Узбекские басни в прозе ч. 1

Мухтар Худайкулов
ТЫСЯЧА И ОДНА БАСНЯ


ЧАСОВАЯ И МИНУТНАЯ СТРЕЛКА

 – Ах, удивляюсь людям,– говорит Минутная стрелка Часовой стрелке,– трудишься до седьмого пота, но никому никакого дела нет до тебя, а все только тебя спрашивают...
– Это потому,– усмехнулась Часовая стрелка,– что мой один шаг равняется твоим шестидесяти.


КТО ПРОВЕРНЕЙ

Мышь хвасталась, что осталась в живых, повстречавшись в зарослях камыша с самым Львом.
–  Не велика заслуга,– сказала другая Мышь,– вот мне удалось ускользнуть от нашего Серого кота.


“СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ” ЖИРАФЫ

В зоопарке кто-то из зверей рассказал анекдот, все  смеялись от души, но только длинношейная Жирафа молчала.  А глубокой ночью раздался ее хохот.
– Что с тобой?– заволновались разбуженные ее смехом звери.
– Оказывается, днем был рассказан очень смешной анекдот,– продолжал смеяться Жирафа. Смысл анекдота дошел до нее только к полуночи.


ФИЛОСОФИЯ ПНЯ

Сильный ветер разломал молодое Дерево.
– Я и не расту, и не ломаюсь,– сказала Пень.


ДЯТЕЛ И ЧЕРВЯК

Дятел сел на дерево и начал стучать по стволу.
– Кто тебе нужен?– отозвался на стук изнутри Древесный Червь.
– Тот дармоед, который съедает дерево,– сказал Дятел.
  Сколько не пряталась Червь – бесполезно…


ВЕРБЛЮД И ЗМЕЯ

– Ой, какой ты искривленный, а?– сказала Змея Верблюду.
– Посмотри сначала на себя...– ответил Верблюд.


                ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА

– В чем смысл того, что ты очернил мое белое лицо?– сказал Лист, обидевшись на Карандаш.
– Лоно твое было как нетронутая целина,– ответил Карандаш, а я посеял в него зерно и теперь можно ждать уражая.


                ВОЛОСЫ И НОЖНИЦЫ

– Ты не можешь спокойно смотреть как я расту,– сказали Волосы Ножнице.
–  Почему? Растите, но знайте меру,– ответила Ножница.


                “ЧИТАТЕЛЬ” ПО НЕВОЛЕ

– Говорят что мою книгу никто не читает. Вздор. Я знаю человека, который прочитал ее  от начал  до конца – до единой буквы,– сказал один писатель.
– Кто же он?– спросили у него.
– Наборщик,– ответил довольный писатель.


                ДОРОГА И ТРОПА

– Эй, куда ты?– спросила большая дорога Тропинку, которая все дальше и дальше убегала от нее.
– Не твое дело, у меня своя дорога,–  высокомерно ответила Тропинка и  вскоре затерялась где-то в глухих зарослях.


САДОВЫЙ ВЬЮНОК И РОЗА

– Только меня можно назвать приятным цветком,– говорил Вьюнок, вытягивая шею. – Я такой гибкий, изящный, тонкий, у меня нет таких страшных колючек, как у Розы…
Она продолжала твердить о своей красоте, но все любовались Розой.


ВОРОНА И СЫР

  (Не совсем по Крылову)

Лиса увидела Ворону, сидящую на дереве с куском сыра и решила поживиться:
– Воронушка,   не споешь ли, мне что-нибудь?
– Проходи, проходи,– сказала Ворона крепко держав свою находку. – Такого сыра  не найдешь в прилавках, я утащила его со стола иностранной делегации…

КАЖДОМУ СВОЕ

– Почему я не был одарен сердцем Льва?– жаловался Заяц.
– Каждому свое,– ответили ему звери.




                СУМАТОШНЫЙ

– И вот мы будем владеть всем миром!– закричала Пыль, поднятая каким-то дурным ветром.
Прошла мелкая дождь и от него не осталось ни следа…


                ЗАНОЗА

– Я-то всего-навсего мизерная, а почему-то люди не успокоиться, пока не вынут меня,– удивлялась Заноза.
– Хоть ты  и мизерная, но причиняешь достаточную боль,– сказал ей Пинцет, вытаскивая ее.


                ТЕТРАДЬ И КНИГА

Книга поспорила с Тетрадью и сказала:
– Все самое мудрое, самое интересное, что есть в мире – все содержится во мне,– говорила Книга.
–Это так,– отвечала Тетрадь,– но не забывай, что не будь меня, то и тебя бы не было.


                СКОРПИОН И КЛЯУЗНИК

Скорпион однажды приполз домой чуть живой.
– Что с тобой?– испуганно спросила его жена.
–Э-э, не спрашивай,– простонал Скорпион,– ужалил одного человека, а он оказался кляузником. Видимо, его яд посильней нашего.


