Корбюзье, - французский архитектор

Юрий Прокуратов
Корбюзье, Шарль (Жаннере) (1887 – 1965), французский архитектор швейцарского происхождения. Открыл собственную архитектурную мастерскую в 1914 году.

* * *

ДОМ - ЭТО МАШИНА ДЛЯ ЖИЛЬЯ

ПОЛЬЗА ВМЕСТО КРАСОТЫ

УЧИТЕСЬ У МАШИН

ЛУЧЕЗАРНЫЙ ГОРОД

ОФИС - МАШИНА ДЛЯ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ

* * *

Коль скоро существуют типовые функции, должны существовать и типовые предметы.

Быть современным – это не мода, это состояние, - каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним – его долг, а не выбор.

Если нас не смогли объединить философы, нас неизбежно объединит развитие техники, единая сеть коммуникаций.

Религии покоятся на догматах, религии не меняются, цивилизации меняются; религии ниспровергаются, будучи подточены гнилью. Дома не изменились. Религия домов остается тождественной в течение веков. Дом ниспровергается.

Инженеры здоровы, сильны, деятельны, полезны, нравственны и веселы. Архитекторы - разочарованы, бездельники, хвастуны и мрачные.

Стили - это ложь. Рутина душит архитектуру.

Стили осаждают нас, как паразиты.
Существует единственное ремесло - архитектура, где не чувствуется необходимости прогресса, где царствует лень, где ссылаются на вчерашнее.

Но, ведь это только, кажется, что он рисовал фломастером на листе набросок. А на самом деле это тончайшие рисунки кистью, китайской тушью на великолепной бумаге. И он просто соблазнил красотой этих рисунков весь архитектурный мир. (Михаил Филиппов)

Мы устали от декора. Нам нужно хороше визуальное слабительное.

В семнадцать лет мне посчастливилось встретить человека без предрассудков, который поручил мне постройку своего дома. И в возрасте от 17 до 18 лет я построил этот дом с великим старанием и целой кучей волнующих происшествий.

Эстетика инженера и эстетика архитектора связаны единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует.

Жилище — это возможность свободно двигаться... отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце — хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства.

Начинается великая эпоха. Возникают новые веяния. Индустрия, нахлынувшая, словно бурный поток, принесла с собой новые орудия, приспособленные к этой новой эпохе и порожденные новыми веяниями.

Закон экономии властно управляет нашими действиями и мыслями.

Проблема дома — это проблема эпохи. От нее ныне зависит социальное равновесие. Первая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия основана на анализе и эксперименте.

Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в таком доме.

Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отношении) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты...

Дом будет исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-творец способен сообщить всякому простому и необходимому орудию труда.

Красота  является всегда, когда есть намерение ее ввести и средства к этому – пропорции. Пропорция ничего не стоит владельцу дома, она приходит от таланта архитектора.

* * *

ПЯТЬ ОТПРАВНЫХ ТОЧЕК СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1. Опоры — столбы: Дом на отдельных опорах! Раньше дом был забит в землю, в темных и зачастую сырых местах. Железобетон дает нам отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом находится сад, на крыше дома тоже сад.

2. Крыши —- сады: Железобетон — это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания. Соображения технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы.

3. Свободная планировка: До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Этажи больше не будут отделяться один от другого, словно отсеки.

4. Расположение окон вдоль по фасаду: окно — один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого.

5. Свободный фасад: опоры вынесены за пределы фасада, внутрь дома. Перекрытия крепятся на консолях. Отныне фасады — это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.

* * *

ГОРОД ЕСТЬ ОРУДИЯ ТРУДА

Города больше не выполняют нормально своего назначения. Они становятся бесплодными; они изнашивают тело и противятся здравому смыслу.

Непрерывно возрастающая анархия городов оскорбительна, их вырождение ранит наше самолюбие, задевает наше чувство собственного достоинства.

Города не достойны своей эпохи, они уже не достойны нас.

Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней.

* * *

ДОРОГА ОСЛОВ ДОРОГА ЛЮДЕЙ

Человек идет прямо, потому что у него есть цель, он знает, куда он идет. Избрав себе цель, он идет к ней, не сворачивая.

Осел идет зигзагами, ступает лениво, рассеянно; он петляет, обходя крупные камни, избегая крутых откосов, отыскивая тень; он старается как можно меньше затруднить себя.

У человека рассудок руководит чувством; человек сдерживает свои естественные порывы, свои инстинкты во имя избранной цели. Он подчиняет разуму свое животное начало. Основываясь на опыте, он создает себе практические правила.

Осел ни о чем не думает, единственная его забота — это поскорее избавиться от всяких забот и усилий.

Планы всех городов нашего континента, в том числе — увы! — и Парижа, начертаны ослом.

Города, укрепленные лучше других, становились столицами. Париж, Рим, Стамбул были построены на перекрестках дорог, протоптанных копытами ослов.

Столицы не имеют артерий, у них есть лишь капилляры; их рост знаменуется тяжелыми недугами, а иногда приводит к смерти. Чтобы выжить, эти города уже издавна прибегают к услугам хирургов, которые без конца кромсают их.

В современном городе должна господствовать прямая линия. Жилые дома, водопроводные и канализационные линии, шоссе, тротуары — все должно строиться по прямой. Прямая линия оздоровляет город. Кривая несет ему разорение, всякого рода опасности и осложнения, парализует жизнь,

Надо набраться смелости и взглянуть с восхищением на прямоугольные города Америки. Быть может, эстету они покажутся непривлекательными, но моралист, напротив, должен к ним приглядеться особенно внимательно. Кривая улица есть результат прихоти, нерадения, беспечности, лености, животного начала.
Прямая улица — результат напряжения, деятельности, инициативы, самоконтроля. Она полна разума и благородства.

Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей.

Реконструкция крупного современного города — это поистине великая битва… Власти, поставленные в тупик, бросаются во всякого рода авантюры, прибегая к помощи пеших и конных жандармов, звуковых сигналов и светофоров, навесных переходов, подземных пешеходных дорожек, городов-садов, упраздняют трамваи и т. п. Делаются отчаянные усилия, чтобы сдержать дикого зверя. Но зверь — Большой Город — слишком силен, так можно лишь пробудить его ярость.

* * *
Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru