О медитации

Юрий Коломиец
      Что такое медитация и почему ее боятся?
      Есть такая притча.
     «Один Человек хотел преодолеть страдания и пошел в буддийский храм, чтобы найти Учителя, который ему помог бы.
      Обратившись к Наставнику, он спросил: «Мастер, если я медитирую по четыре часа в день, сколько потребуется времени на преодоление страдания?»
     Тот посмотрел на него и сказал: «Если ты медитируешь по четыре часа в день, возможно, ты достигнешь трансформации за десять лет.»
     Полагая, что мог бы добиться большего успеха, Человек спросил: «О, Мастер, а если я буду медитировать по восемь часов в день, сколько потребуется времени на преодоление страдания?»
     Учитель посмотрел на него и ответил: «Если ты будешь медитировать по восемь часов в день, возможно, двадцать лет.»
    «Но почему понадобиться больший срок, если я увеличу время медитации?» – спросил Человек.
     Учитель ответил: «Ты здесь не для того, чтобы жертвовать радостью или жизнью, ты здесь, чтобы жить, быть счастливым и любить! Если сможешь, постарайся, уложись в два часа медитации в день, а ты вместо этого говоришь о восьми. В результате – устанешь, отвлечешься от главного, не будешь наслаждаться жизнью, приложи все усилия и быть может поймешь, что независимо от продолжительности медитации, ты способен жить, любить и быть счастливым.»
      Это такая маленькая показательная  история. Так что,  медитация – это не что-то отдаленное от жизни, это погружение в процесс, жизнь. Это любое действие, которое вы можете делать, полностью погрузившись в него. Это тоже медитация.
      Многие из вас думают, что медитация – это просто сидение в какой-то позе.
Да, и это тоже медитация. Когда я только начинал свои шаги к познанию себя, я пробовал разные методики, техники, много чего перепробовал. В результате я пришел к спонтанному ощущению медитативности. Сначала я пробовал сидеть в какой-то позе, у меня очень болела правая коленка, мне было неудобно, и я не мог вообще расслабиться. Потом я понял, что, пожалуй, медитация, это, наверное, то, что происходит  или не происходит в уме, то есть это отсутствие мыслей.
     Как к этому прийти?
Возможно, это сделать очень легко, если вы сейчас постараетесь меня услышать. После того, как вы проснулись, это состояние и есть медитативное, когда у вас нет мыслей. Вы проснулись, но еще не встали, это и есть медитативность.
     И еще я хочу сказать, что уму бывает очень страшно без мыслей. Начинаешь думать: «Боже, а что делать?» Я доходил до того, что мне казалось, что я ничего не знаю, что я полностью отупевший. Но потом приходили какие-то ситуации, мне доводилось делать какие-то работы и я их выполнял «на отлично». Потому что я подключал свой ум (предыдущий опыт) для того, чтобы сделать работу так, как ее полагается сделать. И когда мне не нужно было пользоваться умом, я  его просто убирал.
    Хотел бы добавить маленький момент - Человек есть то, о чем он думает. О чем мы думаем, тем мы и становимся.
    Хочу прочитать маленькую притчу о двух волках:
   «Когда-то давным-давно, старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции. Другой волк представляет добро, мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.»
    Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце концов побеждает?»
     Старый индеец улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Это по поводу страхов.
     Если вы чего-то боитесь, вы кормите свои страхи.
     Если вы боитесь медитировать и при этом садитесь и думаете о своих страхах.
     То конечно, медитация будет похожа на погружение в нечто такое невообразимое.        Медитации обычно  предшествует концентрация.
     Что такое концентрация?
     Можно взять какой-то один объект, сосредоточив полностью все внимание на нем. Например, вы хотите чего-то достичь в жизни. Вот я, как строитель, я сосредотачиваюсь на том объекте, который я хочу сделать, например, я делал офис. Я сосредотачивался на том, какой будет пол, какие будут стены, какие будут перегородки перекрытия, как я буду ставить двери и т.д., то есть я думал об одном объекте очень долгое количество времени.
    Можно сосредотачиваться на своих любимых друзьях.
    Можно сосредотачиваться на своем любимом человеке, близком, думать о том, что вы можете дать ему, принести в его жизнь красивого, замечательного.
    Можно придумать что-то свое, лишь бы ваш ум вы могли тренировать день ото дня, чтобы он был усидчив.
    Но не стоит это делать с усилием, просто задаться целью сосредоточения на одном объекте. Все очень просто, сегодня вы прилагаете одно усилие, завтра это уже естественный процесс, а послезавтра вы получаете результат.
