Крутые повороты

Валентин Акатов
  КРУТЫЕ ПОВОРОТЫ

    Первый крутой поворот в своей жизни Федор испытал, будучи подростком. Он только окончил девятый класс. Больших планов на будущее еще не строил и спокойно жил под крылом у родителей. Но в один из дней, они известили его о том, что уезжают жить к себе на родину. А так как срывать с учебы его не хотят, оставляют тут на хозяйстве одного. Мол, он должен окончить школу и потом сам решить, где ему лучше жить. Конечно же, такое решение родителей его не обрадовало, но выбора другого тогда не было. Его просто поставили перед фактом. Вот так в один момент он стал жить самостоятельно и превратился в молодого не по возрасту холостяка.
Федору пришлось приложить все усилия, чтобы окончить десятый класс. Учился он хорошо, вот только бытовые проблемы, конечно же, требовали от него терпения. Готовить кушать его раньше никто не учил. А тут, придя со школы, нужно приготовить покушать, выучить уроки, погулять и вечером снова подумать о том, что можно будет позавтракать перед школой. Для мозгов и спокойного ритма жизни, по которому он привык раньше плыть, это был такой напряг, что и говорить не хочется. Ну да, поныв какое-то время в душе, он взял себя в руки и начал размышлять над своим будущим.

    Весь тот год Федор жил на виду у соседей, которые от всего сердца ему сочувствовали и всячески старались помочь. Благо, рос он в военном городке, а офицерские жены знают все тяготы лишений. Что-то вкусненькое приготовят и его угостят. Иной раз и словом добрым поддержат, чтоб не скучал и не раскисал. Только очень часто они выражали вслух свое мнение, проявляя жалость к нему. Как-то тогда он не обращал на это внимание. Это сейчас понимает, что чем больше они его жалели, тем больше он начинал жалеть сам себя. На этой почве в его подсознании зарождались обиды на родителей. Конечно, тогда над этим он не задумывался, а просто жил и стремился к своей цели, которую к тому времени нарисовал в голове.
– А чего, пример то вот тут, рядом. Окончить школу, поступить в военное училище, стать офицером, а там жениться и жить на здоровье, неся службу на благо Родины. Все просто и предельно ясно, а главное – есть к чему стремиться. Так тому и быть.
Через год Федор окончил школу и поступил в военный университет с техническим уклоном. Мозги то у него хорошо соображали в математике, да и инженерная мысль присутствовала. Вот и решил попробовать себя на этом поприще. Экзамены сдал на «хорошо» и без всяких там ходатайств. Да и некому было за него хлопотать.
    Рассчитывал только на свои знания.
Время учебы в университете пролетели быстро. Он и не заметил, как надел лейтенантские погоны и стал на самостоятельный путь жизни. Но это только казалось, что на самостоятельный. После окончания университета Федор получил распределение в одну из военных частей за несколько сот километров от дома. Ну да ничего, вопрос был только в том, что за время учебы он подружился с девушкой из того города, в котором находился университет. Поэтому сразу встал вопрос: как быть дальше?
    Подумав немного над этой проблемой, Федор со своей девушкой решили пожениться и создать молодую семью. Тогда она могла на полных правах жены ехать с ним по распределению в часть, отгуляв последний ученический отпуск.
Кажется, жизнь налаживалась сама по себе. Теперь перед ним виделось будущее: служба, семья, все как у всех.

    В часть Федор приехал уже с молодой женой. Свадьба состоялась неделю назад, и теперь они были счастливой молодой парой. Только для полноценной семьи им не хватало детей. Но для этого хотелось бы иметь еще и крышу над головой. А с этим в военной части были проблемы. Поселили их в какой-то маленькой комнатушке с общими условиями в коридоре. Конечно же, о детях сразу же пришлось забыть. Потянулись обыденные рутинные дни военной службы. Вся военная романтика быстро улетучилась, а тут еще и быт стал давить на его, еще не окрепшие, мозги. Все чаще и чаще проявлялось недовольство жены. А как решить этот вопрос, когда вся основная масса военных ютится в таких же условиях.

