Человеческое и сверхчеловеческое в противостоянии

Георгий Захарченко
Человек является без сомнения одним из самых загадочных явлений мира. В нем соединились разум и дикие инстинкты жалость и жестокость, удивительная открытость новому, неизведанному и доходящий до фанатизма консерватизм. В человеке с момента его появления на свет живут, соседствуют и умудряются находить общий язык добро и зло.
Что же важнее всего в человеке? Что дает ему возможность жить, обретать и преобразовывать действительность, а не пасть жертвой разрушительного, парализующего силы конфликта с самим собой?
Прежде всего то, что можно назвать внутренней имманентной его революционностью, то есть вечной и неостановимой подвижностью и изменчивостью социального мира.
Внутри обретенного человеку предстояло жить, реализовывать себя и свою волю сущностной основой которой была революция воплощавшаяся как универсальная сверхволя подчинявшая себе волю к жизни, волю к истине, волю к власти преобразовывавшая их в волю к революции.
Реализуя волю к революции человек изобретал новые условия и законы, преобразовывал обретенную предметную и духовную действительность превращал изобретенное в обретенное. Совершая это с непреклонностью истинного творца он вбрасывал в повседневную жизнедеятельность людей новые правила и принципы соблазняя их (то есть в конечном итоге самого себя) новыми вещами, новыми возможностями и новыми правилами.
Соблазн превращался в конкретное искушение, провоцировавшее разрыв с привычностью обретенного толкавшее к разрушению его, к нетерпению и бунту что естественным образом усиливало и возвеличивало злой принцип как основу взаимодействия реального человеческого существа с миром, с другими людьми и с самим собой. Война, покорение природы, преодоление непокорности близких и далеких людей, наконец государственная власть и политика — вот арена на которой действовал и действует злой принцип. При всеобщем и последовательном своем воплощении он несет в себе реальную угрозу разрушения и гибели. Воля к революции обращенная во зло превращает
 
ее в капризное саморазрушительное злодейство, в надменное немедленное стремление здесь и сейчас практически доказать всем что я как личность или мы как класс, нация, ассоциация, революционная партия суть «не твари дрожащие, а право имеем». Противостоит этому лишь природная доброта человека чувства стыда, греха, естественного сострадания, всегда имеющие свое место даже в самой уязвленной и ожесточившейся душе.
Человек вынужден выбирать не просто между добром и злом, но между реальным и практическим злым и добрым поступком. Критерий выбора - реальное действие то есть ответ на вопрос: «Смогу ли я сам, лично убить ограбить, расстрелять, отправить на гибель, имея в виду через свое действие и череду ему подобных, реализовать идеи и принципы которые я мыслю как всеобщие законы и правила несущие несомненное благо людям?» Ответ положительный рождает преступника, фанатика, жертву «химеры излишества» искренне уверенного в том, что лишь ему одному ведомы истинные правила добра и справедливости. Ответ отрицательный - сомнения, раскаяние, стыд - отражают реальное состояние подавляющего большинства людей: борьбу, страдание глубокое противоречие, возникающее по сути своей между волей к революции, то есть к постоянному обновлению и совершенствованию всего и вся и волей к власти, то есть к господству, насилию, подавлению и бунту.
Из этого конфликта человека с самим собой в конце концов и появилась идея сверхчеловека как существа освободившегося от «оков» добра, получившего не просто индульгенцию на любое злодейство и преступление, но в практической жизни которого происходит замещение воплощенной высшей воли на эгоистическое устремление и вожделение индивида не контролируемого ни чем кроме собственной воли, желаний и вульгарной корысти.
Злая воля эгоиста желающая немедленного удовлетворения здесь и сейчас своих желаний и стремлений постепенно и упорно вырастает и укрепляется, разлагая человека и толкая его к переоценке своей миссии в мире.
Поначалу он ощущает наступающее с невероятной быстротой нарастание своей мощи и значимости. Он преобразует веру в стремлении найти точку непосредственного соприкосновения с богом. Увлечение могуществом собственной личности ведет ее к нигилистическому отказу от устоявшихся проверенных миллионами жизней норм и правил, в том числе норм и правил революционности человека.
Любая практическая революция совершаемая людьми обязательно ведет по пути превращения ведущих революционных принципов в право и создает организационные рамки в которых принцип существует,   живет   и   развивается   до   тех   пор,   пока   он   не   будет
 
