Гауди - греки очков не носили

Юрий Прокуратов
Гауди, Антонио (1852 – 1926), каталонский архитектор.

Я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом. Со стороны матери в семье тоже были кузнецы; один ее дед бондарь, другой моряк – а это тоже люди пространства и расположения.

У Гауди были разные глаза: один — близорукий, другой — дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили».

Это безумие — пытаться изобразить несуществующий объект.

Прямая линия принадлежит человеку, кривая — Богу.

…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света.

Он так тщательно отделывал завершения башен храма, чтобы ангелам приятно было на них смотреть.

Чем совершеннее формы, тем меньше декоративной отделки они требуют.

Имитация стилей непременно сопровождается поверхностной отделкой; у простого стиля - добротная конструкция.

Элегантность - сестра бедности, но не следует путать бедность с нищетой.

Величайшее свойство произведения искусства - гармония, которая в пластических искусствах рождается из света. Свет создает рельеф и украшает. Архитектура - это упорядочение света.

Сотворение мира непрерывно продолжается через человека. Но человек - не творец, он - первооткрыватель. Кто доискивается до законов природы в поддержку своим новым произведениям, тот помогает Творцу. Кто копирует, тот не помогает.

Дереву не требуется никакая внешняя поддержка. Все части сбалансированы и находятся в равновесии.

Мой заказчик не торопится.

Я люблю неупорядоченный порядок.

Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям.

Снимать дом - все равно, что иммигрировать.

Мой дворец станет светлее света!

* * *

Антонио Гауди могут причислить к лику святых.
Пока Ватикан решает вопрос о святости архитектора, 80 000 верующих обращаются к Гауди в своих молитвах, не дожидаясь официального решения Ватикана.