Ну! Щукин. погоди!

Евгений Щукин
Ну! Щукин, - Погоди!


Что бы еще такого вспомнить  о службе в  авиации?
Пожалуй, вот это.  Стою я, значит, в начале ВПП – взлетно-посадочной полосы, у самой  «зебры» - это участок полосами раскрашенный, чтобы летчику  при посадке лучше было видно место приземления.

 В руках у меня кинокамера   и  я снимаю каждый  самолет, как он  заходит на посадку, какие крены закладывает, как приземляется – на одну, две, или три точки,  делает ли «козла»/ Короче сказать, чтобы завтра на разборе полетов командир  полка   мог  воочию убедился в качестве  посадок самолетов командирами  кораблей  его полка.

А то ведь, как раньше было?  Сидит на вышке  дежурный  офицер, (друг- собутыльник),  перед ним самолет плюхается так, что колеса чуть не отваливаются, да еще   несколько  «козлов»  делает, а он ему в журнал четверочку по дружбе рисует!  Не развалился  же самолет?!  Да и никто же,  кроме него, не видит, -  командир еще сам в воздухе.

А теперь все! Внедряется  с 1970 года  в   поллках  ВТА объективный контроль, и я начальник группы ОК – капитан Щукин, буду как-то влиять на  безопасность полетов,  объективно выявляя предпосылки к летным происшествиям.

 А теперь ничего не скроется от объектива кинокамеры! Мной придумано так, что в кадре фиксируется  время приземления  и точно метры перелета и недолета  каждого самолета.

А как раньше было? На разборе полетов  командир полка руководствовался оценками журнала,  где все оценки были завышены.
 Понять летчиков можно, попробуй - ко обнародовать ошибку товарища, - завтра сам ее допустишь, а дежурить будет  он.  Вот так,  по русской пословице, – «Рука - руку моет»!

А теперь все! На разборе полетов висит экран, и я демонстрирую каждую посадку, а командир полка поднимает автора посадки и, комментируя его ошибки,  дает оценку.

Все чинно, главное – объективно! 

Правда, однажды произошел конфуз.  Дело в  том, что  на экране самолетик появляется маленьким  и увеличивается по мере приближения к ВПП.

Однажды командир полка поднял очередного летчика,  самолет которого  на экране,  прямо скажем, лон  коряватол  заходил на посадку,   и  стал «снимать с  него, как говорят,  по полной  программе стружку». 

Вдруг командир полка неожиданно на полуслове  замолкает, -  самолет - то на экране его,  этол он сам так садился.  Солдатка  моя  при  проявлении  пленки очередность посадок  перепутала.

Хохот в аудитории!  Командир смеется  тоже  и шутливо грозит кулаком  в мою сторону: - «Ну, Щукин, погоди!».

Получил бы я, возможно, взыскание, да командир полка меня уважал, -  я  кое - что придумал, что  еще никто в ВТА не делал в целях обеспечения  безопасности полетов.

Я установил на велосипедную тележку  объективом в небо  авиационный фотоаппарат, придумал зеркальный прицел и при съемке полетов полка строем, фиксировал в  кадре  тройки отрядов. 

Зная  фактический размах крыла, замеряя его изображение на  кадре, легко рассчитать  какую дистанцию,  держат самолеты  в  тройке,  какая дистанция между тройками.

Командир  полка  теперь мог  знать, какая тройка опасно сблизилась, какая отстала и на нее могла наехать  летящая за ней и точное время  прохода над заданной точкой.

А еще я упростил  расшифровку «черных  ящиков» - МСРП-12. После  каждых полетов  сам  инженер полка дешифрировал несколько параметров этого прибора и затрачивал на каждый более трех  часов.

Мне удалось придумать планшетку, на которую  солдатка со средним  образованием, замеряя штангенциркулем размер зубцов кривых и занося их  в планшетку, с помощью логометрической  линейки  стала делать эту работу  за сорок минут.

Между прочим, об этой методике была  опубликована статься «Грубая посадка»  в журнале «Авиация и Космонавтика» за март 1974 года  и я был приглашен к  дальнейшему сотрудничеству. Вот!

Командир  полка, уходя на повышение и представляя офицеров штаба, новому  командиру  обо мне, на удивление всем,  отметил  только положительное,  хотя о многих  других  офицерах высказался довольно жестоко.

Новый командир  полка к вопросам объективного контроля относился серьезно, мне работать с ним было легко. А вот рядовому летному составу наша деятельность мало нравилась, -  мало,  кто любит,  разных там, контролеров.

Это было в начале восьмидесятых, только–только  зарождался  объективный контроль в  полках ВТА.

          Не было тогда   еще ни компьютеров ни  видеокамер и     специалисты со средним образованием, в лучшем случае с логометрической линейкой, да пленочной фотоаппаратурой   пытались обеспечить безопасность полетов.