Подвиг в стихах, рассказах и картинах...

Геннадий Никишин
Думиничский район хорош не только красивой природой, но и богат на самые разные исторические события. Здесь создавали свои бессмертные творения многие известные писатели, поэты и художники. Так в селе Маклаки с сентября 1830 года по январь 1833 года жил поэт-революционер А.И. Полежаев, сосланный царём Николаем Первым в солдаты за вольнодумные стихи. Батальон, в котором служил поэт, был расквартирован в селе. А.И. Полежаев жил у братьев князей Львовых, владельцев села. Здесь он создал ряд своих стихотворений, а одно из них «Нечто о двух князьях – братьях Львовых» как раз и рассказывает об этом периоде в жизни поэта.

По лугам и лесам моей малой Родины бродил с ружьём писатель И.С. Тургенев. Неподалеку от посёлков Бакрит и Бахмут, по дороге из деревни Выдровка на Семичастное, был хуторок, в котором часто на отдых останавливался великий мастер русского слова. В память об этом он был назван Тургень.

В селе Усты на берегу реки Жиздры провёл свои детские годы известный писатель Б.К. Зайцев, отец которого работал здесь управляющим Мальцевского рудника. В годы революции семья Зайцевых эмигрировала за границу. А потом уже одиноким стариком в послевоенные 60-е годы писатель приезжал на родину детства, чтобы повидать дорогие сердцу места. В своём произведении «Воспоминание Глеба» он рассказывает об этих событиях из своей жизни.

Село Усты возникло в Петровскую эпоху. Старые люди с гордостью называли себя «кондратовцами», по имени вожака крестьянского восстания Кондрата Булавина, участниками которого были их предки.

Место до сих пор не утратило своей красоты. Совсем рядом с селом протекает река Жиздра. В то время в ней водились не только щуки, язи, окуни, лещи, плотва, но иногда попадалась и стерлядь, которую находили вкуснее волжской и поэтому ценили очень дорого.

Как указывается в кратком экономическом примечании в «Описании и алфавитах к Калужскому атласу, ч. 2. Городам: Медынску, Перемышлю, Мещовску, Серпийску и Жиздре» за 1782 год. Река Жиздра для Устов имела в то время довольно важное значение. В ту пору она была судоходной. «По реке Жиздре судовой ход, а в полную воду байдаками грузом до 4 тысяч пудов». При селе была пристань.

Село Усты находилось во владении графа Якова Вилимовича Брюса. Свидетельство тому – «Описания и алфавиты к Калужскому атласу, ч. 2.» за 1782 год. «Село Усты на правой стороне реки Жиздры, церковь деревянная «Обновление Храма Воскресения Господня». Дом господский деревянный; при селе два завода винокуренных на реке Жиздре, в них 22 куба, каждый по сту, по 20, по 5 ведёр, поставкою вино отправляется в Москву».

Село было большое. «Село Усты – владение горное при реке Жиздре, в 25 верстах от уездного города. Число дворов – 49, число жителей женского пола – 196, мужского пола – 173. Церковь православная – 1, завод – 1», - значится в изданном центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел «Списке населённых мест по сведениям 1859 года. Калужская губерния: ХV». C.-Петербург, 1863 г. стр. 46.

Особенно часто приезжали писатели и поэты на думиничскую землю в годы Великой Отечественной войны, когда за её освобождение проходили здесь тяжёлые, кровопролитные бои.

Советский писатель А.Н. Толстой собирал материал о героизме наших солдат в боях с фашизмом, в результате его встреч с бойцами Первого гвардейского кавалерийского корпуса генерала В.К. Баранова появилось ряд статей, опубликованных в газетах и журналах. Именно под впечатлением этих поездок в Думиничи писателем были написаны «Рассказы Ивана Сударева» и знаменитое произведение «Русский характер».

Помнят думиничане и поэта-фронтовика С.П. Гудзенко. На фронт он ушёл солдатом-добровольцем в неполные 20 лет. Сухиничи-Думиничи-Людиново, Гульцово-Хлуднево-Маклаки-Кишеевка-Поляна были для него не строкой в блокноте, а буднями жестоких кровопролитных боёв. В разведке между деревней Павловкой и селом Маклаки Семён Петрович был тяжело ранен. О боях на территории моей малой Родины он написал много стихотворений. Вот строчки одного из них:

    И наступило к вечеру затишье,
    Поземка пепелище замела,
    Ослепло небо от ракетных вспышек,
    Лежали на окраине села
    Бойцов полусожженные тела;
    Однополчан узнал я в черных трупах,
    Глаза родные выжег едкий дым.
    И на губах, обветренных и грубых,
    Кровь запеклась покровом ледяным;
    Мы на краю разбитого селенья
    Товарищей погибших погребли.
    Последний заступ каменной земли –
    И весь отряд рванулся в наступленье,
    Испуганно ударил миномет.
    Да разве можно устоять пред нами?
    Нам души жжет пожара пламя,
    Глаза сожженных нас зовут вперед.

   Семен Гудзенко...
   
