Встреча

Роман Кранк
   



    Воспоминания  о  детстве – нора , в  которую  заползает  мое  сознание  в  поисках  укрытия  от  давящей  серой  повседневности : монотонной  работы , эфемерных  бытовых  проблем , пустых  ссор  и  разговоров. Детство -   мир  чистых  красок  и  простых  вещей , свободы  и  счастья. Только  в  этот  период  я  действительно   жил , дыша  полной  грудью ,  не  оглядываясь  на  бестолковое  прошлое  и  глядя  в  будущее с  широкой  смелой улыбкой  на  лице. А  потом  закружило , закрутило ,  запутало. Краски  выцвели , звуки  смешались  в гул , душа  очерствела , ослепла  и  оглохла , жизнь  превратилась  в  существование – тупое  удовлетворение  текущих  материальных  потребностей  и  упреждение  грядущих.
    А  еще , в  детстве  у  меня  были  настоящие  друзья. Не  теперешние   коллеги  по  работе , полезные  знакомые ,  собутыльники , дальние  и близкие  родственники , а  самые  настоящие  друзья.  Мы  вместе  постигали  этот  мир ,  вместе  радовались , огорчались , часто  ругались , иногда  дрались , но  потом  мирились. Я  даже  не  могу  назвать  детство  своим , потому  что  этот  период  жизни  был  единым  и  общим  для  нас  – это  было  наше  детство. Это  были  удивительные  взаимоотношения , после  таких  не  было  и , очевидно , не  будет.
    И  вот  теперь , пятнадцать  лет  спустя   после  распада  нашей  компании , я  решил  ее  собрать.  Я  не  питал   иллюзий  по  поводу  воскрешения  былых  отношений , мне  было  интересно встретиться , посмотреть  на  этих  людей ,   поговорить  с  ними. 
    Субботним  утром , натянув  на  ноги  кроссовки , я  отправился  на  поиски  потерянных  друзей.
     Мы  живем  в  небольшом  городе  и  отыскать  в  нем  человека  не  сложно. Требуется  минимум  усилий  и  несколько  часов  времени.
    «Все  дороги  начинались  от  наших   дверей» - напевая  песню  Гребенщикова , я  отправился  в  наш  двор , к  дому , в  котором  находились  эти  двери.
    На  спортивной  площадке  мальчишки  играли  в  футбол. Один  из  них  показался  мне  очень  знакомым.  Присмотревшись , я  узнал  в  нем  Шурика. Даже  не  верилось , как  мало  он    изменился. Я  немного  постоял, посмотрел  на  игру  и  пошел  дальше. Шурик  не  был  моим  другом.      
    Подъезд , в  котором  жил  Андрей , оказался  не   заперт , я  вошел ,  поднялся  по  лестнице  на  третий  этаж  и  позвонил. Дверь  открыл  незнакомый  мужик. Оказалось , Андрей  давно  переехал , но  у  нового  жильца  сохранился   номер  сотового  бывших   хозяев. Я  взял  номер , поблагодарил  и  пошел  в  соседний  подъезд  искать  Генку.
     В  Генкиной  квартире  тоже   оказались  новые  хозяева , ни  номера  телефона , ни  нового  адреса  бывших  жильцов  у  них  не  оказалось.
Я  вышел  во  двор  и  направился  к  Денису. Однако  дверь  его  подъезда  оказалась  заперта  и  я  решил  подождать , пока  кто-нибудь  войдет  или  выйдет  из  подъезда.         
    Минут  через  десять  щелкнул  кодовый  замок , и  из  подъезда ,  вышла  женщина. Я  поторопился  воспользоваться  открывшейся  дверью. Вошел  внутрь , поднялся  на  четвертый  этаж  и  нажал  на  кнопку  звонка.
      Дверь  квартиры   открыла   мать  Дениса. Она  сильно  похудела , постарела , даже , как  будто , стала  ниже  ростом.
- Батюшки , это  кто  к  нам  пожаловал , - улыбаясь  сказала  она,- Проходи , Володя. Господи , как  ты  вырос. Если  бы  на  улице  мельком  увидела , наверное  бы  и  не  узнала.
