Битва за Иерусалим продолжается

Роман Янушевский
Роман Янушевский
"Вести-2", еженедельное приложение к газете "Вести"
30 декабря 2010 года

Восточно-иерусалимский квартал Силуан (Шилоах) - это одно из мест, по которому проходит невидимая огненная линия ближневосточного конфликта, здесь сталкиваются и крошатся друг о друга тектонические плиты – еврейская и арабская

За последний год полиция зарегистрировала в Силуане свыше 1000 инцидентов с забрасыванием камнями проезжающих мимо машин. Только в Силуане, только зарегистрированные случаи.
За последние годы от 350 до 500 религиозных евреев переехали в этот квартал, заселенный 50 тысячами арабов. Взрослые арабы подговаривают молодежь идти и бросать камни в дома и автомобили «оккупантов», детей иногда стимулируют небольшими суммами денег. Потому что, повзрослев на несколько лет, они охотно идут это делать уже за бесплатно, за идею, чтобы выглядеть героями. В результате, по данным правозащитной организации «Бецелем», только за последний год полиция задержала не менее 81 молодого зачинщика беспорядков. Еще двоих арестовали на этой неделе в окрестностях «Бейт-Йонатана». 13-летний подросток и 24-летний юноша метали камни в военнослужащих погранвойск.


«Бейт-Йонатан»

Посреди Силуана возвышается пятиэтажный дом, в котором проживают восемь еврейских семей. Он называется «Бейт-Йонатан», в честь Джонатана Полларда, американского еврея, отбывающего пожизненное заключение за шпионаж в пользу Израиля. Считается, что это здание, как и свыше 90 процентов жилья в квартале, было возведено без соответствующего разрешения городских властей. Это верно лишь отчасти: в мэрии одобрили строительство, но местный муниципальный закон запрещает строить здания выше трех этажей без отдельного разрешения - и вот оно как раз не было получено.

«Бейт-Йонатан» построила в середине 1990-х общественная организация, названная, как и основавшая ее йешива, «Атерет ха-коаним». Ее цели - заселение Иерусалима евреями, а также возвращение утраченной еврейской собственности ее настоящим владельцам. Члены организации отказываются от общения с прессой, считая, что это наносит им вред, и в чем-то они правы. Израильские СМИ редко сочувствуют им, не понимая их миссии.

Ошибка, совершенная членам «Атерет ха-коаним», когда было построено многоэтажное здание, может дорого обойтись жильцам дома: долгие годы длится судебная тяжба. Сначала окружной суд Иерусалима постановил выселить жильцов «Бейт-Йонатана», а затем Верховный суд отверг их апелляцию, тем самым поддержав более низкую судебную инстанцию. Так судьба дома висит на волоске.


"Равновесие": выселить еврейский дом и... синагогу

В прошлую субботу ситуация обострилась вновь. Мэр Иерусалима Нир Баркат пообещал, что в ближайшее время предстоит эвакуация опального еврейского дома, двери которого будут замурованы. Ее проведут параллельно выселению арабских семей из здания йеменской синагоги «Оэль-Йосеф», захваченной в 1938 году, когда британские власти насильно выселили йеменских евреев из этой части города, якобы временно и якобы из опасений за их безопасность. Сегодня арабы называют это здание «Абу-Наб», тем самым стерев, как и в других местах, историческую связь евреев с этим местом.

Глава городского совета схитрил, приравняв выселение евреев из еврейского дома к выселению арабов из здания еврейской же синагоги. Формально вроде бы никакой дискриминации, все честно, а, по сути, - полное издевательство.

При этом Баркат взвалил всю ответственность за принятие решения на «Атерет ха-коаним», отвечавшую за заселение дома еврейскими семьями. Как и следовало ожидать, под такой угрозой здесь пошли на попятную. И тогда 26 декабря вечером мэр великодушно сообщил, что «Бейт-Йонатан» замурован не будет, оставив людей гадать, что именно он подразумевает под этим.

Естественно, никто не бежал целовать ему руку, рассыпаясь в благодарностях, но он и не рассчитывал на это. Евреи только скрипнули зубами, а один из арабских лидеров квартала и зачинщиков беспорядков, Фахри Абу-Диаб немедленно заявил о том, что «нет абсолютно никакой связи между двумя домами». По его словам, «мэр, как всегда, пытается потушить пожар, поливая его бензином вместо того, чтобы как-то успокоить». Абу-Диаб подчеркнул, что, «конечно же, жители деревни не оставят это без ответа, и я боюсь, что реакция будет жесткой».

Впрочем, недовольны решением Барката оказались не только местные жители, но и юридический советник правительства Йегуда Вайнштейн. Он распорядился о проведении в ближайшие дни особого заседания по данному вопросу. После нескольких требований удалить еврейские семьи из арабского окружения, Вайнштейн наверняка пожелает услышать лично от мэра Иерусалима разъяснения, почему этого до сих пор не случилось. Любопытно то, что Нир Баркат ранее не раз высказывался против выселения жителей «Бейт-Йонатана».