                ПОДПОРКА

Персиковое дерево разрослась, ветви его тяжелели, и пришлось поставить подпорку. И тут оно совсем разленилось, разомлело, и навалилась на подпорку всей своей тяжестью. Подпорка не выдержала, рухнула, и дерево разломилось.
Если не будешь рассчитывать на свои силы, никакая подпорка не спасет.


   ЛУНА И ПОДСОЛНУХ

– Какой же ты льстец,– сказала Луна Подсолнуху,– Все время только и оборачиваешься к Солнцу и улыбаешься ему, а в мою сторону даже не оборачиваешься. Что я, не свечу, что ли?
– Светить-то светишь, да не греешь,– ответил Подсолнух.


ВСЕ ДЕЛО – В ТЕРПЕНИИ

– Ох, почему меня столько замучила, разрываешь душу мою,– роптала Целина Плугу.
– Я сею семена, терпи,– сказал Плуг.– Вот скоро ты рассветешь...


ЛЕТАЮЩАЯ РЫБА

Рыбе вздумалось летать. Широко раскрыв плавники, она выпрыгнула из воды, но тут же
угодило прямо в лодку рыбака.
Если ты рыба – плавай!


БУЙНАЯ РЕЧКА

Буйная, шаловливая Речка сказала Берегам:
– Если я захочу, то все переверну вверх дном. Вот только вы мне мешаете...
Берега ничего не сказали, а просто погладили ее нежно. Однажды опьянев от мутной воды весны, Речка вышла из берегов и натворила много бед. Пришлось ее усмирить и огородить каменной плотиной. Теперь Речка стала тихой и послушной: течет, куда прикажут, и стоит, где скажут…


РЕКА И МОРЕ

(Шутка)

– Почему ты стала такой соленной, сёстра моя?– спросила Речная вода   Морской.
– Горе мне, я засиделась…– ответила она.


                ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ

Ветер непрестанно стал умолять Листья:
– Я люблю тебя, давай, летим со мной, буду тебя, всегда носит на руках…
Листы поверили ему, и оторвались от дерева, и полетел вместе с Ветром. Ветер поиграл с нею и бросил. Листья увяла и поблекла.

ЛЯГУШКА

; Почему ты такая?– спросили у Лягушки.
; Ква-ка-ка–кая, та-ка-ка-кая?– заквакала она.
; Довольно, все ясно, почему ты такая,– сказали ей.


ПОКЛОН И ВЫСОКОМЕРИЕ

; Хватить поклоняться,– сказало Высокомерие, в надежде унизить Поклона.
; Я то поклоняюсь вперед, а ты высокомерничаешь назад,– ответил Поклон.


                ПЕРСТНИ И ПАЛЬЦЫ

(Шутка)

– Если бы нас не было бы, вы так и оставались  самыми обыкновенными лапами,– говорили  Пальцам Перстни,– это мы  вас укрощаем...
– Да вы укрощаете, но все время, сжимая нас,  не даете жить…– ответили Пальцы охая.


ЧЕРНЫЙ КОТЕЛ И ФАРФОРОВЫЕ ТАРЕЛКИ

– Ой, какой ты черномазый, весь в саже, к тебе  близко подойти-то нельзя,– сказали Фарфоровые тарелки брезгуясь Черному котлу.
Занятой варкой Котел им ничего не ответил. А когда еда была была готова, то все тарелки тотчас же выстроились около Котла.


ХВОСТ ЛИСЫ

– Зачем тебе такой длинный и пушистый хвост?– спросили у Лисы.
– А не будь его, чем бы я стала заметать свои следы?– ответила Лиса.


БАБОЧКА И ЧЕРЕПАХА

– Бедная, оказывается, ты живешь только одну весну,– сказала Черепаха, однажды увидев бабочку.
– Лучше умереть один раз, насладившись красотой одного цветка, чем сто лет бесцельно бродить по пустыне


СОРОКА

– Все меня знают, всем я известна и за пение, за красоту, и за ум…– стала хвалиться Сорока.
– Надо немного уточнить,– заметили птицы,– известна-то ты всем, это действительно так, но как болтунья и воровка.


ЦВЕТЫ В ГОРШКАХ

Цветы в горшках увидели простых цветов.
– Ой, посмотри на них, как они растут без горшков, а?– сказал один тонкий цветок второму.
Цветам  в горшках оказываются, были неведомы, что существует земля.



ЭТАЖИ И ЛЕСТНИЦЫ

– Мы – высокие,– говорили Этажи.
– Где бы вы ни были, мы достигнем вас,– сказали Лестницы.


ЛАСТОЧКА И ГОРЛИНКА

– Соседка, куда это ты летаешь каждый день?– спросила Горлинка у Ласточки.
– Как куда? Летаю в поля и рощи, корм добываю для своих птенчиков. А, ты что. Разве не летаешь?– сказала Ласточка.
– А я из этого двора ни-ку-да.… И, слава богу, сыта. Что остается от скатерти хозяина хватает нам, не жалуемся… – продолжала Горлинка.
А в это время Ласточка давно унеслась ввысь…