Белоруссия... моя

Анна Бедросова
Летом я с родителями поехала в Белоруссию, на родину отца - в Минск, где живёт его младший братишка-Василий с семьёй.

Мы с мамой набрали вещей столько, что папа сгибался под тяжестью чемоданов.
-Вы что весь гардероб с собой взяли? Зачем?
Мы с мамой шли сзади без вещей и смотрели как папа несёт чемоданы.
Быстро- быстро перебирая ногами, почти бегом, нёс он их в самолёт.
А мы с мамой, уловив этот комический момент, шли, давясь от смеха, буквально стонали.
-Тихо!-, рыдая от слёз, говорила мама. –Услышит, бросит чемоданы!

Минск мне понравился своим раздольем на проспектах, чистотой . Здесь люди спокойно и чинно гуляют по улицам. Белорусский язык с первого разу стал мне понятен, словно я выросла с ним. Только странно было читать на афишах - ВОУКИ, что значит ВОЛКИ.
Мне очень понравилось выражение, которое цитировал дядя Вася: «Нехай живэ и квитнеет белоруская птица- бусил».
Вообще некоторые выражения мне кажется удачными . Например, папина племянница, когда вошла в квартиру, чтобы познакомиться с нами, от смущения, вместо здравствуйте, произнесла:- Моя причёска разбурылась из-за ветра.
Но мы её поняли.
Жена дяди Васи – полячка. Леокадия. Женщина с очень сильными руками. Она маляр на Новостройках. У них двое дочек, разные как по характеру, так и внешне. Ирина и Таня. Каждая по-своему хороша.
Дядя Вася больше любит Ирочку, это заметно. Мне она тоже нравится.
Зато Леокадия обожает Танечку.
А ещё мы познакомились с родственниками Леокадии, которые оказались душевными людьми.
В Минске мы с большим удовольствием отдыхали душой и физически от среднеазиатской жары в обществе прекрасных людей.

Спустя неделю мы взяли билеты и поехали на междугороднем автобусе по направлению в Крупский район, в папину родную деревню.
Дорога пролегала среди лесов.
Я внимательно вглядывалась через окно «Икаруса» в тёмную глубину леса, надеясь увидеть животных.
Папа нервничал, он ехал в своё прошлое-далёко, его не было здесь сорок лет.
Мама, видя состояние папы, молчала.
Спустя три часа, автобус остановился на обочине трассы и водитель объявил: «Прудины».
Мы вышли.
Слева от дороги – бесконечный лес. Справа –волнующее как море поле.
-Надо пройти через это поле и сразу попадём в деревню. Вон крыши изб, видите? -  слегка охрипшим от волнения голосом, сказал отец.
По вытоптанной полосе среди поля мы двинулись в путь.

Я никогда не представляла, насколько красиво поле – жито.
Золотистые волны колосьев переливались на солнце, между ними проблёскивали синенькие васильки. Колосья были толстыми и тяжёлыми.
Запах поля - не передать словами. Горьковатый аромат полыни, зверобоя смешивался с нежно-пряным запахом колосьев и был ошеломляюще- пьянящим.
Впреди мы заметили двух парней, которые шли паралельно нам, в сторону деревни. Они с любопытством оглядывались на нас.
-Не иначе, мои племянники! Очень похожи на брата-Володю. Если моё предположение верно, сейчас нас вся деревня будет встречать, - всматриваясь вдаль, сказал папа.
Его предположения оказались верными. Уже на подходе к первой избе нас встречали жители деревни и моя бабушка.
Говорят, что когда-то в этой деревне жили только Реуцкие, вся моя родня!
Моя бабушка, невысокая и худенькая женщина с косыночкой на голове, вытирала слёзы радости. Чёрные и покосившиеся от старости ворота дома были настежь открыты
Возле них стояли две маленькие девочки, одной -  года четыре было, другой шёл седьмой год. Волосы у них были золотистыми и напоминали колосья пшеницы. Это были мои двоюродные сестрёнки. Тамара и Галя.
Этот день навсегда остался в моей памяти светлым.
Солнце ярко светило, но было комфортно, не жарко.
Ноги увязали в белом и нежном песке.
Я вошла во двор дома, где родился и вырос мой папа.
В сарае возились свиньи. В коровнике стояла корова и мечтательно жевала травку, а возле неё стоял её телочек с кучерявой шерсткой.
За калиткой между сараями простирался огород – поле, где нежный ветерок свободно гулял по простору, принося запахи детства и песню природы. Мне было хорошо!! Каждая клеточка моего организма пела.

