Силуэт как искусство

Наташа Лазарева
В 2007г. в Санкт-Петербурге проходил фестиваль мастеров и любителей классического силуэта, куратором которого являлась ваша покорная слуга. Я занимаюсь вырезанием картин с детства, а в 2007г. в Санкт-Петербургском издательстве «Паритет» вышла моя книга «Силуэт. Уроки мастерства», посвящённая искусству вырезания из бумаги.
Я хочу познакомить вас с материалами книги, а так же с главами, которые в книгу не вошли по той простой причине, что книга издавалась как пособие по вырезанию, и историческая часть текста была сокращена до минимума.

Название «силуэт» возникло во Франции. Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена де Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 году государственным министром финансов при дворе Людовика XV, и прославившегося несбыточными проектами пресечения расточительности королевского двора.
Этьен де Силуэтт был очень экономным и в частной жизни. В книге «Приятнейшая тень» читаем: «По другой версии, Этьен де Силуэтт сам не пропускал случая превратить каждый лист чёрной бумаги в профиль кого-то из близких: на досуге он любил вырезать портреты. И, кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а… тенями. Делалось это чрезвычайно просто: Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал чёрной краской. На светлом фоне отчётливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своём роде «музей теней». К сожалению, до наших дней эта, самая необычная в мире портретная галерея, не сохранилась, но чёрные портреты стали называться силуэтами.

Именно портрет долгие годы был самым распространённым жанром в силуэтном искусстве.
«В 1899 году в Петербурге вышел в свет двухтомник «Двор императрицы Екатерины II, ея сотрудники и приближенные. 189 силуэтов», сразу же ставший библиографической редкостью». (Приятнейшая тень: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества». Выпуск 2. 1996. – М.: Классика плюс, 1997).

Во вступительной статье Александра Круглого сообщалось: «Настоящее собрание силуэтов было найдено в 1895 году при разборе библиотеки покойного великого князя Михаила Павловича, ныне принадлежащей герцогу Георгию Георгиевичу Макленбург-Стрелицкому. Его Высочеству угодно было путём печатного воспроизведения сделать это собрания общедоступным. Сборник-оригинал состоит из двух томов, переплетенных в жёлтый кожаный переплёт прошлого века. На корешках золотыми буквами вытеснено: «Silhouetten tom. I» и «Silhouetten tom. II». Никакого другого заголовка этот сборник не имеет. По гравированному библиотечному ярлыку (ex libris), наклеенному на внутренней стороне переплётов, видно, что книги эти принадлежали графу Петру Разумовскому.

В первой части сборника находится 95 силуэтов, а во второй 94.
Портреты-силуэты частью вырезаны из чёрной бумаги и вклеены в гравированные рамки, частью отпечатаны с деревянных досок». (Двор императрицы Екатерины II. Ея сотрудники и приближенные. Сто восемьдесят девять силуэтов. Том I. / Вступ. ст. А. Круглый. – СПб.: Типография Эдуарда Гоппе, 1899).

Известны несколько собраний работ Сидо. Одно из них в те годы принадлежало Эрмитажу. Знаменитый двухтомник и сейчас хранится в Русском отделе Эрмитажа.

За 224 года силуэты, выполненные Ф. Г. Сидо, не потеряли своего обаяния. Это – первые силуэтные работы, ставшие широко известными в России. Именно поэтому мне думается, что 1782 год можно считать годом рождения классического российского силуэта. Значит, 2007 год – юбилейный, и красивая цифра 225 – не просто круглая дата, а чёткая веха на пути развития этого прекрасного искусства.
Согласно легенде, искусство вырезания из бумаги родилось в Китае, более двух тысяч лет назад и изначально было развлечением императорского двора. Это обусловливалось высокой ценой бумаги. С годами бумага подешевела, вырезанием увлеклись простые китайцы, затем это изящное искусство покорило весь мир.

