Детство

Хьюбер
Сегодня, когда я в очередной раз с младшим братом Егором, которому чуть больше трех лет, пересматривала Король Лев, я отчего-то задумалась.
Ведь он совсем не плачет, весь мультфильм хохочет, а я, сколько себя помню, рыдала как истеричка над моментом смерти Муфасы, не столько смерти, сколько над тем, как Симба, его сын, ищет его, находит тело и понимает - его отец умер.
И только сегодня я поняла причину смеха - Егор просто не знает, что такое смерть. Для него смерть Муфасы выражается словами: "Папа? Папа пал?" Я, конечно, отвечаю: "Да, папа Симбы упал." До сих пор через слезы, этакий ком в горле, который не проглотишь, ничего вообще невозможно с ним сделать.
Когда ребенок впервые в жизни понимает, что такое смерть? Мне это действительно интересно, а еще интересно, кто и как ему объясняет это, например: "Смотри сынок, это сыр, его кушают. А вот это смерть" Это так происходит? Или что? Я бы действительно очень хотела знать это, потому что это очень интересно, не правда ли. Как ребенку объясняют смерть и жизнь, любовь и ненависть? Я не приверженник того, что дите должно на своей шкуре прочувствовать весь ужас этих слов, которые практически фундаментальными являются в нашей жизни. Ведь с другой стороны толково - человек, если у него не умирали близкие родственники или друзья, понимает что такое смерть в университете, знакомясь с трудами воистину великих людей, а до этого может только догадываться. Что такое смерть?
Когда человека больше нет? Или когда он не дышит? Или когда ты не можешь позвонить ему? Когда набираешь номер, а потом сразу кладешь трубку и понимаешь - он же умер. И это так темно сразу где-то, там где солнечное сплетение становится страшно и ужас охватывает? Или как?
Что такое одиночество? Когда ты один? Или когда тикают часы? Или когда ты не можешь ни на кого положиться, кроме себя?
Что такое любовь?
Что такое материальное?
Что такое религия?
Раньше, до этого года (мне 16 лет) я думала, что религия - это Бог. Ну как вид религии. Я верю в Бога. Но обществоведческое определение религии - до этого я бы не дошла своим умом.
Я могу объяснить Егору, что такое смерть. Показать фотографию его умершего дяди, со слезами на глазах. И он поймет, я практически уверена, он у нас умный мальчик.