Ближе к вечеру пришла легендарная тётя Маруся, все звали её Маней, - папина сестра. Она работала пастухом в деревне. Эта женщина была невероятно сильной, крупной и доброй.
Я заметила, что у неё, как и у папы волосы были кучерявыми. Но не в бабушку, у которой волосы были тёмными и гладкими.
Значит, у кого-то из дедов, Арсентия или Семёна были такие волосы, сделала я вывод.
Она сразу поставила на стол бутыль берёзового самогона, пожарила яйца на сале и картошечку- бульбу.
Пришли дядя Иван,( в детстве я называла его дядя Аняня, как рассказывали родители) старший брат отца с женой. Он всё время плакал за столом. Это были слёзы умиления. Тётя Агафья, то есть Агапка, со своими детьми, соседи. Все принесли с собой снедь.
Я сидела и вслушивалась в говор. Тут бабушка рассказала историю, который стал в последствии анекдотом.

«Купили мы телевизор. Он был ещё для многих диковинкой.
Вечерами смотрели его с соседями.
Как-то посмотрели фильм про войну. А на утро соседка рассказывает другой:
-Вчорась Гитлера показывали!
-Как? Живого?- спрашивает другая.
-Ти ён, ти ни ён, а морда яго!»

Любой мой поход, в магазин или же на речку сопровождался гурьбой детворы.
Меня эти дети «научили» скакать на лошади.
Дело было так. Я пошла в сельпо купить хлеба. По дороге на лошади горцевал мальчик, лет двеннадцати.
-Хочешь попробовать?- спросила меня Галя.
-Очень хочу! Если только лошадь будет идти шагом,-согласилась я.
Я уселась на круп лошади и удивилась тому, как я высоко сидела. Без седла.
Паренёк вёл лошадь, а я в такт подпрыгивала, как меня учили дети, чтобы не натереть бёдра.
-А что надо сказать лошади, чтобы она остановилась?- заинтерессованно спросила я.
-Тпру!
-А если быстрее поскакать?
-Натяни удила, -был дан ответ.
Вдруг паренёк ударил коня . Конь и поскакал, да так, что ветер в ушах засвистел.
Я испуганно натягивала удила, кричала «Тпру», но тщетно, конь мчал меня вдаль.
Только бы не свалится, мамочка! Я вцепилась в гриву коня и пригнулась к его шее.
Вдали я увидела всадников, которые скакали навстречу мне.
-Остановите коня!- как бешенная заорала я, когд я к ним приблизилась.
Незнакомый парень повернул своего коня и поскакал рядом. Вскоре мой конь остановился под его умелой рукой. Ноги мои дрожали. Но я была счастлива, что не упала. К деревне я подъезжала гордая.
Парня, который остановил коня, звали Сашей Сас. Очень даже симпатичный паренёк. Мы даже немножко влюбились в друг друга.

Что меня сильно удивляло, так это мат среди детей.
-****ь, малая! ( ударение на второе а). Сходи в хату и принеси то-то, -говорила Галя своей маленькой сестрёнке Томочке.
Маленькая Томочка говорила так же.
Им удивительно было попробовать первый раз в их жизни чай, который мы привезли с собой и который мы пили его утром, в обед и вечером.
Однажды утром тётя Маня спросила дочек, будут ли они пить парное молоко.
-Чаю хочем! – заявили девочки, чем вызвали бурю радостного смеха у папы.
Позже мы будем повторять эти слова каждый раз перед чаепитием.
Мой отдых омрачался лишь присутствием несметного количества комаров, которые пили мою кровушку как ненасытные. Кожа моя вздулась и чесалась
Комариный писк и пикирующие вампиры были особенно мучительно- невыносимыми ночами. Они жалили меня даже сквозь одежду.
После двухнедельного отдыха в деревне с красивым названием Прудины, где мы провели незабываемый отпуск, мы с мамой уехали на Северный Кавказ, в Армавир-Родину мамы, а отец вернулся в Узбекистан. Ему надо было выходить на работу.