    А результатом концентрации, а затем медитации становится то, что вы полностью изменяетесь, вы становитесь спокойным человеком, уравновешенным. Вас не волнуют какие-то ситуации, вы знаете  на них ответы, просто это со временем все происходит. Сразу быстрого результата не бывает никогда и нигде. Если кто-то говорит о быстром результате, это неправда.
     Все Учителя человечества, которые были и которые есть, хорошо, когда они учат так людей, что люди сами внутри себя открывают Бога. Они не смотрят на этого Учителя, как на Бога. Его нужно тоже будет отбросить вот это истина.
И к ней стоит прийти.
    Можно также в медитации сосредотачиваться на сердце, на любви, Там ведь находиться душа наша, почувствовать тепло в районе груди, ощущение присутствия  Всевышнего, Творца, Бога. Можно приложить руку на сердце, почувствовать тепло.
    Попробуйте запомнить эти ощущения. Если у вас получилось один раз это почувствовать, то вы сможете снова и снова возвращаться туда, в это состояние, находиться в нем, и другого нет пути.
    Можно читать молитву, можно почувствовать то состояние, которое развивается в ходе чтения молитвы, запомнить это состояние, и пребывать в нем, и возвращаться к нему время от времени,  или полностью погружаться в него, и быть в нем. Это очень здорово будет!
     Состояние благости – это состояние, в котором  вы ощущаете себя бесконечностью.

          Дорогие мои друзья, с удовольствием прочитаю вам еще одну притчу.
«Притча о монашестве и медитации безмолвной »

Научи меня неразлучности, мой Господь
Чтобы светом твоим неземным наполнилась плоть
Чтобы в жизни и смерти всегда ты был рядом со мной
Научи меня единству, Создатель мой!
(Молитва, рассказанная Симеоном)

Жил юноша один. Семья его была богата и знатна. Юноша прекрасно обучался наукам разным. Все прочили ему блестящую карьеру при императорском дворе…
Но его влечение сердечное — иным было. Не жаждал и не искал он богатств, не стремился к славе и почестям! Задумывался юноша часто о назначении жизни человеческой, о Боге размышлял и понять Божественные тайны бытия стремился!
И он у отца просил разрешения удалиться в монастырь для обучения и очищения душевного.
Отец весьма был возмущён такою просьбой сына! Он так ему сказал:
«Ты — молод! А в монастырь идут под старость лет! Или затем ещё — чтобы грехи замаливать пред Богом за преступления свои! Одумайся! Перед тобой дороги иные все открыты!»
А юноша ему в ответ:
«Но отчего ты думаешь, отец, что лишь на старости, перед порогом смерти — о Боге и о смысле жизни своей полезно знать? А если жизнь не долгая мне суждена, то я и вовсе не успею узнать — зачем живу?
Я знать хочу — о смысле бытия, о Боге, а вовсе не о том, как угождать властителю или вельможе! И не о том — как выше положение занять! Или — как твоё богатство приумножить десятикратно или во сто крат!
Я видел умерших — и молодых и стариков. И каждого, кто жив сейчас, — удел такой же ждёт! И, если человек не знает, зачем живёт, — какой ответ он сможет Богу дать, когда наступит время умирать?!»
Но отец не позволил сыну уйти в монастырь. И юноша не ослушался отца.
Но поиски Бога и смысла жизни человеческой он не оставил.
Однажды он отправился к старцу — настоятелю монастыря. Старец этот был всеми почитаем очень.
И старец принял юношу, который рассказал о своём стремлении к жизни монашеской и о препятствии к тому от своего отца. Старец посмотрел на юношу ласково и говорит:
«Зачем тебе в монастыре жить, если и так не прельщают тебя соблазны мирские, но влечёт тебя любовь к Господу? Живя в миру, можешь ты всё то же, что и в монастыре, исполнять!
Кто есть настоящий монах? Ведь это — вовсе не тот, кто спрятался от мира в тёмной келье, чтоб никого не видеть и не слышать!
Не от закрытости за стенами монастыря — душа себя осознаёт пред Богом!
Монах есть тот — кто Богу посвящает все дела и помыслы свои и устремлением своим стремится очистить душу пред Отцом Небесным!»
И юноша просил старца научить его: как, живя в миру, монашество блюсти:
«Скажи: как жить отныне мне? Отказаться от чего, к чему стремиться?»
Ответил старец:
«Откажись от потакания себе во всём дурном! Что дурно — о том у совести своей всегда спросить ты сможешь. И совесть не обманет никогда!
Откажись от лени и от гнева!
Откажись от пустословья! Напрасно слов не говори и обуздай молчаньем речь!
Не обижай других!
Не обижайся сам!
Прощай, когда к тебе несправедливы! Тем более — смиряйся и прощения проси, когда бываешь сам не прав!
Иисус учил любви ко ближним нашим! Попробуй то осуществлять на деле!
