Сахалин

Петр Лобузнов
 

  Задержавшаяся по среднеширотным понятиям весна в этом году щедро осыпала мокрым снегом шагающих строем молодых крепких ребят, с честью закончивших воинскую службу, погрузочные терминалы с большегрузными сорокатонными контейнерами, "Гансы"- портовые подъемные краны,добросовестно исполняющие свою нелегкую работу днем и ночью, корабли, прибывшие из далеких южных широт и пришвартовавшиеся на время погрузки, разгрузки и необходимой дозаправки.
  Ранним майским погожим утром, какие не часто выпадают в это время в здешних широтах, из южного порта острова Сахалин Корсаков отчалил теплоход международного класса "Хабаровск",ходивший ранее курсом Иокогама-Гонконг. На его борту находилось свыше двух тысяч "дембелей"- молодых ребят, отслуживших срочную службу и направляющихся на материк во Владивосток, где их уже ждал воинский эшелон до города на Волге, откуда они потом отправятся по домам.
  Падающий снег будоражил память, вызывая к новой жизни события годовой давности, когда мы, группа призывников, поднявшихся в небо в Иркутске, и сделавших посадку в Хабаровске, приземлились на месте будущей службы на острове Сахалин.
 ...После обязательной помывки ( а мы прибыли в часть поздней ночью),мы отправились спать и...началась наша солдатская жизнь.
  Небольшой сокращенный курс молодого бойца- и мы, разделившись в соответствии со своими способностями и наклонностями на радистов и планшетистов, принялись за обучение.
  Наша 39 дивизия ПВО находилась в Южно-Сахалинске, поселок Сокол, а штаб одиннадцатой армии ПВО, которой мы подчинялись -в Хабаровске.
  Когда мы в достаточной степени ознакомились с особенностями будущей нашей специальности,нас, в связи с нехваткой обученных кадров  "бросили" на боевое дежурство. До командного пункта, находящегося в нескольких десятках километров от части добирались на гусеничном вездеходе, а зимой -на лыжах. 
  ...Ночное дежурство благополучно заканчивалось,и личный состав смены роты управления, состоящий из планшетистов и радистов после удачно прошедших учений "Осень-72" расслабился и сморенный трудными предутренними часами, забылся на 10-20 минут "мертвой"
эфирной тишины. Из руководства бодрствовал помощник оперативного дежурного сверхсрочник Серега, а сам оперативный дежурный отдыхал,-они с Серегой "половинили" ночь.
Рядом с ним, сидя перед панелью управления с тумблерами, дремал кодировщик, опустив голову на руки.
 Вверху, на втором этаже, за стеклом сидел радист "4063" радиостанции, принимающий входящую оперативную информацию. Там же,за Серегиной спиной лицом к планшетам находились "летуны"-оперативные дежурные летчиков, отслеживающие обстановку и дающие команду своим о перехвате целей.
 Четко и оперативно сработали ребята службы ОСНАЗ, перехватив  информацию на английском языке, состоящую из цифр, от нашего вероятного противника на ДТВД-дальневосточном театре военных действий- Японии.На севере острова Хоккайдо находилась японская военно-воздушная
авиабаза Вакканай, где располагались самолеты-разведчики RS-130,RS-135, доставлявшие нам много беспокойных минут : идя по нейтральному воздушному пространству пролива Лаперуза, они частенько резкими зигзагообразными, челночными движениями вторгались в наше воздушное пространство, и так же быстро уходили.Поднимались перехватчики, но те уже были далеко.
 Однако не они сейчас были предметом нашего беспокойства: с американской  авиабазы,расположенной на острове Тайвань, был зафиксирован взлет самолета-разведчика SR-71. Он имел на борту 21 человек развед-экипажа, был оснащен аппаратурой, позволяющей вести детальную и глобальную аэрофотосъемку, "потолок" высоты достигал-20-25 километров, а, самое главное,-его крейсерская скорость составляла 3100 км/час, т.е. почти 1 километр в секунду.
 Помощник оперативного дежурного похлопал кодировщика по плечу:
  -Петруха, иди поднимай капитана Минакова-"SR" идет на нас!
 Через несколько минут оперативный дежурный был на месте:
  -Смене готовность один!
 И, повернувшись к кодировщику:
  -Циркулярно по всем ротам передать развертывание высотных РЛС, объявить
тридцатиминутную готовность, об исполнении доложить!