- Здравствуйте , теть Валь. А  Денис  дома? - я  переступил  через  порог  и  очутился  в  прихожей  квартиры , в  которой  в  детстве  бывал  много  раз. Тот  же , только  слегка  потемневший , паркет , тот  же  шкаф  с  провисшими  дверками , та  же  люстра  на  потолке. Новые  обои  были  удивительно  похожи  на  старые  и  по  цвету , и  по  рисунку , и даже  длинная  никелированная  обувная  ложка  висела  на  том  же  месте , что  и  пятнадцать  лет  назад. В  этой  мало  изменившейся , почти  не  тронутой  временем , обстановке , я  и  тетя  Валя ,  некогда  ребенок  и  женщина  в  расцвете  сил , а  теперь   мужчина  средних  лет  и  почти  старуха , выглядели  лишними , инородными  элементами , беспощадно  и  необратимо  измененными  прожитыми  годами.
- На  работе. Часов  в  шесть  будет , не  раньше. Ты  заходи , Володя , чайка  попьешь , про  себя  расскажешь. Я  ведь  тебя  последний  раз  лет  пятнадцать  назад , еще  совсем  мальчишкой  видела.
- Да  я  на  две  минуты , теть  Валь. А  сотовый  у  него  есть?
- Конечно , пиши ,- и  по  памяти  продиктовала  цифры.
- Хочу  всех  пацанов  собрать. Встретиться , поговорить ,- попытался  я  объяснить  ей  цель  своего  визита.
- Ну , всех-то , наверное , не  соберешь. Сколько  времени  прошло. Из  тех  людей , что  двадцать  лет  назад  в  нашем  подъезде  жили , одна  я  с  Дениской  и  осталась , остальные  все  новые. А  его  позови , конечно. Я  думаю , он  рад  будет. Живет , как  отшельник  какой. Вечерами  все  чаще  перед  телевизором  пиво  пьет. Ни  семьи , ни  друзей , ни  знакомых. И  с  барышнями  все  как-то  не  складывается. Ты  вот , наверное , женатый  уже , и  дети  есть?
- Дочке  два  года.
- Вот  видишь , а  Дениска  все  в  женихах  ходит. Может , хоть  ты  его  образумишь.
- А  вы  сами-то  как , теть  Валь?
-  Да , все  бы  ничего. Здоровья  нет  никакого , Володенька. Уже  давно  бы  померла , да  очень  уж  на  внуков  поглядеть  хочется. Тем  и  живу.
    Мы  тепло  попрощались.
    Выйдя  на  улицу  я  позвонил  сначала  Андрею , потом  Денису. Невероятно , но  несмотря  на  годы , прошедшие   с  момента  нашей  последней  встречи , оба  узнали  меня  по  голосу. Долго  разговаривать  не  стали  и  решили   встретиться  тем  же  днем   в  шесть  вечера   в  кафе  «Пеликан» , где  мы  часто  коротали  время  будучи  подростками.            
   В  «Пеликан»  я  пришел  первым.
    Здесь  все  изменилось  и  снаружи  и  изнутри. От  старого , родного  мне  кафе  осталось  название. Многоэтажные  подвесные  потолки  с  встроенными  светильниками  вместо  круглых  белых   люстр , ярко  зеленые  стены  с   лепниной  и  огромными  телемониторами  в  центре  вместо  бледно  голубой  штукатурки , небольшие  стеклянные  столики  с  легкими  стульями  вместо  длинных  сосновых  столов  с  деревянными  лавками  по  бокам    На  полу  линолеум  с  рисунком  под  паркет  уступил  место  керамограниту.
     Людей  было  не  много. Я  сел  за  столик  у  окна  и  закурил.
    Через  десять  минут  один  за  другим  вошли  Денис  и  Андрей.
    Денис  отпустил  тонкие  усы , переходящие  в  молодежную  бородку. Он  был  одет  в  затертую   кожаную  куртку , с  неимоверным  количеством  заклепок , джинсы  и  высокие  остроносые  туфли. Вид  имел  подчеркнуто  независимый  и  даже  развязанный , который  впрочем  чаще  всего  имеют  люди  излишне  скромные ,  неуверенные  в  себе , дабы  скрыть  от  окружающих  эти  особенности  характера.
    Андрей  сильно  поправился. Как  большинство  толстяков , он  двигался  по-медвежьи  медленно. Залысина  идущая  от  морщинистого   лба до  макушки , сделала  его  похожим  на  античного  мыслителя , а круглые  очки , в  тонкой  металлической  оправе   подчеркивали  его  принадлежность  к  ученому  миру. Строгий  костюм  и  красный  «Рендж  ровер» , на  котором  он  приехал , двумя  лаконичными  штрихами  создавали  имидж  состоявшегося  человека.    
