4. Познание как форма духовной жизни человека

Екатерина Истомина 2
 

         
 
                «Блаженство тела состоит в здоровье,
                блаженство ума – в знании».  Фалес.


        ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.

        ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.

        СОЗНАНИЕ – духовная сущность человека,  в которой  весь мир отражается в образах и понятиях.  Сознание здесь рассматривается как системное понятие, включающее активное сознание, подсознание и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).

        Мы ведем речь об активном сознании (по информации ученых оно занимает до 9% объема), в котором заложено духовное начало личности и формируются все личностные установки  и качества личности.
 
        Подсознание – сфера, которой обычный человек управлять не может.
И, слава Богу, потому что вторжение в эту область чревато психическими расстройствами. Но это не моя тема.
 
       Область коллективного бессознательного, или как ее сейчас называют современные ученые: темная материя - 95% сознания - вмещает в себя  духовную историю всего человечества. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания (5% по последним данным ученых), обеспечив человеку полноценную в сложившихся условиях жизнь.

       Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным образом сохраняется этот потенциал. Иначе чем объяснить все непонятные случаи, когда после травмы мозга (она может быть разной) у обычного человека открываются невероятные таланты в какой-то  сфере деятельности. Не может «скрытое сокровище» исчезнуть.


       Информация из мира поступает в активное сознание тремя путями:

          1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
               
          2. Через слово (устно и письменно).  Рациональное познание.
             
          3. Через интуицию.  Интуитивное познание.
            
      ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным    путем, без  логического обоснования. Вера – духовный канал связи с Богом.

                Информация – это еще не знание.

              «Знание только тогда знание, когда оно приобретено   
                усилием мысли, а не памятью».     Л. Толстой.
               
       МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки  информации и получения нового знания.
    
       Инструментом мышления является ИНТЕЛЛЕКТ.
       Эффективность мышления зависит от развития важнейших
качеств интеллекта / ума :

         быстроты, гибкости,  оригинальности,  пытливости, критичности, широты.

       Родителям полезно помнить об этих качествах ума, чтобы соответственно развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие  операции совершаются в  процессе мышления.  В школе учителя активно их используют в обучении: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование. Продается много детских пособий с развивающими играми, в газетах публикуются такие страницы. Необходимо вкладывать в ребенка духовные средства, а не только материальные.

       Мы избежали бы многих конфликтов в житейских ситуациях, если бы  осознавали, что наши знания оцениваются по уровням усвоения :

                6 - убеждение               
                5 - творчество
                4 – применение 
                3 – понимание 
                2 – воспроизведение 
          1 – узнавание

        «Образованность – это то, что остается, когда  выученное уже  забыто».
                А. Эйнштейн


      Надо ли доверять всему, что говорят и чему учат? И что есть истина?

      ИСТИНА – то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим.
Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке заложено стремление к поиску истины, но  он только  приближается к ней. Надо  различать следующие понятия:

      Абсолютная истина - полное, безусловное знание.  Она у Бога.

      Относительное знание (не истина!) - неполное знание, зависящее от обстоятельств. Мы все обречены,  видеть «…как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… ; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».
                1 Коринфянам, 13:9-12.

      Заблуждение - это не знание истины.

      Обман – это сознательное искажение истины.


      В поисках истины стоит учитывать  признанные мыслителями критерии истины:

1. Личный опыт:  сам видел, ощущал, испытал.

2. Авторитетное мнение : источник информации заслуживает доверия.

3. Здравый смысл:  логическое обоснование, научное доказательство.

4. Исторический факт:  так было всегда при данных условиях.
          
       
     Вы будете ближе к истине, если в поиске ее  все эти критерии совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы бытия: есть ли Бог и как возник мир.
     В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев. 

        «Образованный человек тем и отличается от не образованного,
         что продолжает считать свое образование незаконченным».  К. Симонов.

       ТАК ВСЕ-ТАКИ, РОЖДАЕТСЯ ЛИ В СПОРЕ ИСТИНА?