  В январе 1942 года в деревне Хлуднево геройски погиб отряд чекистов-лыжников под командованием старшего лейтенанта госбезопасности Кирилла Лазнюка. Поэт Гудзенко воевал в том же батальоне, что и Лазнюк, был знаком со многими героями-лыжниками, принявшими неравный бой в ту холодную январскую ночь, и потому тяжело переживал смерть своих боевых товарищей. Он принимал участие в похоронах отважных, молодых парней, когда в конце января сорок второго года части 328-й стрелковой дивизии освободили Хлуднево. Этот момент прощания с погибшими лыжниками и запечатлел поэт.

...Гудзенко умер от старых ран. Последствия контузии, полученной на фронте, медленно убивали его. По воспоминаниям Евгения Долматовского, последние месяцы жизни поэта — это "новый подвиг, который по праву можно поставить рядом с подвигом Николая Островского, Александра Бойченко, Алексея Маресьева: прикованный к постели поэт, точно знающий о том, что его недуг смертелен, продолжал оставаться романтиком, солдатом и строителем. У его постели собирались друзья, чтобы говорить с ним не о недугах и лекарствах, а о борьбе вьетнамского народа за свою независимость, о строительстве на Волге и Днепре, о новых изобретениях и открытиях, и конечно, о стихах. В последние месяцы своей жизни Семен Гудзенко, уже не могший писать сам, продиктовал три стихотворения, которые  вошли в золотой фонд советской поэзии…

В конце апреля 1942 года к бойцам на фронт в Думиничи приезжал известный писатель И.Г. Эренбург. Он побывал среди бойцов 16-й армии. Второй раз Илья Григорьевич побывал в Думиничах в конце июля 1943 года, когда на территории района шли уже последние бои по его освобождению.

Осенью 1942 года Думиничи посетил писатель Александр Корнейчук. Он останавливался у кавалеристов, которые располагались в то время в деревнях Николаевка, Кочуково, Сухой Сот, а также в других частях 16-й армии.

На думиничской земле создавал свои замечательные произведения композитор Любан. В конце февраля 1942 года в Думиничах побывала группа военных художников студии имени Грекова, которые сделали ряд картин и зарисовок, своими глазами видели разрушенные и сожжённые деревни. Художники Соколов-Скаля и Плахов выезжали в деревню Хлуднево, на место гибели отряда лыжников-чекистов, беседовали с местными жителями, очевидцами тех событий. Так появилось написанное ими полотно «Бой лыжников-чекистов за дер. Хлуднево». Свыше двух десятков зарисовок сделал в те дни художник Пётр Кривоногов.

В июне 1942 года к воинам Первого гвардейского кавалерийского корпуса генерала В.К. Баранова, который располагался в деревнях Николаевка, Сухой Сот, Кочуково Думиниского района. Приезжал известный поэт-песенник Л.И. Ошанин. Ещё раз Ошанин приезжал на фронт под Думиничи в феврале-марте и августе 1943 года.
Многие бойцы стали героями его стихотворений, в которых он показал героизм советского солдата, его любовь к Родине. Песни поэта звали на борьбу с врагом, принесшим на нашу землю столько горя и страданий.

В конце июля 1943 года, в самый разгар наступления наших войск на Жиздринском направлении, в редакцию газеты 269-й стрелковой дивизии приехал известный советский писатель К. Федин. Он побывал во многих местах, посещал воинские части, а в один из дней августа его даже зачислили почётным красноармейцем 1-й стрелковой роты 1022-го стрелкового полка 269-й стрелковой дивизии. Это трогательное событие навсегда останется в памяти писателя. К.А. Федин будет долгое время переписываться с красными следопытами Маклаковской школы, когда здесь задумают создать Музей боевой славы, работу которого много лет подряд будет вести известный в районе краевед, ветеран войны Н.А. Чумаков, прошедший с боями от Думинич до Берлина.

В августе и сентябре 1943 года к бойцам 50-й армии, 1312-го и 1316-го стрелковых полков 17-й стрелковой дивизии приезжали писатель В. Иванов и поэт П. Антокольский. В те грозные годы на думиничскую землю приезжали и другие писатели и поэты: Д. Ортенберг, Е. Воробьёв, Т. Миронов, М. Кузнецов.

Более двадцати лет прожил в селе Чернышене уже в наши дни писатель, публицист, журналист и ветеран войны И.С. Синицын. Работая собственным корреспондентом областной газеты «Знамя», он исходил пешком весь район, встречался со многими людьми, о которых потом рассказывал в своих очерках, переписывался со своими земляками до последних дней своей жизни. Здесь, на думиничской земле, ему хорошо и легко работалосчь. За это время им были написаны книги: «Нехоженными тропами», «Рождение человека», «Тепло земли».

Жители района гордятся тем, что многие писатели и поэты находили героев своих произведений на думиничской земле. Воинов-освободителей, тружеников тыла, простых советских людей.

На фото: поэт С. Гудзенко, принимавший активное участие в освобождении думиничского края от гитлеровских нацистов.