Великий польский композитор Фридерик Францишек Шопен родился в марте 1810 г. в местечке Желязова Воля в Мазовии в семье французского эмигранта. Спустя полгода его семья переехала в Варшаву, где отец открыл пансион для юных польских панычей. В столице прошли детские и юношеские годы Шопена. Гениальная музыкальная одаренность мальчика проявилась очень рано – когда ему исполнилось пять лет. Тогда Фридерик стал обучаться игре на фортепьяно (его первым и единственным учителем был старый чех Живной), а в восемь лет уже дал первое публичное выступление. В 1826 г. по окончании лицея Шопен поступил в Главную школу музыки (варшавскую консерваторию). Здесь он пишет свои первые известные фортепьянные пьесы.
Подавляющее большинство произведений Шопена предназначено для одного инструмента - фортепьяно. Он сам был превосходным пианистом, великолепно чувствовал этот инструмент, знал его возможности и открыл целую палитру неслыханных ранее фортепьянных звучаний. Считают, что своей музыкой Шопен воздвиг памятник польскому музыкальному фольклору. И можно только удивляться тому, как глубоко постиг он его суть, никогда всерьез не изучая народное творчество, но соприкоснувшись с ним лишь мимоходом в юности. Между тем именно народные мотивы в его музыке придали ей такую неповторимую оригинальность и такое очарование. Многие жанры в наследии Шопена выросли непосредственно из польских национальных танцев, в особенности из полонеза, который считают квинтэссенцией польского героического духа. Композитор создал совершенно новый вид полонеза - это не танцы и не концертные пьесы в танцевальной форме, а целые поэмы. При общей эпической величавости они чрезвычайно разнородны. Прославился Шопен также своими мазурками и вальсами, в которых фортепьяно имитирует звучание народных инструментов. Из других жанров он отдавал предпочтение прелюдии, превратив ее из вступления к какому-либо более крупному музыкальному произведению в свободную по форме, самостоятельную, законченную пьесу. Подобно Мендельсону, Шопен тяготел к классической музыке. Лист в своей книге о Шопене писал: «Он отвергал неистовую и необузданную сторону романтизма, не выносил ошеломляющие эффекты и безумные излишества».
В 1828 г. завершается музыкальное образование Шопена. Тогда же он заканчивает свою Первую сонату и пишет Большое концертное рондо для фортепьяно с оркестром. В ноябре 1830 г. Шопен навсегда покидает Варшаву, едет сначала в Вену, а в 1831 г. перебирается в Париж. Начинается «французский» период его жизни.
Оказавшись во французской столице двадцатилетним, никому неизвестным юношей, Шопен в короткий срок добился славы и признания. Начал он с того, что стал давать уроки игры на фортепьяно, потом получил известность как виртуоз и композитор. В скором времени он стал зарабатывать до трех тысяч франков в месяц и обзавелся собственной квартирой на улице д;;Антен. Он обожал светскую жизнь и был принят во всех великосветских салонах. «Я принят в высшем обществе, - писал Шопен родным в Варшаву, - сижу между послами, князьями, министрами; но и не знаю даже, что за чудо, я ведь сам к этому не стремился…» Постепенно он перезнакомился со многими известными людьми, как среди композиторов (Лист, Шуман), так и среди литераторов. В 1837 г. состоялось его знакомство с Жорж Санд. Дружеские отношения вскоре переросли в любовные. Зиму 1838/39 года они провели вместе на Майорке. Вслед затем писательница увезла Шопена в свою усадьбу в Ногане. (В последующем, вплоть до своего разрыва с Санд в 1847 г. композитор всегда проводил здесь летние месяцы, и именно тут была создана большая часть произведений, составивших его посмертную славу).
ВТОРАЯ ФОРТЕПЬЯННАЯ СОНАТА СИ-БЕМОЛЬ МИНОР (1847). Эту сонату часто сравнивают с классической трагедией. И действительно, подобно лучшим образцам этого жанра, она поражает глубиной художественного замысла и необычайным совершенством его воплощения. По силе вдохновения и воздействия, оказываемого на слушателя, Шопен предстает здесь истинным приемником Бетховена. Полную трагических контрастов первую часть сонаты сменяет скерцо. Но и в нем господствуют драматические образы. Третья часть – знаменитый Похоронный марш – смысловой центр всего сонатного цикла. С поистине гениальной силой воплощает здесь Шопен образ смерти, тему гибели народа, крушения его надежд. И, наконец, финал - мрачный, стремительный вихрь, который бесконечными струями проносится над могилами героев и безвестно павших в бою воинов.
Позднее творчество Шопена (1845-1849) оказало огромное влияние на последующую музыку неоромантизма и импрессионизма. Для него были свойственны «трудное» становление темы с внезапным «прорывом» к ее оформлению, неожиданное (неподготовленное) вторжение нового материала, искусственное сдерживание событий за счет отклонения в другие образные сферы, преграды в виде срывов, резкие сломы в логике продвижения музыкальной фабулы.
В феврале 1848 г. (накануне революции) Шопен дал в Париже свой последний концерт. В это время он был уже очень болен – обострился мучивший его еще в молодости туберкулез. Началось кровохарканье. Умер композитор в октябре 1849 г.
Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281