Отметим, что юридический советник муниципалитета Иерусалима Йоси Хавилио выступил публично с критикой решения Барката, подчеркнув, что обязательны к исполнению как вердикт суда, так и требования юридического советника правительства, и мэр не вправе нарушать закон.


Власть насмешки

В поддержку жителей дома «Бейт-Йонатан» выступили депутат кнессета Ури Ариэль (Ихуд леуми) и "Юридический форум в защиту Эрец-Исраэль". Вместе с жителями дома 22 декабря они подали иск в окружной суд Иерусалима против судебного решения о выселении. Члены форума поддержали решение мэра. Тем не менее, представитель истцов адвокат Амир Фишер утверждает, что Йегуда Вайнштейн дискриминирует жителей дома «Бейт-Йонатан».

- В чем это выражается?
- Всего 6 процентов домов в Силуане построены в соответствии с законом, то есть подавляющее их число подлежит сносу: хозяева получили уведомления, некоторые – несколько повесток. «Бейт-Йонатан» в этом списке далеко не первый.

- Почему тогда Баркат выделил именно еврейский дом для выселения, если повестки есть против большинства?
- Он хочет успокоить местных жителей, показав, что нет дискриминации арабов. Но дискриминация есть, она другого рода. Израильские СМИ пишут только о «Бейт-Йонатане», вырывая его из контекста и отказываясь посмотреть на дома, окружающие его и имеющие тот же статус. Получается, что это не власть закона, а насмешка над ним («ло шильтон хок, эле шильтон цхок»).


Интервью с жильцом

Эльдад Рабинович  проживает в «Бейт-Йонатане» уже четыре года.

- Какие отношения у вас складываются с соседями?
- К сожалению, из-за ситуации в сфере безопасности мы мало общаемся с соседями, но живем здесь прекрасно.

- В новостях передают, что тут бросают камни и даже бутылки с горючей смесью…
- Бросают, но в основном, не в нас, а в полицейских. А мы чувствуем себя защищенными, покидая дом в надежном бронированном джипе.

- Кто кидает камни, и кто посылает их кидать?
- Кидают дети и подростки. А за ними стоят шейх Раад Салах и его помощники, они даже платят деньги лидерам камнеметателей.

- И какова такса?
- Я слышал, что за раз они получают где-то по 50 шекелей.

- В чем суть проблемы в Силуане, на ваш взгляд?
- Полиция не использует власть в достаточной мере, недостаточно настаивает на соблюдении законов. Например, в квартале нет ни одного светофора, отсутствуют красно-белые бордюры, недостаточно развита инфраструктура.

- Вы подали гражданский иск, протестуя против судебного решения…
- Да, мы утверждаем, что в отношении «Бейт-Йонатана» существует дискриминация. Из 658 зданий в Силуане только от 4 до 7 домов соответствуют всем нормам. Поэтому мы не считаем, что следует начинать с нас.

- Почему Нир Баркат так странно себя ведет? Разве он не на вашей стороне?
- Он абсолютно самостоятельный человек. В зависимости от обстоятельств, он либо помогает нам, либо нет. Но думаю, что он понимает важность заселения Иерусалима.

- Вам приходилось с ним общаться? Он появлялся у вашего дома?
- Баркат не был в «Бейт-Йонатане», но мы регулярно отправляем письменные запросы в муниципалитет, и он иногда отвечает нам.

- Что означают его слова о том, что выселения вашего дома не будет?
- Я так понимаю, он отказался от выселения нас из нашего дома, но я не знаю точно, насовсем ли. Он угрожал выселить нас, если «Атерет ха-коаним» продолжит настаивать на выселении арабов, проживающих в здании йеменской синагоги

- Что это за синагога?
- Синагога «Оэль-Шломо» - уникальная. Она одна из немногих синагог, оставшихся от первой алии, которая, как известно, была в основном светской. А йеменские евреи – одна из немногих религиозных общин, прибывших в Израиль тогда. Эта синагога была крупной, ее построили в 1882 году. Но уже в 1938 году евреи были изгнаны с территории квартала, и здесь поселились арабы. Сейчас они согласны покинуть здание, получили на руки повестку. Мы же хотели довести все до конца, а затем отреставрировать синагогу. Но по политическим причинам нам не дают это делать.


Постскриптум

В понедельник жителей «Бейт-Йонатана» пришли поддержать члены фракции кнессета «Национальное единство». Депутаты провели свое еженедельное заседание здесь. У входа в дом их ждали арабские подростки с камнями и два одиноких отщепенца из радикального движения «Нетурей-карта» с плакатами антисионистского содержания.

А затем движение "Шалом ахшав" опубликовало информацию, согласно которой, бюджет, отведенный министерством строительства на охрану еврейских жителей в Восточном Иерусалиме, был увеличен на 40 процентов. Если в 2010 году он составлял 54,5 миллиона шекелей, то в 2011 году он составит 76 миллионов шекелей.

Битва за Иерусалим продолжается.