«Доступность бумаги, простота в технике исполнения и распространённость в разных странах, взаимовлияние межкультурных связей привело к тому, что в разных странах мы находим похожие образцы.
Предшественниками бумажных вырезок были фигуры восточного театра теней, популярного в очень ранние времена в Китае, Японии, Тайланде, Индии, на Яве, где они прослеживаются до XI века.
Существует предположение, что теневые фигуры использовались в Египте, и в мусульмнском Египте – с XIII века.
В Оттоманской Империи театр теней был распространённой формой массового развлечения, и оттуда распространился в Грецию, на Балканы, на Ближний восток, в Северную Африку.
Китайские тени как театр теней были известны в Европе примерно с XVIII века.
Самые ранние известные еврейские бумажные вырезки прослеживаются как в мусульманской, так и в христианской Испании, где они украшали личную переписку.
Книги с вырезными буквами и узорами на полях известны в Западной Европе и Турции с XVI века.
В Турции XVI-XVII веков существовали гильдии художников, работающих по вырезке. Некоторые из этих невероятно деликатных работ сохранились в музейных архивах. Европейцы привозили такие произведения домой и сохраняли их в качестве сокровищ.
Нет свидетельств, что турецкие вырезки влияли на европейские, но возможно, что это так.
Европейские монахи вырезали маленькие изображения Иисуса, девы Марии, святых, библейские сюжеты, которые были окружены сложным орнаментом и помещались в молитвенники как закладки.
Больших размеров вырезки известны в последующие века и как народное творчество, и как произведения отдельных авторов.
С XVII века традиция вырезания развилась в Голландии.
Большинство европейских вырезок отражают влияние и мусульманских стран, и Запада.
В Северном Китае VI века бумажные вырезки были важным декоративным элементом для праздников и похорон. Теперь – это уважаемое народное искусство. Такие вырезки обычно несимметричны и делаются одновременно в много слоёв специальными ножичками.
В Германии самые известные ранние бумажные вырезки сделаны в монастырях в XVI-XVII веках.
Вырезки в виде кружевных розеток начали делать немцы с начала XVII века. Часто они выполнялись в форме растений, животных, любимые темы – ландшафты и люди.
По свидетельствам современников, Ханс Кристиан Андерсен любил и хорошо умел делать вырезки из бумаги. Он вырезал смешные фигурки, цветы, замки, фигурки балерин и клоунов и многое другое.
Вообще же, в Дании силуэтные картинки очень распространены были с XVIII века. Многие датские вырезки, замечательные исключительной тонкой работой, высоко оценивались любителями искусства и хорошо раскупались.
В XIX веке в Швейцарии высоко ценились работы на швейцарские мотивы: альпийские виды, народные праздники. Такие картинки вырезались художниками и были очень известны. Одним из художников был Якоб Хаусвирд – угольщик, который создавал свои сложные прекрасные вырезки в духе крестьянских декораций, сознательно желая возродить умирающее народное искусство. Вырезки из бумаги Якоба Хаусвирда стали символом швейцарского искусства.
В Нидерландах, как и везде, силуэты выполнялись в формах модного художественного выражения.
Польские «вычинанки» были исключительно крестьянским искусством и прослеживаются до последней трети XIX века. Декоративные вырезки делались овечьими ножницами как домашние украшения-орнаменты на стены.
В США народные вырезки отражали традиции, принесённые эмигрантами. По духу они близки к немецким, но включают в себя американские флаги, орлов. Особенно известны работы пенсильванских датчан». (Joseph and Yehudit Shadur. Jewish Papercuts: A History and Guide/ - Judah L. Magnes Museum, Berkeley, California & Gefen Publishing House Ltd., Jerusalem, 1994. Перевод И. Зубер-Яникум).

Первые мастера-силуэтисты в России – иностранцы: француз Ф. Г. Сидо и немец И. Ф. Антинг. Оба работали в Петербурге в конце XVIII столетия, первый в 1782-1784 годах, второй – с 1784 по 1805 годы.

Мои работы:
http://www.liveinternet.ru/users/4215666/profile/