Жалуйся и проси!

Александр Самоваров
Я бы не сказал, что КПСС только выигрывала от инфантильности советских людей, ведь не позволяя человеку взять ответственность на себя, КПСС  всю ответственность взваливала на собственные плечи.

Помню такой эпизод. Предновогодня распродажа в СССР. Не подумайте чего-нибудь не то. Просто на улице продают дефицит - банки с зеленым горошком. Очередь огромная,  на улице мороз, все потихонечку дуреют. Дует сильный, ледяной ветер. Продавец в тулупе, в шапке с опущенными ушами. И видно он уже не раз прикладывался к бутылке. Это худшее, что может быть на морозе – выпить водку, она  сужает сосуды и становится совсем уж паршиво. Ему тяжело, он кряхтит.

И какая-то дамочка начинает предъявлять  претензии советской торговле. Она визжит. Машет у продавца перед носом руками. Он ежится, а потом тихо говорит, но у него бас и слышно всем: «Хули ты ко мне привязалась, ты к Брежневу иди».

Действительно, он тут при чем? Во всем виноват Брежнев и партия.

Помню, как какой-то мужик принес на работу советскую газету с описанием того, какие ухоженные дома в «одноэтажной Америке».  Журналист- международник вставил эту фразу в статью, и вроде бы  осуждал эту мещанскую ухоженность, но  на мужика это произвело огромное впечатление. Он бегал и всем читал этот отрывок об ухоженности. И тут ему кто-то сказал: « Ну им чего, Никсон, что ли эти дома такими красивыми делает? Они сами и делают». Мужик как-то сник на секунду, но потом разъярился, и стал кричать, что если бы Брежнев не был дураком, то и у нас все было ухоженное.

Очень логичный вывод для советского человека.


Но что делать с народом, который в силу свой инфантильности постоянно скулит и жалуется, вечно всем не доволен? И здесь КПСС нашла очень неплохую форму «работы с трудящимися». Человек  должен в этом случае вступать только в одни отношения с властью, он должен жаловаться и просить. Не нравится тебе что-то, напиши, к примеру, письмо в газету, тебе ответят. А если твой случай заинтересует, то к тебе приедут и разберутся.

В советских газетах были специальные отделы писем. Сидели там, как правило, ни на что другое не годные дамочки, и сортировали письма, отвечали на всякую ерунду сами. А какие-то интересные и скандальные письма несли в другие отделы. И корреспонденты  выезжали по жалобам на места, писали статьи, после чего местная власть уже не могла не реагировать, она обязана была ответить, или решить проблему, или объяснить, почему проблема не решается.

Даже было такое выражение – «заниматься отписками». Т.е. начальнику предъявили реальные претензии, а он занимается «отписками». Пишет, что все сделал или сделает, а сам не делает.

Но в целом это была вполне комфортная форма помощи инфантильным людям. И самому человеку особенно трудиться не нужно, взял лист бумаги, написал и бросил в ящик. И власти хорошо, чем больше пишут, тем больше информации, и если пишут, то верят в то, что власть поможет. И  некоторые вопросы действительно удавалась решать с помощью письма в газету.  СМИ были, конечно, в СССР не пятой властью, но какой-то властью были, бесспорно.

Трудящийся мог придти с жалобой и в профком, и в партком. И руководители не имели права отмахнуться от этих жалоб просто так. Мой отец, к примеру, работал  мастером, и сделал одному пролетарию замечание. Тот давно должен был выточить какую-то деталь, но сачковал. Отец попросил его объяснить, почему он не сделал деталь, тот что-то стал «лепить», отец попросил его не заниматься демагогией,  а сделать деталь.

Пролетарий был член КПСС, тут же пошел к начальнику парткома, нажаловался. Секретарь пригласил моего отца к себе, который не был членом партии,  и сказал в том духе, что не стоит обвинять в демагогии члена КПСС. Вообще-то эти  парткомы и  существовали на производстве, чтобы реагировать как-то на жалобы трудящихся. Секретари парткомов часто были своеобразными психотерапевтами. На эти должности нередко выбирали душевных и неравнодушных людей. Но собственно политиками они не были.