Съём-3 Утренняя песня

Эрнест Катаев
Съём-3 «Утренняя песня»

Я называл её Королева Марго. Не просто Марго, а именно Королева Марго.
Хотя в миру она прозывалась простеньким именем Настя, не подходящим абсолютно к её статному величавому виду и баскетбольному росту. Вот была у меня девушка Настя, так она была настоящей русской Настей, и, надеюсь, осталась именно такой и сейчас. А здесь, извините, настоящая Королева Марго и всё!
Познакомился я с ней через компанию младшей сестры своей второй жены, и после развода как-то само собой, продолжая дружеские отношения в общей тусовке, сошёлся с одинокой Настей: кино, кабаки, ночные клубы…
Я люблю наблюдать за людьми. И тогда и сейчас, да как себя помню – я обожаю разглядывать собеседников, случайных попутчиков в транспорте, посетителей кафе за соседними столиками. Стараюсь угадать – кто и чем занимается по жизни, у кого какие увлечения, кто одинок, кто в паре, какие страсти и пристрастия, пороки – само собой. Несколько раз «получал по шапке», и в прямом и переносном смыслах за то, что начинал «вещать» - а кому понравится, согласитесь, что кто-то чужой начинает влезать в душу, судить, давать советы…
Но я чувствую настрой людей, умею делать выводы из их слов и поступков, способен проследить логику в поведении, может, поэтому мне и удаётся создавать характеры своих выдуманных персонажей такими, что читатели верят – они существуют. А нередко примеряют их на свою жизнь, что для меня, как литератора, очень ценно.
И клички, что я даю иногда людям, нередко прилепляются к ним мёртвой хваткой – что поделаешь, это слепок с характера.
Так и с Королевой Марго.
Я играл с ней роль верного вассала – преданного, немного ироничного, с лёгкой насмешкой к Её Величеству, но в рамках приличий, само собой. Как бы друга двора, которому многое позволяется за верность и искренность.
Она, оказывается, писала сюрреалистические рассказы с множеством интересных деталей и выводов, с особой философией, больше присущей к рыцарским временам. Такой стиль лично мне недоступен, даже немного жалею, что у меня не получалось так никогда. Но писала девушка какое-то время до нашего знакомства – то, что я читал, было начато задолго до нашей встречи. А потом что-то произошло, и этот дар исчез…
Было видно – очень комплексовала, что ей больше не удаётся творить.
Но всё равно Марго пыталась жить и мыслить – цитата: «позитивно». Бодрилась, уговаривая саму себя, что всё идёт хорошо, всё вернётся на круги своя, ручка опять станет выводить буквы на бумаге, неоконченные картины будут завершены…
Но едва сдерживала что-то внутри, едва держала душевное равновесие.
Возможно, я, в конце концов, и нащупал бы первопричину её едва контролируемых страхов, порождаемым возникшим неврозом, каким-то образом помог определиться с направлением психологической работы, чувствовал, что конец верёвочки близок, решение вот-вот откроется…
Но произошло то, о чём я сегодня хочу поведать, что навсегда увело наши пути-дорожки в разные стороны. Да, вполне возможно, а, скорее всего, именно так и есть, что у Королевы Марго есть своё абсолютно другое мнение и видение произошедшего. Так тому и быть – я пишу про себя и свои ощущения, о том, что видел своими глазами и, если у неё есть свой рассказ по этому поводу, я спорить и опровергать её мнение ни в коем случае не буду.
Итак, постепенно выделив друг друга из общей компании, мы всё чаще стали проводить время вместе, посещая какие-то увеселительные мероприятия, кино, кафешки. Прочитал одну из неоконченных её повестей, произвёл на автора впечатление своим анализом.
