. Она у Бога.
Относительное знание (не истина!) - неполное знание, зависящее от обстоятельств. Мы все обречены, видеть «…как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… ; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».
1 Коринфянам, 13:9-12.
Заблуждение - это не знание истины.
Обман – это сознательное искажение истины.
В поисках истины стоит учитывать признанные мыслителями критерии истины:
1. Личный опыт: сам видел, ощущал, испытал.
2. Авторитетное мнение : источник информации заслуживает доверия.
3. Здравый смысл: логическое обоснование, научное доказательство.
4. Исторический факт: так было всегда при данных условиях.
Вы будете ближе к истине, если в поиске ее все эти критерии совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы бытия: есть ли Бог и как возник мир.
В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев.
«Образованный человек тем и отличается от не образованного,
что продолжает считать свое образование незаконченным». К. Симонов.
ТАК ВСЕ-ТАКИ, РОЖДАЕТСЯ ЛИ В СПОРЕ ИСТИНА?