Ну! Щукин, - Погоди!
Что бы еще такого вспомнить о службе в авиации?
Пожалуй, вот это. Стою я, значит, в начале ВПП – взлетно-посадочной полосы, у самой «зебры» - это участок полосами раскрашенный, чтобы летчику при посадке лучше было видно место приземления.
В руках у меня кинокамера и я снимаю каждый самолет, как он заходит на посадку, какие крены закладывает, как приземляется – на одну, две, или три точки, делает ли «козла»/ Короче сказать, чтобы завтра на разборе полетов командир полка мог воочию убедился в качестве посадок самолетов командирами кораблей его полка.
А то ведь, как раньше было? Сидит на вышке дежурный офицер, (друг- собутыльник), перед ним самолет плюхается так, что колеса чуть не отваливаются, да еще несколько «козлов» делает, а он ему в журнал четверочку по дружбе рисует! Не развалился же самолет?! Да и никто же, кроме него, не видит, - командир еще сам в воздухе.
А теперь все! Внедряется с 1970 года в поллках ВТА объективный контроль, и я начальник группы ОК – капитан Щукин, буду как-то влиять на безопасность полетов, объективно выявляя предпосылки к летным происшествиям.
А теперь ничего не скроется от объектива кинокамеры! Мной придумано так, что в кадре фиксируется время приземления и точно метры перелета и недолета каждого самолета.
А как раньше было? На разборе полетов командир полка руководствовался оценками журнала, где все оценки были завышены.
Понять летчиков можно, попробуй - ко обнародовать ошибку товарища, - завтра сам ее допустишь, а дежурить будет он. Вот так, по русской пословице, – «Рука - руку моет»!
А теперь все! На разборе полетов висит экран, и я демонстрирую каждую посадку, а командир полка поднимает автора посадки и, комментируя его ошибки, дает оценку.
Все чинно, главное – объективно!
Правда, однажды произошел конфуз. Дело в том, что на экране самолетик появляется маленьким и увеличивается по мере приближения к ВПП.
Однажды командир полка поднял очередного летчика, самолет которого на экране, прямо скажем, лон коряватол заходил на посадку, и стал «снимать с него, как говорят, по полной программе стружку».
Вдруг командир полка неожиданно на полуслове замолкает, - самолет - то на экране его, этол он сам так садился. Солдатка моя при проявлении пленки очередность посадок перепутала.
Хохот в аудитории! Командир смеется тоже и шутливо грозит кулаком в мою сторону: - «Ну, Щукин, погоди!».
Получил бы я, возможно, взыскание, да командир полка меня уважал, - я кое - что придумал, что еще никто в ВТА не делал в целях обеспечения безопасности полетов.
Я установил на велосипедную тележку объективом в небо авиационный фотоаппарат, придумал зеркальный прицел и при съемке полетов полка строем, фиксировал в кадре тройки отрядов.
Зная фактический размах крыла, замеряя его изображение на кадре, легко рассчитать какую дистанцию, держат самолеты в тройке, какая дистанция между тройками.
Командир полка теперь мог знать, какая тройка опасно сблизилась, какая отстала и на нее могла наехать летящая за ней и точное время прохода над заданной точкой.
А еще я упростил расшифровку «черных ящиков» - МСРП-12. После каждых полетов сам инженер полка дешифрировал несколько параметров этого прибора и затрачивал на каждый более трех часов.
Мне удалось придумать планшетку, на которую солдатка со средним образованием, замеряя штангенциркулем размер зубцов кривых и занося их в планшетку, с помощью логометрической линейки стала делать эту работу за сорок минут.
Между прочим, об этой методике была опубликована статься «Грубая посадка» в журнале «Авиация и Космонавтика» за март 1974 года и я был приглашен к дальнейшему сотрудничеству. Вот!
Командир полка, уходя на повышение и представляя офицеров штаба, новому командиру обо мне, на удивление всем, отметил только положительное, хотя о многих других офицерах высказался довольно жестоко.
Новый командир полка к вопросам объективного контроля относился серьезно, мне работать с ним было легко. А вот рядовому летному составу наша деятельность мало нравилась, - мало, кто любит, разных там, контролеров.
Это было в начале восьмидесятых, только–только зарождался объективный контроль в полках ВТА.
Не было тогда еще ни компьютеров ни видеокамер и специалисты со средним образованием, в лучшем случае с логометрической линейкой, да пленочной фотоаппаратурой пытались обеспечить безопасность полетов.