Я жил тогда на окраине Балашихи, она на Рязанке в Москве, относительно близко – на машине тридцать-сорок минут, так что наше сближение было естественным. Мы же были одинокими творческими людьми, каждый из нас дополнял чем-то другого, мы явно учились, передавали свои иррациональные знания. Ну и, наконец, пришла пора уже определяться с личными близкими отношениями (мы же взрослые люди, не правда ли). Она жила с бабушкой и родителями в двушке, я с маманей, которая в то время (как раз разбежались со второй жинкой), прямо мне заявила, чтоб я не водил всяких девок в гости. Понятно, что потом стал водить, она всё-таки постепенно стала воспринимать меня как взрослого человека, у которого есть «свои потребности», но это случилось позже. То есть ни у неё, ни у меня произвести стыковку на орбите не получалось.
Выручил друг Котов (он, кстати, послужил прототипом профессора в сказке «Немного грустный кот»), у которого в Гольяново (тоже недалеко), был замечательный однокомнатный флэт. Эх, этот флэт на десятом этаже, с балкона которого открывался великолепный вид, так меня выручал в те времена. Очень жаль, что Котова бывшая супруга вынудила его продать, сколько веселья и девок там было…
Итак, я договорился с Котовым, состыковал время с Марго. Купил угощение и выпить.
Вот вы, наверно, ждёте, что я буду описывать нашу первую «такую» встречу? В которой произошло нечто такое, что нас и развело? Ошибаетесь, уважаемые мои читатели, «это» случилось уже утром. Хотя, пару слов всё-таки напишу – секс конкретно показывает комплексы и неврозы человека. Та ночь уже заставила меня серьёзно задуматься о продолжении наших отношений, так как открывшееся мне поведение Королевы Марго, мягко говоря, было в некоторых моментах несколько странноватым… Но об этом я писать конкретно не буду, я не имею на это морального права, да и потом – это же моё личное мнение, я не доктор какой-нибудь, не могу ставить диагноз и выписывать рецепт. Да, было кое что напрягающим. Но ведь у каждого из нас есть свои индивидуальные чёрточки и привычки, со временем многое можно было бы урегулировать и привести к общему знаменателю – так рассуждал я.
Утром я должен был вернуться в Балашиху, Марго ехала на работу. Мы сели в мою видавшую виды «Таврию» и покатили к метро Щёлковская – ехать всего десять минут.
И тут я начал рассказывать про поездку в Тверь с первой женой и сыном к двоюродной сестре супруги. Собственно, про посещение одной из картинных городских галерей – как часть культурной программы осмотра старинного русского града.
Мы пришли туда первыми – служители включили свет, чтобы мы могли осмотреть картины. В отличие от других выставок, а в городе есть на что посмотреть в историческом плане, здесь были представлены работы современных тверских художников в самых разных стилях – от классики до кубизма, портреты, пейзажи, какие-то инсталляции (тьфу – вот слово!). Войдя в галерею, я поймал себя на каком-то смутном иррациональном ощущении неприязни, какого-то слабого беспокойства и дисгармонии, ощущаемые не органами чувств, а больше кожей. Так иногда бывает под утро, когда глубокий сон нарушает что-то невнятное, что до конца не будит, но при этом отвязаться от этого нет никакой возможности. Идём по залам, осматриваем картины. Беспокоящее свербение в кончиках пальцев медленно усиливается. Я в живописи пень-пнём, но раз зашли, надо смотреть. Что-то даже отметил, обсудили. И вот последний зал. Служащая галереи включает перед нами свет – мы входим. Ощущение чего-то негативного максимально. Напротив входа в зал на стене висит картина. Горизонтальная, где-то 25 на 40 сантиметров, в рамке. Нарисован сук дерева, к нему привязана верёвка, на которой повешен мальчик (виден по грудь). На плече у него сидит соловей и поёт. Название – «Утренняя песня».
Пи**ец.
И тут Королева Марго начинает ржать в голос, раскачиваясь на кресле вперёд-назад, даже забыв прикурить! Я медленно поворачиваю к ней свою голову, не веря своим ушам, а та между всхлипами с улыбкой до ушей восклицает: «Классно! Великолепно! Зашибись!» и что-то ещё в таком духе.
Больше мы не встречались.