    Как-то отпросился Федор в короткий отпуск и поехал вместе с женой к себе домой, туда, где все о нем заботились и помогали становиться на ноги.
Может там, думал Федор, он найдет немного успокоения да и жену отвлечет от возникших и одновременно навалившихся проблем. Все же тут у него жилье есть, какая– никакая, а двухкомнатная квартира в хорошем пятиэтажном доме с удобствами. С женой отношения уже не ладились, но он еще рассчитывал поправить ситуацию. Вот только не приглянулись ей его апартаменты, и хуже того, пока они были здесь, жена наладила отношения с его старым приятелем, которого он часто приглашал к ним в гости. Они несколько раз вместе засиживались за столом. Федор все чаще стал прикладываться к бутылочке, чтобы утопить свои проблемы в спиртном, а после всего выпитого ему было сложнее контролировать жену.
К месту службы они вернулись уже чужими людьми и, не долго думая, подали на развод.

    И пошла, как ее там называют полоса невезения. Потом на службе «залет» и снова из-за водочки. Как-то все пошло наперекосяк. Служил Федор и маялся. Что дальше делать, он не знал, поэтому достаточно времени проводил за бутылочкой. А чем больше расслаблялся в таком состоянии, тем больше жалости просыпалось к себе, тем больше обид накапливалось в нем на всех и все.
Однажды рассвет забрезжил в его сознании. Будучи в очередном отпуске он приехал домой и там повстречался на лестничной площадке со своим соседом, который был командиром военной части, при которой он рос.

– Как дела у тебя, Федор? Что-то вид у тебя унылый, – спросил его сосед.
Федор вкратце поведал ему о своих горестях.

    Командир части хорошо помнил, как Федор, будучи еще мальчишкой, стал на самостоятельный путь и преодолевал первые тяготы жизни. Поэтому, недолго поразмыслив, предложил ему перевестись к нему в часть. – Чего тебе там маяться одному? Здесь у тебя и квартира, и все тебя знают. Да и личную жизнь со временем наладишь. Подумай хорошо над моим предложением, и завтра я жду твой ответ.
Думать долго Федор не хотел. Ведь он получил то, к чему последнее время стремился в своем подсознании. Он хотел вернуться домой так как по месту службы он так и не смог обжиться.
На следующий день он зашел к командиру части домой и сообщил ему о своем решении.

– Ну что ж, молодец. Теперь оформляй у себя документы, пиши рапорт, а что тут от нас потребуется – мы все сделаем.

    В этот момент Федору показалось, что у него открылось второе дыхание, но это только так показалось. Как только он столкнулся с первыми трудностями, связанными с переводом, он сразу же вернулся утолять свои мелкие неудачи в любимой бутылке. Отпускать его из части долго не хотели. Когда все же отпустили, возникли трудности там, на новом месте, и процесс его перевода затянулся. От этого сильнее он не стал, а наоборот, внутри себя еще больше обозлился.
    Конечно, сейчас рассуждать легко, когда у тебя есть масса времени для этого и нет больше соблазна к спиртному, думал Федор. Но тогда было очень тяжело на душе.
Время шло, но ничего путевого не получалось в жизни. Попробовал как-то пожить с одной разведенной женщиной. Но буквально через два месяца она попросила, чтобы он ушел. Да он и сам понимал, что у него нет никакого интереса к жизни, постепенно накапливалось все больше злобы, что привело к срывам на нее, хотя, в принципе, женщина неплохая, хозяйственная. Правда, с девочкой, ну да она была милым, спокойным ребенком.

