Архитектор Алоиз Шикльгрубер

Юрий Прокуратов
Шикльгрубер, Алоиз (Гитлер, Адольф) (1889 - 1945), фюрер и рейхсканцлер Германии с 2 августа 1934 года. Будучи талантливым художником, Гитлер хотел стать архитектором, но никакого значения своему дару не придавал, более считая себя архитектором.
Вена

Я бегал по городу с утра до вечера, стараясь увидеть как можно больше достопримечательностей, но в конце концов мое внимание приковывали почти исключительно строения. Часами стоял я перед зданием оперы, часами разглядывал здание парламента. Чудесные здания на Ринге действовали на меня, как сказка из "Тысячи одной ночи".

Я надеялся, что стану в Германии архитектором, завоюю себе некоторое имя и буду честно служить своему народу в тех пределах, какие укажет мне сама судьба.

Теперь я оказался в прекрасной Вене во второй раз. Я сгорал от нетерпения скорее сдать экзамен и вместе с тем был преисполнен гордой уверенности в том, что результат будет хороший. В этом я был настолько уверен, что когда мне объявили, что я не принят, на меня это подействовало, как гром с ясного неба. Когда я представился ректору и обратился к нему с просьбой: объяснить мне причины моего непринятия на художественное отдаление академии, ректор ответил мне, что привезенные мною рисунки не оставляют ни малейших сомнений в том, что художника из меня не выйдет. Из этих рисунков видно, что у меня есть способности в сфере архитектуры.

Чтобы попасть на архитектурное отделение академии, надо было сначала пройти строительно-техническое училище, а чтобы попасть в это последнее, надо было сначала иметь аттестат зрелости из средней школы. Ничего этого у меня не было. По зрелом размышлении выходило, что исполнение моего желания совершенно невозможно.

Когда я в третий раз приехал в Вену, - на этот раз на многие годы, - я опять был уже в спокойном настроении, ко мне вернулась прежняя решимость, и я теперь окончательно знал свою цель. Я решил теперь стать архитектором. Все препятствия надо сломать, о капитуляции перед ними не может быть и речи... То, что я тогда воспринимал как жестокость судьбы, я теперь должен признать мудростью провидения. Богиня нужды взяла меня в свои жесткие руки. Много раз казалось, что вот-вот я буду сломлен нуждой, а на деле именно этот период закалил во мне волю к борьбе, и в конце концов эта воля победила.

Именно этому периоде своей жизни я обязан тем, что я сумел стать твердым и могу быть непреклонным...("Майн Кампф" Гитлер)
__________________________

"Какую власть приобретают мелкие души над своим окружением, если могут предстать на таком величественном фоне. Подобные залы с великим историческим прошлым возносят даже ничтожного преемника на исторический уровень". (Гитлер)

В день его рождения, 20 апреля 1937 года, я поднес ему чертежи, вид в разрезе, общий вид и первый макет Купольного дворца. Он пришел в совершенный восторг, хотя и выразил неодобрение по поводу того, что все свои чертежи я снабдил формулировкой: "Разработки сделаны на основе идей фюрера". Ибо, как он сказал, архитектор – я, и потому мой вклад в это строительство следует оценивать выше, нежели его наброски, сделанные еще в 1925 году. Однако формулировка была сохранена прежней, и Гитлер воспринял мой решительный отказ приписать себе авторство не без внутреннего удовлетворения.
Шпеер

Я не горжусь тем, что 10 месяцев был членом национал-социалистской партии. В то время я восхищался всем, что имело отношение к Германии, это касалось также и самого Гитлера…
…Что касается Гитлера – если бы он хотя бы был хорошим архитектором!
Филип Джонсон

Когда в 1990-х Джонсона спросили, стал бы он строить в 1936 году для Гитлера, он ответил: "Как знать? Такая перспектива соблазнила бы любого".
С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление
Шпеер
* * *
Некоторые мысли Гитлера:

Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам — превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы.

Чем лучше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки

Все, чему мы изумляемся в этом мире, - наука и искусство, техника и открытия
- все это только продукт творчества немногих народов, а первоначально, быть может, только одной расы. От них и зависит существование всей нашей культуры.

Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации.

Коммунизм – это гораздо большее, нежели просто беснующаяся толпа на немецких улицах. Это – наступление абсолютного азиатского царства.

Победителя никто не спросит, правду он говорил или нет.

Чем грандиознее ложь, тем легче ей готовы поверить.

В последнем счете всегда побеждает только инстинкт самосохранения.

Воспитать широкие массы народа в национальном духе можно только на путях поднятия их социального уровня.

Выбрал свой путь — иди по нему до конца.

Высшей целью человечества является ни в коем случае не сохранение данной государственной формы или тем более данного правительства, а сохранение народного начала.

Если какая-нибудь страна, подобно России, отгораживается от всего мира, то лишь с целью лишить своих граждан возможностей для сравнения.

Жизнь — это очередь за смертью, но некоторые лезут без очереди.

Зачем нам национализировать банки заводы? Мы национализируем людей.

За себя же и за всех подлинных национал-социалистов я скажу: для нас существует только одна доктрина — народ и отечество.

Интеллигенция — это отбросы нации.

Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь.

Люди бывают склонны приносить жертвы лишь тогда, когда они могут действительно ждать успеха, а не тогда, когда бесцельность этих жертв очевидна.

Если бы марксизм стал основой всего мира, это означало бы конец всякой системы, какую до сих пор представлял себе ум человеческий. Для обитателей нашей планеты это означало бы конец их существования.

Мы определяем условия, при которых совершаются половые сношения! Мы вылепляем будущего ребенка!

Никогда ещё в истории ни одно государство не было создано мирной хозяйственной деятельностью.

Никогда нельзя встретить лисы, которая обнаруживала бы какие-нибудь гуманные намерения по отношению к гусю, как никогда мы не встретим кошки, склонной к дружбе с мышами.

Только безыдейные и слабоумные люди могут считать, что те или иные государственные границы на нашей земле являются чем-то навеки незыблемым и не подлежащим изменениям.

Только фанатичная толпа легко управляема.

Чтобы излечить какую-либо болезнь, надо сначала понять, каковы её возбудители. То же самое относится и к лечению политических болезней.

Народы ислама к нам будут всегда намного ближе, чем например, Франция.

На свете живут всемогущие люди и немощные, бедные и богатые, но их трупы воняют одинаково!

* * *
Примечания:
Муссолини не дотянул до архитектурных способностей Гитлера. Он, всего лишь писал стихи, играл на скрипке, знал несколько языков, а в те времена, когда еще спал под мостом, иногда подрабатывал каменщиком. Все эти качества для архитектора тоже не лишние: скрипка, кисть знания языков и мастерок каменщика.