 Прошло около десяти минут со времени взлета самолета неприятеля, и как докладывала служба ОСНАЗ,-он шел на северо-восток в воздушном пространстве над Восточно-Китайским морем, оставив позади более полутысячи километров.Его подлетное время до южной точки Сахалина составляло чуть больше часа, и с включением высотных РЛС мы должны  обнаружить его на расстоянии 350-400 километров.
 Зазвонил ЗАСовский телефон, капитан Минаков взял трубку:
 -Слушаю, оперативный дежурный восьмой!
 -Доложить обстановку, на проводе первый!
 -Докладываю восьмой: 25 минут в воздухе SR-71,идет на нас, через 5-7 минут будет над водами Корейского пролива, еще через минуту-американская авиабаза в Пусане; личному составу боевого расчета объявлена готовность один; точкам-тридцати минутная готовность с включением высотных, доклад об исполнении через пять минут.
 -Как наши соседи?-продолжил первый.
 -Готовят "Птички" к перехвату.
 -Добро.Моя помощь нужна?
 -Справимся, товарищ первый!
 -Действуйте по обстановке, конец связи.
3часа 35 минут утра.Разведданные службы ОСНАЗ: SR-71 прошел над островами Цусима в Корейском проливе и идет над водами Японского моря.Через 15 с половиной минут он будет проходить пересечение 135 меридиана и 40 параллели и попадет в зону досягаемости наших дальневосточных РЛС.
 -Что докладывают с точек о готовности развертывания высотных РЛС?, -обратился оперативный дежурный к кодировщику.
 -Сильный ветер, товарищ капитан,свыше 30 метров в секунду, "выбивает" вращение, возможны поломки...
 -Какие еще, к черту, поломки! Они что там, не знают как действовать в подобных ситуациях?!Циркулярно: включить высотные "под шатрами",через 25 минут мы уже должны обнаружить его на ИКО!Докладывай мне каждые пять минут о степени готовности!
 -Есть,товарищ капитан!
Не успела еще шифрограмма уйти на точки, как со всех восьми рот стали поступать сообщения о включении высотных РЛС "под шатрами",дежурные офицеры приняли самостоятельные решения о их включении, прекрасно понимая, что дорога каждая минута, и что лучше "пере", чем "недобдить".
 -Товарищ капитан!,-обрадовавшись крикнул кодировщик,-они уже докладывают о включении!
 -Молодцы, мужики,порадовали,-хлопнул по столу ладонью Минаков. Особенно он был доволен доклалом с точки, имеющую позывной "Слега":
 -Они оказывается не только с бабами воевать могут, но и тут отличаются,-проговорил с усмешкой.
 У всех на памяти была недавняя неприятная "романтическая" история, связанная с женой командира роты с этой точки, когда комполка распекал своего подопечного за неумение держать в жестких руках свою половину.Но, слава Богу, все тогда обошлось.
 3 часа 50 минут утра:Доклад ОСНАЗ: SR-71 прошел пересечение,вошел в зону досягаемости системы ПВО Союза, его ведут наши дальневосточные соседи, курс прежний: северо- восток, впереди Хакодате.
 4 часа утра:
 -Планшетистам за планшетами повышенное внимание! Сменена сетка ПВО, засечки делаем через тридцать секунд, через 5-7 минут встречаем "гостя".
 4 часа 10 минут утра.
 Володька Харченко всматриваясь в ИКО- индидикатор кругового обзора выкрикивает:
 -Есть, товарищ капитан, появился!
С самой южной точки Сахалина стала поступать оперативная информация на КП: считывающий Миша Гавриленко выдает координаты планшетистам, и те, нанеся первую засечку на планшет, наносят вторую, третью, после которых курс разведчика определен полностью и мы его ведем.
 За планшетами раздается:
- Не мог, козел, до утренней смены подождать, нарисовался! Опять баню перенесут!
 Миша возражает: мужики, баня святое дело, мы его в клещи взяли- не уйдет, помоетесь!
...Ранним утром капитан Минаков, проведя бессоную ночь, докладывает первому:
 -Все в порядке, товарищ первый, доложили "Стали", конфликт исчерпан, "птички отличились!"
С окончанием дежурства вас!
Благодарю, товарищ первый!