    Мы  поздоровались. Андрей  сел  напротив  меня , Денис – рядом. Подошел  официант. Денис  сразу  заказал  картошку  фри , отбивную  и  салат. Андрей  долго  изучал  меню , не  отпускал  официанта  и  расспрашивал  что  вкуснее , что  свежее  и  как  долго  будут  готовить. Что  он  заказал , я  не  расслышал , но   доверяя  его  вкусу , попросил  официанта  принести  мне  тоже  самое.
    Закурили. Попробовали  заговорить , но  разговор  не  клеился. Прошло  слишком  много  времени  и  традиционная  схема  беседы , с  вопросом   «как  дела?» в  основании  не  работала.
    Ситуация  начала  меняться  через  десять  минут , когда  официант  принес  бутылку  водки , стаканы  и  сок. Не  дожидаясь  горячего , аперитивом ,  одну  за  другой , выпили  по  три  рюмки.
-  Ты  чем  занимаешься ?- спросил  я  у  Дениса  после  третьей , - Где  работаешь?
-  Водилой  на  маршрутке , а  ты?
    Я  рассказал  вкратце  мою  историю  последних  десяти  лет : учеба  в  ВУЗе , работа  в  Сбербанке , свадьба , рождение  дочери. Упоминание  о  банке  вызвало  некоторый  интерес  у  Андрея , который  моментально  угас , как  только  я  огласил  свою  «неключевую»  должность  ведущего  специалиста  кредитного  отдела. 
- А  ты , я  слышал  в  науку  ударился,- обратился  к  Андрею  Денис.
- Есть  такое.
- Аспирантура ?
- Год  назад  закончил , через  полгода  предзащита , сейчас  автореферат  пишу.
- На  какую  тему  диссертация?- поинтересовался  я.
- Окончательное  название   еще  не  сформулировал , но  в  целом  на  тему  асимметрии  информации  и  искривления  информационного  поля  человека.
- Ну  ни  хрена  себе ,- искренне  подивился  я , - вот  это  в  натуре  тема. Это  что  информатика?
- На  стыке  наук : информатика , философия , социология.  Последние  двадцать  лет  мода  на  эти   стыки  пошла, все  только  на  стыках  и  пишут  , - улыбнулся  Андрей. 
- И  про че  ты  там  накарябал? – набив  рот  картофелем  фри  спросил  Денис.
- На   самом  деле  тема  очень  интересная  и  злободневная. На  настоящий  момент  проблема  асимметрии  информации  во  всем  мире  стоит  остро  как  никогда…
- Херня  это  все , - перебил  его  Денис  и  начал  крутить  головой  по  сторонам ,  – на  настоящий  момент  остро  стоит  проблема  отсутствия  женщин  за  нашим  столом. Ты  кстати  женат?
- Нет , - сухо  ответил  Андрей , явно  задетый нетактичным  поведением  собеседника.
- Я  тоже. А пора  бы , кстати  говоря , да  не  на  ком , - и   Денис  взялся  разглагольствовать  на  вечные  темы.-  Вокруг  одни  шалавы.
  Вот  два  года  назад  познакомились  – вроде  приличная  девушка. Полгода  встречались. Стеснительная , не  курит , не  пьет , в  десять  вечера  домой – а  то  мама  ругать  будет. Реально думал, женюсь.
    Потом , одним  коном , в  городе  гуляли  и  попадается  Алик – знакомый  армян  с  маршрута. По  имени  ее  называет  и  смеется. Ну , постояли , поговорили. А  я  смотрю  ей  совсем  не  по-кайфу , что  мы  с  ним  встретились.
     На  следующий  день  подхожу  к  Алику , спрашиваю , откуда  ты  ее  знаешь. Он  опять  ржет , говорит , что  как-то  еще  с  одним  армянчиком  очень  близко  с  ней  познакомились , и  вообще  у  нее  полгорода  таких  знакомых. Прикинь. Вот  мразь.
    Нет , тут  на  слово  верить  нельзя. Если  я   женюсь , то только  на  девочке . Даже  если  всю  жизнь  такую  жену  искать  придется. Вариант   типа «ты  у  меня  второй»  не  прокатит.   
    Денис  наконец  замолчал , и  я  попробовал  вновь  вернуться  к  заинтересовавшему  меня  вопросу.
- Андрей , ну  и  что  там  с  информацией. Ты  так  и  не  договорил.