Тебе сего довольно будет для начала.»
Но юноша спросил:
«А как молиться? Ведь монахи целый день проводят в предстояньи пред Отцом Небесным, молитвы повторяя вслух, — и через это обретают благодать!»
И старец отвечал:
«Что ж, если хочешь непрестанного ты предстояния пред Богом, — я научу тебя тихой медитации безмолвной, которую творить всегда ты сможешь.
Должен научиться ты тишину — сердечное безмолвие — хранить! И затем — не пред иконой, а в сердце собственном духовном — зажги светильник любви к Небесному Отцу! И — в тишине сердечной — пусть всегда горит огонь любви!
Любые дела ты исполняй с терпением и старанием! А медитации сей тихой — не прерывай!»
Юноша стал стараться исполнять то, что старец ему сказал. И оказалось это… весьма не просто! То стал он видеть, как тень раздраженья или гнева не успевает он в себе сдержать… То замечал, как лишние слова с поспешностью или не к месту говорил… Иль — что обижается, когда к нему несправедливы… Иль видел лень свою… Или бывало, что о медитации безмолвной забывал…
Но он трудиться над собой-душою не переставал.
И т;к стал юноша внимательно за помыслами и делами своими смотреть, что преобразился сам за время короткое.
И та молчаливая медитация его — радостью в сердце стала гореть! И следил он за тем, чтобы не прерывалась она. И всегда теперь горел в душе его светильник, для Бога зажжённый!
И приходил он к старцу и говорил:
«Так хорошо мне от медитации безмолвной — будто видит Бог медитацию мою!»
«Отчего же не видит? — старец ему говорит, — Бог всё видит, всё Ему ведомо: и мысль каждая, и поступок каждый любого из нас! Стоит тебе о Боге подумать — и Он готов ответом Своим тебе помогать. Это так оттого, что Он — ведь всегда здесь! И медитация твоя безмолвная — Ему приятна! Ибо в медитации такой — ничего человек для себя не хочет, но только славит и благодарит Господа!»
И так преобразился юноша за короткое время, что и отец его смягчился: отказался от запрета своего и позволил сыну осуществить желаемое и поступить в монастырь к старцу мудрому на обучение.
* * *
И старец его дальше учит: «Научился ты первой безмолвной медитации — медитации сердечной! Научу я тебя и второй безмолвной медитации — слиянию душою с Духом Святым.»
Подвёл старец его в храме к потоку лучей солнечных, что падали через окно. И говорит:
«Смотри: сей солнца луч подобен Свету Всесвятому, что от Отца исходит!
Тело человека есть храм, а Бог есть Свет! И должен ты сей свой храм души — Потоком Света Божьего наполнить!
Каков сей Свет, какова Его природа? — Сей Свет есть Любовь, Которая исходит от Отца Небесного. А вход для Света Любви Отца есть сердце духовное твоё. Оно было раскрыто медитацией первой.»
И тут ощутил юноша, что Свет… — Живой!
И — что Свет сей есть Поток Любви Божией!
И в том Свете — он прикоснулся к Чистоте Великой!
И на краткий миг он с этим Светом — единым стал!...
* * *
Немало времени с тех пор прошло. Долго пытался юноша освоить вторую безмолвную медитацию. До тех пор не мог он снова прочувствовать наполненность Духом Святым, пока не понял, что с Потоком Любви Божией соединиться может только тот, кто сам стал такою же Любовью — нежной, чистой, дарующей!
Ведь сольётся лишь подобное с подобным!
* * *
Но, живя в монастыре, видел юноша, что здесь всё то же происходит, что и в миру: и гнев, и обиды, и тщеславие, и зависть… И видел он в братии монастырской то, что считал недопустимым для монаха. И недоумение его было огромно!
И к старцу он обратился за советом: как поступать, чтобы не к осужденью вело то, что видит он? И как в такой беде помочь?
А старец говорит ему:
«Кто есть монах? — Тот, кто к Богу устремился всем помыслом ума и всей душой!
Но не может душа мгновенно снять все покровы тяжкие, которые приросли к ней прочно за годы многие. Застилают те покровы глаза, залепляют уши, прикрывают раны да изъяны, сковывают душу тяжестью, не позволяющей Свет Господа видеть и ощущать!
Не легко те покровы снимаются, не быстро души очищаются и исцеляются!
И тот, кто покровы те да изъяны человеческих душ без осуждения видит, — тот может стать врачевателем душ.
Намерен я тебя — взамен себя — настоятелем обители сей поставить. Ибо мне уходить скоро…
Молод ты, но чистота твоя и искренность пред Отцом Небесным — порукой будут в том, что лучше других ты сможешь заботиться о душах в этом доме Господнем! Сможешь ты помощь т;м людям оказывать, кто очищения души и любви к Отцу Небесному в себе взыскали!
