Сидо и Антинг

Наташа Лазарева
Я долго добивалась разрешения попасть в Эрмитажные фонды, чтобы ознакомиться с работами Ф. Сидо. Прекрасно сохранившийся двухтомник с силуэтами царского двора не доступен обычным посетителям.
На самом деле, я решила разобраться с тем, каким образом силуэтисты делали свои работы. До меня (гордюсь!!!) никто не разделял художников-силуэтистов по направлениям их работы. И, читая редкие статьи, невозможно было понять, вырезал художник работы или рисовал их. И, если вырезал, то рисовал ли сначала контур, или работал с чистого листа. Учитывая, что именно вырезанные картинки являются так сказать, «классикой жанра», я нагло стала разбивать силуэтистов на «классиков» и «графиков». Названия прижились.
Вторым, интересующим меня вопросом, было: как выглядят авторские работы? По публикациям невозможно определить ни размера, ни техники картины. Поэтому, я пошла по музеям. Как оказалось, даже хранители чаще всего не знали, с чем они имеют дело. Силуэты Сидо оказались и нарисованными, и вырезанными. Силуэтов Антинга я не обнаружила. Вернее, видела один, но мне никто не смог сказать, авторская ли это работа. Кстати, учитывая, что Антинг был адъютантом Суворова, я направилась было в музей Суворова. Однако там об Антинге, как о силуэтисте – ничего не знают! И работ его там нет.
 Итак, немного повторяясь:
          Первые мастера-силуэтисты в России – иностранцы: француз Ф. Г. Сидо и немец И. Ф. Антинг. Оба работали в Петербурге в конце XVIII столетия, первый в 1782-1784 годах, второй – с 1784 по 1805 годы. Они-то и заложили прочные основы силуэтного жанра в отечественном искусстве.
          «В один из майских дней 1895 года герцог Георгий Георгиевич Макленбург-Стрелицкий разбирал в Петербурге библиотеку, перешедшую ему по наследству от скончавшегося великого князя Михаила Павловича. В залежах книг обнаружились два альбома в кожаных переплётах XVIII столетия. Золотом было оттиснуто по-французски: «Силуэты. Том I», «Силуэты. Том II».
          В альбомах было собрано почти двести портретов екатерининской эпохи: сама императрица и её ближайшее окружение.
          Георгий Георгиевич предпринял издание этой уникальной «галереи теней». В 1899 году в Петербурге вышел в свет двухтомник «Двор императрицы Екатерины II, ея сотрудники и приближённые. 189 силуэтов», сразу же ставшей библиографической редкостью». 
          По этой книге можно судить о творчестве первого мастера силуэтного искусства в России.
          Сидо, первый мастер силуэтного искусства в России, приехал из Франции уже профессиональным «художником ножниц».
          В Петербурге он пробыл недолго, но за это время выполнил массу силуэтных изображений. Все силуэты выполнялись им с натуры. В числе первых он сделал портрет русской императрицы Екатерины II. Под её силуэтом он сделал собственноручную надпись: «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».
          Приближённые Екатерины тоже пожелали иметь свои «тени», и в течение двух лет Сидо выполнял силуэты всего царского двора.
          Работу Сидо продолжил Антинг.
          Иоганн Фридрих Антинг (1753-1805) больше известен в исторической литературе как адъютант и первый биограф Александра Васильевича Суворова.
          Родился Антинг в немецком городе Готе в семье гарнизонного пастора. Окончил местную гимназию, поступил на богословский факультет Иенского университета.
          В 1783 году он познакомился с бароном Ф. фон Мюнхгаузеном, так увлёкшего Иоганна рассказами о службе в русской армии, что юноша уже в 1784 году оказался в Петербурге.
          Волею судеб он оказался при дворе, где ещё не остыл интерес к силуэтному портрету. Антинг продолжил работу Сидо, а затем отправился в большое путешествие по России. С июля 1785 по февраль 1786 года он побывал в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Пензе, Новгороде, Астрахани. Путешествие продолжалось по Германии, Австрии, Франции, Англии.
          Во второй приезд в Россию Антинг сделал головокружительную карьеру в русской армии. В 1793 году, в Херсоне, он познакомился с Александром Васильевичем Суворовым и по его протекции поступил на русскую службу кадетом. Уже в 1796 году он получил звание полковника и стал адъютантом Суворова и его биографом. Трёхтомное сочинение Антинга «Жизнь и военные деяния генералиссимуса, князя Италийского, графа Суворова-Рымникского» было первоначально опубликовано на немецком, а впоследствии переведено на многие европейские языки.
         Искусство Сидо и Антинга, как и в случае с самим Силуэттом во Франции, вызвало подражание в аристократических кругах России. Силуэтами увлекалась жена Павла I, Мария Фёдоровна. Фаворит Екатерины II, Александр Дмитриевич Ланской, так искуссно выполнял профили, что одно из его изображений Императрицы чеканили на серебряных рублях 1783 года. Силуэты с удовольствием вырезала и Екатерина Яковлевна Державина, жена Гаврилы Романовича Державина.

          «В XVIII веке изобрели нехитрые приспособления для рисования портретных силуэтов. К обычному креслу сбоку на специальных кронштейнах крепили створки ширмы с натянутым на ней чистым листом бумаги. Портретируемый усаживался в кресло, с противоположной стороны в некотором отдалении ставилась на высоком столике свеча. Стоявшему по другую сторону ширмы художнику оставалось лишь очертить карандашом отчётливый чёрный профиль. На всю процедуру уходили одна-две минуты. Сделанный контур заливался тушью, и силуэтный портрет в натуральную величину был готов. Затем его уменьшали, и при необходимости не составляло труда изготовить с него несколько копий на любой бумаге, а порой и на ткани».
          «В начале XIX века силуэтная графика стала характерной чертой русского романтического искусства. В дальнейшем силуэт стал одной из форм ксилографии. (От греческого xylon – дерево, и grapho – пишу, черчу – гравюра на дереве).
          Силуэты часто украшали дома дворян. И. С. Тургенев в романе «Новь» писал: «И действительно, восемнадцатый век встретил гостей уже в передней, в виде низеньких синеньких ширмочек, оклееных вырезанными чёрными силуэтками напудренных дам и кавалеров. С лёгкой руки Лафатера силуэтки были в большой моде в России в восьмидесятых годах прошлого столетия».
          «Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, - появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т. п.»
          И. Е. Репин в своих воспоминаниях «Далёкое близкое» писал, что он приобщился к искусству, вырезая из бумаги. Вместе с сестрой Устей они вырезали из бумаги животных, людей, птиц и наклеивали их на окнах чугуевского дома на радость прохожим: «Я наловчился вырезывать уже быстро. Начав с копыта задней ноги, я вырезывал всю лошадь… Усте больше удавались люди: мальчишки, девчонки и бабы в шубах…
          Кто ни проходил мимо, даже через дорогу переходили к нам посмотреть, над чем это соседи так смеются и на что указывают пальцами. А мы-то хохочем, стараемся и всё прибавляем новые вырезки.
          И вот нехитрое начало моей художественной деятельности. Она была не только народна, но даже детски простонародна». 

Другие материалы об искусстве вырезания из бумаги и художниках-силуэтистах в сборнике «Искусство силуэта».

Мои работы: http://www.liveinternet.ru/users/4215666/profile/