Поверхности на поверхности

Данилов Сергей Иванович
                «Глубина – это откровение»

                *
                «МЕФИСТОФЕЛЬ -

                Свет этот - порожденье тьмы ночной
                И отнял место у нее самой.
                Он с ней не сладит, как бы ни хотел.
                Его удел - поверхность твердых тел.
                Он к ним прикован, связан с их судьбой,
                Лишь с помощью их может быть собой,
                И есть надежда, что, когда тела
                Разрушатся, сгорит и он дотла»

                (Johann Wolfgang von Goethe (1749-1832) – «Faust». Перевод Бориса Пастернака)
               

***

Плоть живописи – вибрации поверхностей твёрдых тел.
Плод воображения – они же.
Невозможно ни помыслить, ни изобразить тень саму по себе - необходимо представить тело, отражающее свет, не пропускающее его сквозь свою плоть.
А потом уже отражённый телом свет изобразить (лучше говорить – написать его).

Отличие профессионального зрителя от обывателя заключается в том, что первый видит в живописном произведении жизнь, а второй – сюжет, картинку.
То есть случайный зритель не видит по сути ничего. Он заранее запрограммирован на историю.
А живопись – это ответ на вопрос «как?».
На картине ничего нет, и не может быть, кроме красок и лака.
Краска создаёт поверхность, воображение домысливает предметы и соединяет их в сюжет.
В результате картина запоминается как… фрукты в натюрморте, деревья в пейзаже, глаза в портрете.
Но никаких «фруктов», «деревьев» или «глаз» на картине нет и быть не может.
Есть только плотные или прозрачные слои краски.
И ещё есть мерцание, вибрации. То есть – среда.

Художник не может не знать физики.
Он тогда просто вообще ничего не сможет изобразить даже приблизительно, но его задача – точность!
Пожалуй, как раз Эйнштейны, Планки или Боры могут физики и не знать.
Они физику «придумывают», сочиняя формулы на узко специфичные, прикладные темы.
Но саму природу они не видят, ибо мышление только сугубо дигитально.
Аналоговое восприятие не развито вообще.
Они занимаются только мёртвыми формулами - конструктами, описывающими ту или иную фантазийную историю об электронах или гравитации.

Но художник не создаёт истории.
Он запечатлевает инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) от собственного понимания.
Чем глубже понимание, тем откровеннее полотно.

Можно сказать так: «твой мир – это понимание живописи плюс твой личный словарь».

Визуальный мир – это интерпретирование живописи.


*

7 марта 2010

***