Жизнь и судьба племени масаи

Василий Хлебников
Жизнь и судьба племени масаи

Много есть народов на территории Восточной Африки. В одной Кении насчитывается больше 40 этнических групп, а в Танзании - больше 120. Но есть среди них одно племя про которое слышал каждый, кто бывал в этих странах. А самые счастливые даже видели. Это масаи.

Жизнь.

Масаи – одно из немногих африканских племен, которым удалось в неприкосновенности сохранить уклад жизни с древнейших времен. Однако, если, к примеру, пигмеям никто особенно и не мешал его сохранять – слишком глубоко в экваториальных лесах засели, - то масаи долго и бесстрашно отстаивали свою самобытность. Сначала под давлением соседних народов, потом – европейских колонизаторов.

Масаи – кочевые скотоводы. Это обуславливает образ жизни: поселения всегда временные, состоят из хижин, плетеных из прутьев и обмазанных глиной в смеси с навозом. Хижины выстраиваются по кругу, внутрь которого загоняют скот. В таком поселении племя живет 3-4 года, пока его животные (обычно козы, овцы и зебу – вид чисто африканского крупного рогатого скота) не объедят всю окрестную траву. Потом масаи снимаются с места и начинают искать новое.

Пищевой рацион соответствует образу жизни. С одной стороны, масаи ничего не выращивают, потому есть они могут, в основном, только животную пищу. С другой, скот для них – главная ценность, и забивать его можно только в крайнем случае. Потому скотоводы пьют молоко, смешанное с кровью животных. Последнюю добывают, не прибегая к убийству: пробивают сонную артерию, сливают нужное количество крови в емкость, а после рану залепляют навозом.

Скотоводство наложило отпечаток и на мифологию племени. По масайскому преданию бог дождя даровал им весь скот. Следовательно, тот, кто владеет скотом сейчас, непременно в прошлом украл его у масаи. Получается, что последние имеют полное право его воровать, ибо они как бы не воруют, а возвращают себе незаконно отнятое. И раньше, и сейчас масаи охотно пользуются этим правом.

Но тот, кто крадет скот, должен быть готов, что хозяин попытается забрать украденное назад. Масаи обычно готовы. Вообще они пользуются славой одного из самых воинственных народов Африки. Еще в XIX веке им удавалось полностью контролировать саванны в долине Серенгети, в окрестностях кратера Нгоронгоро и Великого Африканского разлома - Рифт Веллей.  Их боялись даже британские и немецкие колонизаторы, несмотря на несравненно лучшее вооружение. Потому насильственной ассимиляции в случае с масаи не получилось.

Воинственность обуславливает внутреннюю иерархию племени. Внутри него 3 возрастных клана: мальчики, воины, старейшины. Переход из одного в другой (инициация) предполагает преодоление неимоверно трудных испытаний. К примеру,  раньше мальчик, желающий стать воином, должен был убить копьем льва. Или группа мальчиков должна была построить на голом месте деревню и прожить в ней продолжительное время. Ныне кандидаты в воины обычно уходят из деревни на какое-то время, чтобы показать, как они смогут прожить без помощи старших.

Круг занятий воина составляют охрана скота, война и охота, когда нужно. Так что постороннему наблюдателю чаще всего кажется, что мужчины масаи ничего не делают. Работу, в привычном нам смысле этого слова, в племени выполняют женщины. Они готовят пищу, ткут одежду и изготавливают посуду, строят деревни, а во время переходов на новое место часто помогают животным нести домашний скарб. В общем, работы у женщин племени много, и неудивительно, что у масаи распространена полигамия.


Судьба.

Наверняка, кое-кто из читателей, прочитав все вышеописанное, пожмет плечами: «Ну и что тут особенного? Ну пасут скот, ну строят хижины из навоза… Африканцы, что с них возьмешь!» Такому читателю следует напомнить, что нынче на дворе XXI век.  В это время враждовавшее с масаи за контроль над Центральным нагорьем племя кикуйу вовсю живет цивилизованной жизнью, президента Кении вот избрало в 2008 году. А не менее цивилизованное племя луо избрало на этих выборах другого президента, а с официальными результатами несогласно, в связи с чем отдельные представитель луо грабили кварталы кикуйу, жгли их дома и церкви, мотивируя это тем, что кикуйу алчные, и всюду, где ни окажутся, гребут деньги и власть под себя. < инфа> В свободное от этих развлечений время оба племени вручную обрабатывают плантации кофе и сизаля, а самые-самые цивилизованные представители племен крутятся около туристических гостиниц, чтобы, как только оттуда выйдет белый человек, впарить ему какую-нибудь костяную фигурку за деньги, на которые средняя кенийская семья может жить год. А масаи в это время пасут скот и делают обрезание и мальчикам, и девочкам. Так же как делали это 500 лет назад. Дикари, елки-палки!..

Но, пожалуй, масаи все-таки стоит уважать за стойкость. За то, что когда-то они не покорились ни оружию кикуйу, ни оружию белых. За то, что сейчас они не меняют зебу на разваливающиеся автомобили, а обмазанные навозом хижины – на фанерные трущобы африканских мегаполисов.

Конечно, это не далось им легко. Британцы, как бы ни боялись суровых воинов-кочевников, все же смогли оттеснить их в резервации на юге Кении. Сократилось, таким образом, количество пастбищ. Так что скот масаи крали часто просто для выживания.

Но неверно представлять себе масаи темным забитым народцем на задворках планеты. От всех благ цивилизации они ведь вовсе не отказывались. К примеру, они очень охотно прививают скот от инфекций. А смекнув, что посещения туристов могут приносить доход, сами организовали этнографические деревни, в которых старательно показывают, как живут, из чего строят дома, в какой одежде ходят и какие танцы танцуют. За деньги, конечно же. Бесплатно они даже не разрешают себя фотографировать.

Последний факт, на самом деле, очень любопытен. Получается, что масаи сами себя превратили в часть знаменитых кенийских национальных парков. Чуть ли не клетку в зоопарке для себя отвели: «Уважаемые посетители, вот здесь у нас гепарды, здесь бегемоты, а вот здесь кочевники-скотоводы… Осторожно, не кормите их с руки!». Но с другой стороны, именно благодаря этому сейчас на самобытность масаи никто не покушается. Этот народ просто взял и стал национальным памятником и этим поднялся над политическими распрями внутри страны и обезопасил свою уникальную культуру от посягательств. Придут к власти кукуйу – значит луо придется плохо, придут луо – кукуйу не поздоровится. А масаи все так же будут пасти скот и смешивать молоко с козьей кровью, чтобы потом выпить.