-  В  общем , если  вкратце  о  главном. Ложь , если  рассматривать  это  явление  под  определенным  углом–  это  не  искаженная  реальность , а  действительность , фундамент  межчеловеческих  отношений.
     Стругацкие  с  телепатическими  башнями , «Матрица»  с  виртуальными  мирами – это  не  фантастика , и  даже  не  отдаленное  будущее , вернее  не  только  оно , это  наше  настоящее  и  прошлое. Но  в  отличие  от  своих  литературно-сценических  прототипов  реальный  мир  не  прячет своей  иллюзорности , вся  ложь  на  поверхности , а  истинны  вообще  нет. С  того  момента  как  информационная  составляющая , абстрактные  категории  начало  преобладать  над  представлениями  о  конкретных  материальных  объектах , данных  нам  в  ощущениях – человечество  с  головой  погрузилось  в  ложь. Каждый  из  нас  живет  в  мире   иллюзий , выстроенных  с  помощью  воспитательных , образовательных  учреждений  , средств  массовой  информации , и  в  нем  же  благополучно  умирает. В  течение  жизни  эта  иллюзия  методично  поддерживается  дабы  сознание  случайно  не  сбилось  с  заданного  направления  и  не  ушло  в  сторону , что  собственно  говоря  маловероятно , но  в  принципе  возможно. И так  было  всегда , менялись  только  инструменты  воздействия , смысл  сохранялся  на  протяжении  всей  истории  человечества.   
    Приятно  было  слушать  Андрея. Он  говорил  не  спеша  с  расстановкой , тщательно  подбирая  и  взвешивая  каждое  слово , являясь  полной  противоположностью  в  этом  отношении  Денису , из  которого  слова  вываливались  раньше , чем  он  сам  успевал  понять  о чем  он  говорит.
- Ну  ты  внатуре , загрузил. А  вообще  не  хило  ты  на  этой  бредятине  зарабатываешь ,- Денис  кивнул  в  сторону  красовавшегося  за  окном  Андреева  джипа.
    Андрей  рассмеялся.
- Ага , на  последнюю  аспирантскую  стипендию  купил , еще  и  на  Куршавель  осталось.
- Еще  где-то  работаешь?- догадался  Денис.
- В  ГорТопе. Город  топчу.
- Нет , серьезно.
- А  если  серьезно , работаю  кем-то  вроде  политтехнолога  у  нашего  градоначальника.
- Ты  что , зам. главы  администрации  города? – удивился  я 
- Да  нет , я  тебе  не  про  этого  номинального  клоуна  говорю , а  про  фактического   градоначальника. Для  того  чтобы  управлять  городом  нет  необходимости  баллотироваться  на  должность  мера. Все  можно  сделать  по-другому.
- Слушай  сказочник , я  тебе  тоже  интересную  историю  расскажу.   
    Позавчера  с  утра  с  пацанами  на  маршруте  дунули – так  веселее  руля  ломать. Глаза  «Нафтизином»  закапал   и  поехал.
    В  двенадцать , между  рейсами , обычно  домой  заскочить  успеваю  поесть. Я  на  двенадцатом  маршруте  работаю , конечная  в  трех  кварталах  от  дома.
    Ну  и  ну. Еду  я , короче ,  на  обед. Хорошо  еду , план  не  отпускает , музычка  играет. Я  себе , кстати , в  «Газель»  новые  колонки  поставил. Подъезжаю  к  дому , выхожу , хлопаю  дверцей  и  иду  к  подъезду. На  полпути  чувствую  что-то  не  так. Останавливаюсь. Оборачиваюсь. Смотрю  на  машину. А  в  окнах  люди. Полная  машина. Прикинь , я  до  конечной  не  доехал и  домой  пассажиров  привез.
    Посмеялись ,  вспомнили  несколько  забавных  эпизодов  из  детства. 
- Пацаны , а  кто  знает , что  с  Женькой? - спросил  Денис.
- Я  знаю , - сказал  я ,- Года  четыре  назад  я  с  его  отцом  случайно  на  улице  около  работы  встретился. Он  меня  первым  узнал. Остановились , заговорили. Он  в  сберкассу  шел  квитанции  оплачивать. Я  спросил  его  как  Женька. А  он  сказал , что  Женьки  нет , его  убило  током.