    Учитывая все происходящее в последнее время, Федор заметил, чувство жалости к себе росло все больше и больше. И в каждый такой момент рядом находилась она – водка. Тогда казалось, что она снимает все проблемы. Стоит только налить в рюмку и опрокинуть.
    В то время Федор все видел перед собой в мрачном цвете, все больше и больше склонялся под грузом проблем, которые, как ему казалось, губят его будущее. Только какое оно – это будущее, он совершенно не представлял, просто плыл по течению, потеряв интерес к жизни, плыл, куда принесет.

    Однажды, когда он пошел за очередной порцией дорогой ему жидкости, Федор попал не в магазин, а в горотдел милиции за хулиганство. Просто тогда его «чертики позвали» и, приняв за магазин один охраняемый объект, он стал там бузить. Конечно же, охранники, не долго думая, вызвали товарищей из милиции, потому что рассказывать служивому, который в час ночи, пребывая в форменной одежде, не мог отличить магазин от другого помещения, было бесполезно.
Из горотдела ночью его забрал ответственный по части. Благо, что в милиции отнеслись с снисхождением к форме и позвонили в часть, чтобы оттуда кто-то приехал и забрал своего сослуживца.
    Заместитель командира полночи держал его в своем кабинете и до самого утра читал морали. А Федор сидел и пускал слюни, продолжая жалеть себя. Командир же методично продолжал вдалбливать в его голову, что пора взяться за ум.
– Ничего в жизни само не придет, пока ты сам этого не захочешь и не пойдешь к этому. Нужно приложить достаточно усилий, чтобы быть счастливым. Тем более, здесь все готовы тебе помочь. Только сам что-то делай, меняй ситуацию и сам меняйся. Водка и жалость к себе до «хорошего» не доведут, – закончил воспитание командир.
После того случая Федор пообещал и заместителю командира, и командиру части, что с водкой завязал, и берется за ум.

    Пообещать то пообещал, да вот только надолго его не хватило.
Месяца через четыре в его жизни случился еще один крутой поворот, только по-круче первого, который был в шестнадцать лет.
Сидя в тюремном бараке, пропитанном запахом пота и дымом от сигарет, он размышлял над своим прошлым и над своим будущим. Теперь у него достаточно времени для этого. Спешить некуда, впереди пятнадцать лет тюрьмы строго режима.
– Что же все-таки привело его сюда? Кто виноват в этом? Наверное, он сам. Ведь в последнее время он шел по дороге обид на людей и на себя. Он жалел только себя и никого другого. По крайней мере, он так понимал сейчас то, что происходило с ним раньше. Да, в нем все больше накапливалось злобы. С виду он всегда был спокоен, такой себе тютя-матютя, а внутри просыпался зверь.
    В один из выходных дней Федор, забыв все старые обиды, пригласил к себе своего бывшего товарища. Вместе они хорошо посидели, наливая один стакан за другим. Но когда водка взяла свое, у Федора всплыли в памяти все старые обиды на бывшую жену и друга, и та агрессия, которую он так долго сдерживал внутри себя, выплеснулась наружу. Зверь проснулся, он стал неконтролируемым.
Федор помнил, как он долго отрабатывал удары на бездыханном теле, после чего спустился по лестнице к соседям и попросил вызвать милицию.
– Пятнадцать лет жизни в заключении. К чему они приведут, и какая жизнь его ждет после отбытия срока? Об этом сейчас думал Федор. Как теперь переварить все произошедшее. Кто в этом виноват?
    Наверное, сам. В своем подсознании он давно выбрал этот путь и постепенно шел к такому результату. Не прислушивался к наставлениям и не сдерживал свои обещания. Выполнять их гораздо труднее, чем не выполнять. Жалость и злоба. Теперь ему было жалко того покойного товарища, и была злоба только на себя.
Что ж, пятнадцать лет. Да, много, но еще молодой, и будет время что-то осознать и исправить. Ведь главное – нужно захотеть этого. Федор устремил свой взгляд в окно барака на тихо проплывающие в небе облака. Они тоже не вольные. Ветер гонит их туда, куда ему нужно, – подумал он и загрустил.