О языке революции

Георгий Захарченко
« Интеллигенция поет блатные песни … поет, как будто  уговор у них  или как будто все из уголовников»,-  писал в давние уже 60-е  Евгений Евтушенко
  С тех пор многое изменилось  и уже не только песни как притягательный элемент неведомой контркультуры ,  а сам  язык  бывший до недавнего времени средством  сокрытия , кодирования  превратился в средство 
« бесструктурной говорливости интеллигенции».1   Русская  культура с давних времен несет в себе   различные варианты «секретных  языков». Они  столетия выполняли простую и очень важную функцию выражения «дословных» , внетекстовых, непечатных   понятий  суждений и умозаключений .
    В традиционной русской культуре  дело ,  образ ,  выраженная не словами , а поступком позиция занимали очень важное место. Степенность и неразговорчивость  всегда считалась  свойством  заметно повышавшим  статус.
 Принцип «нашел- молчи, украл- молчи, потерял – молчи»  всегда был  важнейшей  поведенческой характеристикой  любого уважаемого человека из народа   а уж в криминальной среде  он превращался в  основную норму человеческих отношений.2
     Жаргон  , «тайный язык» являлся и является  способом  озвучивания дословности  . Он не   терпит болтовни  , авторитеты криминального мира  всегда призывали пользоваться им  для выражения важнейших сведений, понятий, ценностей  авторитетный вор никогда не станет  употреблять жаргон  с целью посмешить и позабавить кого либо. Подобное его употребление всегда было отличительной чертой  «баклана», «приблатненного»  то есть  наименее авторитетного члена сообщества, к словам которого чаще всего не следовало относиться  всерьез.3
    Характеризуя особенности  «воровских языков» и стараясь подчеркнуть их интернациональные общности исследователи часто ссылаются на авторитет  Габриеля Тарда  который считал что  « …Это язык зверя . Он оскотинивает того , кого касается . Этот  язык прежде всего зловеще  весел . Он состоит из собрания  крепких и вращающихся  около  монет, вина ,баб  и  прочих мерзостей грязных  метафор , дурной игры слов  и т.д.»4 
     Однако  определить подобным образом место « воровской»  лексики в современном живом русском  языке значит необоснованно упростить ситуацию.
      Дело в том, что  за счет  включения в повседневную  речь  блатных и  фактически легализованных непечатных  выражений происходит формирование   своеобразного   постреволюционного русского новояза   вытеснившего из публичной речи новояз советский.  Последний, зародившись в первые годы советской власти, обильно включил в себя вульгарно-публицистическую риторику  революционных  программ и манифестов. Причем смысловое значение  таких  словесных новообразований как «буржуй», «кадет», «пролетарий», «контрреволюция»,  пятилетка,  диссидент   и многих других  формировалась   на основе семантических принципов  близких   к характеристикам «воровской речи».  Они одинаково отражали бедность  по объему и  обширность по содержанию столь  близкую  русским вариантам тайных языков.
     Так  в  начале З0 - х   годов   обвиняя  и разоблачая  скрытых  кулаков  и врагов народа  вполне привычным и обычным было услышать примерно следующее: « Помнишь, каким паразитом ты был до революции, как эксплуатировал деревню своей  паровой мельницей …  Помнишь , как  твои закрома лопались от зерна когда   деревня пухла с голоду …  Помнишь, как в годы гражданской войны  ты брал у остальных ценные вещи  за ведро картошки  и выменивал целую упряжь  за тарелку супа. Помнишь ,  как ты врывался в сельсовет  ,   и  сколько бедняков   сажал в погреб и бил по морде …   Можешь ли ты сосчитать   сколько батраков   гнули на тебя спины? Не рядись  в лохмотья бедняка,  они пропитаны кровью коммунистов которых ты предал».5
      Обратим внимание   сколько в этих словах книжности и  расхожей литературщины,  сколь велико желание  их автора соответствовать социально  -речевым образцам  революционного ораторства.
        Можно себе представить   что   видел он себя вторым  Троцким,  не меньше.
       Таковы были приметы времени , таков был  образ  носителя   новых  отношений  , нового мира , нового языка   -   революционера  по большей части из   публицистов- самоучек  нахватавшегося премудрости из разного рода социалистических и марксистских брошюр .
 Хоты еще задолго до 1917 года революция как системное социальное изменение выявила свои возможности  в переделывании и переосмыслении языка и культуры, подлинно массовое, тотальное их обновление реализовалось в Российском  историческом опыте.
  Аналогом понятий нация и патриотизм, которые объединяли массу искренних приверженцев революции во Франции ХУ111 века, стала пролетарственность  революционного процесса. Санкюлот, как символ радикализма, при всей своей образной  практической и политической значимости, все-таки был во французской революции  явлением маргинальным.
 Его собрат – русский пролетарий монополизировал  революцию, создал наиболее  организованную и мобильную массу революционеров и  развернул фактически не политический, а социальный террор  инициатором и организатором  которого было не только  государство, но и в значительной мере поставленная под его контроль революционная толпа мгновенно перевернувшая все без исключения  стандарты как вербального , так и невербального общения

         Сменились   социальные условия   и новый виток  российской революции вынес   на поверхность  носителей    постсоветских  социокультурных ценностей  .
  Очень и  очень многие обращали и обращают внимание на интересный феномен: криминальную   природу  изначальных творцов новой России .  Останавливать   БЕСПРЕДЕЛ   новых хозяев  жизни  приходится прежде всего силовикам   по своему  социальному положению наиболее близко соприкасающимся с криминалом . В свою очередь именно выходцы из подобных структур в значительной мере определяют политический и государственный стиль современной России.
 Словесным образом   противостояния постреволюционному по происхождению хаосу становятся  обещания « замочить в сортире».
 Круг замкнулся , а гражданам  остается  определять для себя   «кем они будут жить»  в  этой стране , наблюдать за  «разборками»  «забивающих стрелку»  политиков и олигархов    и «фильтровать базар»  во всем многообразии своих жизненных контактов.