    И  какая-то  дурацкая  ситуация  тогда  получилась. Расспрашивать  его  как , когда , при  каких  обстоятельствах  было  бы  неправильно. Человек  сына  похоронил , а  тут  я  со  своими  вопросами. И  заговорить  вдруг,  ни  с  того  ни  с  сего , о  чем-то  другом  тоже  было  бы  как-то  нелепо. В  общем , не  нашелся  я  , что  ему  сказать. Так  и   простояли  мы  молча , наверное ,  с  минуту. А  потом   я  остался  стоять , а  он  пошел  дальше  по  улице  не  попрощавшись   мимо  сберкассы , с  этими  же  неоплаченными  квитанциями  в  руке , и  кажется , заплакал.
   Налили. Выпили  не  чокаясь. Помянули  Женьку.
   Я  попытался  вспомнить  каким  он  был , какую-нибудь  главную  отличительную  черту  его  характера , что-нибудь , что  выделяло  бы  его  среди  нас ,  и  не  смог. Потому  что  не  было  такой  черты , он  не  был  ни  трусом  ни  смельчаком , ни  добряком  , ни  злодеем , ни  гением  и  ни  дураком , он  был  такой  же  как  мы , один  из  нас , обыкновенный  пацан. Но  по  непонятной  причине , мы , точно  такие  же  как  и  он  , продолжали  жить , сидели  в  «Пеликане»  и  пили  водку , а  его   не  стало.
- А  где  Генка  сейчас. Никто  не  знает?- спросил  я , нарушив  молчание.
При  упоминании  о  Генке  Денис  несколько  смутился  и  пожал  плечами.
- В  ментовке , - ответил  Андрей.
- В  каком  качестве?
- Старший  оперуполномоченный.
- Вот  тебе  непредсказуемый  оборот  судьбы. Никогда  бы  не  подумал , что  Генка  будет  ментом. А  ты  откуда  знаешь? Давно  его  видел?
- Я  его  рожу  день  через  день  вижу. Общие  вопросы  решаем.
- Давай  ему  позвоним , позовем. Время  еще  не  позднее. Восемь.
- Да  ну  его  на  хрен , морда  ментовская. Не  хочу  этого  ишака  лишний  раз  лицезреть. Да  уже  и  по  домам  пора.
- А  что  ты  его  ишаком  за  глаза  называешь , - вступился  за  Генку  Денис,- В  цвет  ему  сказать  слабо?
- А  ты  теперь  заочно  у  него  шестеришь  , по  старинке , - огрызнулся  Андрей , -  может  сбегаешь   к  нему  донесешь , что  я  о  нем  тут  нелестно  отзываюсь.
- Да  пошел  ты , - сказал    Денис  и  не  дожидаясь  реакции  Андрея  поднялся  со  стула  и  застегивая  на  ходу  куртку  быстрым  шагом  вышел  из  кафе. С  детства  это  был  его  фирменный  ход – развернуться  и  уйти  не  объясняясь.
- Ну  вот  и  посидели. И  на  фига  ты  ему  это  сказал? – спросил  я  Андрея.
- Достал  он  меня  уже. Чмом  был , чмом  и  остался. Давай  на  посошок , да  по  домам.
- Ну,  давай. Будь  здоров.
 Через  двадцать  минут , мы  курили  на  стоянке  около  кафе , ожидая , пока  прогреется  Андреев  «Ровер».
- Андрей , ты  вот говоришь , что  мир  вокруг  это  «Матрица» , нет , я  тебе  скажу ,  это  Вавилон.
- А  одно  другому  не  мешает. Подвезти?- сказал  он , залезая  в  машину.
- Да  нет  не  надо , мне  не  далеко.
- Ну  смотри. Давай. Увидимся.
- Пока.
    Дверь  хлопнула. Взвизгнув  покрышками  и  на  прощанье  посигналив  Андрей  умчался  из  виду.  Я  выбросил  на  асфальт  окурок  и  не  спеша , раздумывая  о  том  кем  мы  были , кем  стали  и  что  с  нами  будет , пошел    домой.
    Но   даже  самые  невероятные  сценарии  будущего , рожденные  моим  пьяным  воображением , оказались  слишком  логичными  и  последовательными , для  того , чтобы  оказаться  чьей-то  дальнейшей  судьбой. И  если   бы  в  тот  вечер   мне  дали  сто  попыток  угадать , что  будет  с  нами  дальше , я  бы  не  угадал. Невозможно  было  предположить , что  не  пройдет  и  семи  лет , как  один  из  нас  окажется  в  тюрьме , второй  в  земле , а  третий  будет  работать  барменом  в  этом  самом  «Пеликане» , из  которого  мы  только  что  вышли.