ниспровергнут новой революционной нормой. Эгоистичное Я
принципиально не желает превращения принципа в право. Оно
настаивает     на     вечном     и     неукоснительном преобладании
индивидуального волевого произвола, на тотальной «приватизации» революции и торжестве в ней единичного и особенного, над всеобщим. «Я сам решаю - имею ли я на что-нибудь право: вне меня нет ни какого права. То, что мне кажется правым и есть правое.
Возможно, что другим оно   не представляется таковым, но это их дело, а не мое: пусть они обороняются. И если бы весь мир   считал неправым то, что, по-моему, право и чего я хочу, то мне не было бы дела до всего мира».
Так революция превращается в бунт, а человек начинает мыслить, ощущать и реализовывать себя «сверхчеловеком». Это значит, что в нем начинают явственно преобладать и доминировать некоторые свойства присущие каждому из нас, но по множеству причин остающиеся как бы на втором плане личности, как бы приберегаемые ей на случай непредвиденных, особо острых и опасных ситуаций.
Говоря о проявлениях сверхчеловеческого - необходимо отметить, что реализуется оно в достаточно разнообразных практических вариантах.
Однако главное, принципиально объясняющее не только его суть,
но и самою причину возникновения является то, что человек в
определенный момент перестает удовлетворяться горизонтами того мира
который он для себя открыл, истолковал, снабдил системой взаимосвязей
и отношений. Начинается поиск «нового окна», своего нового как своего
иного и здесь возникают два возможных направления поиска:
человеческий и сверхчеловеческий. Первый есть стремление к
обретению принципиально иных условий реализации человеческого,
второй - отказ от человеческого, самоликвидация в себе человека ради
реализации в существующем мире себя как иного. Это и есть путь, на
котором в полном и беспредельном объеме утверждается господство зла,
злого принципа. Реализуется это в двух вариантах где истинно
сверхчеловеческое - есть реальный талант реальное превосходство
постепенно и незаметно убивающее в индивиде человека ради
сверхчеловека, а симулятивно-сверхчеловеческое представляет собой
стремление реализоваться        в    жестоком    подавлении    всего
представляющего хоть какую-то угрозу на пути к господству, что достигается прежде всего «принятием в максиму» собственных действий безграничной монополии на власть.
Реально сверхчеловеческое осознается и реализуется как правило отдельным индивидом не облегчая а наоборот значительно осложняя его взаимодействие с миром.
 
В подобном случае злой принцип разрушает личное пространство, наполняет его неискренностью, которая затрудняет естественные взаимоотношения истинного сверхчеловека с окружающим. Однако в подобном случае не следует вести речь о действительном и реальном утверждении господства зла. С одной стороны в отношениях с ярким, талантливым человеком весь остальной человеческий род достаточно быстро осознает, что преимущества его столь же естественны просты и понятны как преимущества стихийных и божественных сил, а с другой стороны «особость» истинного сверхчеловека воспринимается им столь яростно и ярко что очень часто объектом приложения зла становится он сам нравственно уничтоженный тем что к нему, иному люди смеют относится как к равному.
Симулятивно - сверхчеловеческое несет в себе притязание на господство того индивида, который лишен сам по себе реальных выдающихся качеств. Он хочет власти, не имея возможностей реализовать ее из своего внутреннего потенциала, он готов к любому злу, предательству, насилию лишь бы подчинить других. Бунт, беспорядок, скандал - его стихия любое насилие в его лживой интерпретации представляется революцией. Хотя на самом деле речь может идти только об использовании стихийной энергии социального разрушения для утверждения господства над миром.
Зло в подобном случае принимает тотальный характер и превращается в единственную господствующую силу. Но это не самый опасный и разрушительный способ утверждения зла посредством симулятивно-сверхчеловеческого. Если носителем его внутри господства тотального зла становится индивид или меньшинство то может сложиться парадоксальная ситуация союза меньших зол против зла большего. Их противодействие снимает напряженность и даже способно создать поразительную ситуацию, когда всего лишь меньшее зло принимает обличие добра и воспринимается в качестве такового.
Наибольшую     опасность представляет          социально
организованный, симулятивный сверхчеловек создающий обстановку всеобщего естественного и желаемого тяготения к уничтожению человека и  реальному возведению зла в ранг нравственно этических норм.
Безбрежность «свободы     самовыражения» неизбежно
опрокидывают ее в свободу множественных сверхчеловеческих симуляций, которая на наших глазах пытается установить практическое господство над повседневностью.
Миллионы людей на наших глазах превращаются в толпы симулятивных сверхчеловеков. Они стремятся к мнимому господству, успеху и процветанию убивая человеческое еще сохранившееся в мире. И если миру действительно грозят военные, техногенные или экологические катастрофы, то  активно приближает их не человек и не
 
человечество, а сверхчеловек сознательно принявший в максиму своего произвола злой принцип.
 Есть ли сила способная противостоять этому? Есть , но она,  к сожалению, неочевидна в современном мире так как это антинигилизм  раздваивающий террор дуализирующий насилие .
 Не ненасилие , а антинасилие  реально удерживает мир от хаоса так как всегда найдется человек готовый жертвенной  одержимости фанатика-террориста противопоставить самоотверженную одержимость противодействия ему.
 Нигилист и антинигилист  сойдутся в последней  взаимоуничтожающей схватке а мир останется жить.


ЛИТЕРАТУРА
1.Антихрист. Антология. М.,1995.
2.Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2002.
3.Делез Жиль. Ницше и философия. М., 2003.
4.Кант Иммануил. Трактаты. СПб., 1996.
5.Липовецки Жиль. Эра пустоты. СПб., 2001.
6.Левин Карл. От Гегеля к Ницше. СПб., 2002
7.Рено Ален. Эра индивида. СПб., 2002.
8.Ницше Фридрих. Сочинения. Т. 1-2., М., 1990.
9.Штирнер Макс. Единственный и его собственность. Харьков. , 1994. с. 170. 10.