Если видишь, что хоть один покров тяжкий с души можно снять, рану душевную уврачевать, изъян исправить — делай сие во славу Господа! Это отныне — дело твоё главное будет!
Людей мирских — учи покою и любви, да заповеди Иисуса соблюдать их учи.
А братию — учи пред Богом предстоянию и осознанию себя-души.
И обретёшь ты мудрость сам — лишь тогда, когда людям будешь помогать чистоту пред Богом обретать.
И должен научиться ты — не осуждать, но пробуждать осознанное стремленье в душах от пороков избавиться.
И всегда Господь тебе подскажет, какое лекарство душе сей прописать!»
И замолчал старец…
А юноша ещё осмелился спросить:
«Ты говорил мне, что есть медитация третья безмолвная… Скажи о ней!»
«Медитацию третью ты тогда познаешь, когда себя оставишь…»
* * *
И ушёл старец.
И стал юноша настоятелем монастыря.
И от ответственности великой — стал он Бога всегда вопрошать: как поступать ему? И стал он советы Божии слышать. И стал видеть Свет Сияющий Бога-Отца — как Солнце!
Дух Святой стал течь сквозь него — и слова его и поступки его наполнялись мудростью.
И тогда стала его сутью — вторая медитация безмолвная, ибо Дух Святой был в нём, говорил и действовал через него.
* * *
Шло время… Многим людям помог он избавиться от покровов тяжких, что душу сковывают, Свет застилают, дыхание души прекращают… И многие раны душевные он исцелил, и многие изъяны душевные как исправить — научил.
… И в то время умер отец его. И всё имение отца перешло ему по наследству.
Но он не сделал богатство отца своего земного — достоянием братии, как многие о том мечтали… И не стал покрывать он золотом и каменьями драгоценными иконы и убранства храмовые… Но открыл он школу для детей, больницу и приют для стариков одиноких…
И были в монастыре недовольные этим. То были те, кто жили в монастыре — как в миру: искали себе положения и чина, искали к себе расположения от власть имеющих, а от низших — себе почитания… А избавления от покровов тяжких душ, от изъянов страшных — вовсе не искали они…
И задумали они изгнать своего настоятеля из монастыря… Написали донесение о том, что прельщается он нечистым… Ибо видит Свет, солнечному подобный!... И слышит будто бы… от Духа Святого советы и наставления! И гимны Богу слагает… в помутнении рассудка!
И был он изгнан из монастыря… И снял он одежды настоятеля. И ушёл, не имея ничего иного, кроме второй медитации безмолвной, которую обрёл.
* * *
И когда выходил он из ворот монастырских — уже не молодой, убелённый сединами, — спросили его люди: «Кто ты?»
И он ответил: « Монах Божий»…
И пошёл он на берег моря.
И нашёл он место уединённое и пещеру в скале. И стал жить там.
И Бог был с ним!
И видел он Бога!
И слышал он Бога!
И Бог был с ним всегда!
И монах Божий был всегда с Богом!
И когда не выходил он уже более из Света Духа Святого — то отворил Отец Небесный настежь пред ним Врата Обители Своей!
И облачилась душа — одеждами Христа.
И тогда узнал он третью медитацию безмолвную… Потому, что ведь не было для него теперь ничего, кроме Бога: лишь Бог был Всё и во всём!
Да, теперь Бог жил в нём. И т; совершал чрез него, что надобно было Ему…
И вокруг него творились знаки Милости Божией…
И стали люди называть его святым старцем. И стало паломников так много, что почитающие его выстроили новую обитель рядом с пещерой, где он жил.
И старец никому не отказывал в совете и помощи.
* * *
Однажды пришёл к нему юноша и спросил:
«Скажи, старец мудрый: зачем ты жизнь свою жил?»
И ответил старец:
«Вначале я жил — чтобы любовь сердечную познать!
Потом жил — чтобы любовь людям подарить, любви их научить. Чтобы заботе — у Создателя нашего учились.
А теперь — Бог во мне живёт, а я в Нём. И то, что делаю, — то Он делает…»
И сказал юноша:
«Научи меня жить так, как ты!»
И стал ему старец о первой безмолвной медитации рассказывать…

    Вот такая красивая притча, мне даже захотелось плакать. Как-то она меня глубоко взяла…
     Самое главное, что можно было понять из этого, главное… не разговор о Боге, потому что в разговорах нет Бога. Бог в сердце у каждого. Хорошо его почувствовать однажды, пойти ощутить и жить с Ним, жить в Нем, а Он в вас будет жить.
     Удачи вам, счастья, терпения и, конечно, воспринимать всех людей как Учителей своих и Природу тоже.