В списках не значился, на учёте не состоял...

Станислав Змачинский
                В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ , НА УЧЁТЕ НЕ СОСТОЯЛ . . .

              Четверть века тому назад я начинал новую для меня гражданскую жизнь, вернувшись в родной Ленинград. Прописавшись, начал поиски работы. Работёнку приискал в морском порту . До поступления на работу требовалось пройти медицинскую комиссию в портовой поликлинике. Перед прохождением комиссии необходимо было получить справки в трёх местах о том,что я не состою на учёте в психо- неврологическом, противотуберкулёзном диспансере и в наркологическом кабинете. В те славные времена наркологических диспансеров не было - обходились кабинетами. Народ, в основном, "бухал", а не "ширялся". Решение задачи трудностей не предвещало, за исключением того, что эти уважаемые заведения нахо- дились в различных местах города, на приличном удалении одно от другого. Утром, захватив паспорт, я отправился в путь, намереваясь побывать во всех трёх адресах за один день. На Кондратьевском проспекте,у наркологов, справку получил легко, затем пришлось ехать на Удельную ,в дурдом имени,кого не помню, Там без всяких подтвердили мою нормальность .Оставалось получить интересующий меня документ в тубдиспансере. На метро доехал до Финляндского вокзала, поднялся наверх и пошёл на Свердловскую набережную, на которой тот находился. Пройдя по Арсенальной, мимо "Крестов" , я увидел,что дальше меня ждёт нелёгкий путь: и проезжая часть и тротуары были раскопаны, везде валялись булыжники, всякий хлам,складированные трубы. По прямой пройти было невозможно, надо было продвигаться вперёд с большой осторожностью, лавируя между впадинами и горами новоявленного лунного пейзажа. К тому же был июль, жара - около тридцати, а нужный мне номер дома - за сорок ! Деваться мне было некуда, длину пути я не представлял, - меня не было в городе больше пятнадцати лет -многое из памяти улетучилось. Пустился я в трудный путь по жаре, по песку, по камням. Последнее предложение навеяло на меня весёлые воспоминания. Был у нас некий замполит по фамилии Попеску. Матросы его иначе, как "по песку по камням" не звали.
           Пока продвигался к цели, вспомнил, что раньше у меня уже была история, связанная с поисками в моём организме проклятой палочки Коха или как там её зовут. На крейсере я жил в каюте с доктором Жорой. Жора был призван из запаса и служил три года. Отслужив положенный срок доктор уехал в славный город Сальск., но через пару месяцев срочно вызвал меня на телефонные переговоры. Он сообщил, что заболел туберкулёзом .Оказывается, когда мы были в море, он выявил матроса,больного этой заразой и вместе с одним санинструкторм лечил бедолагу до прихода в Севастополь. Уже на "гражданке" и у Жоры и у санинструктора выявили туберкулёз. Жора требовал по телефону, чтобы я проверился на наличие этой гадости . Подробностей проверки не помню. Помню лишь финал: я пришёл в гарнизонную поликлинику на рентген . Из кабинета выходит рентгенолог и спрашивает меня о причине моего обращения. "Доктор - говорю -лроверьте, есть ли у меня туберкулёз". Доктор проверил и сказал : " Иди отсюда ! С такой мордой ещё ищешь у себя туберкулёз ! Наглец !".
    Брёл я по этой адской жаре часа два-три, устал чертовски, видок приобрёл тот ещё : морда красная, брюки - по колено в пыли, туфлей не видно. Но, наконец-то, слева от меня началась красивая чугунная ограда, за которой высилось здание в несколько этажей, Пройдя вдоль неё , я увидел нужный мне номер дома, закреплённый вверху вычурной старинной калитки. Сразу же за калиткой на торце здания было крыльцо в несколько ступеней с надписью : "ПРИЁМНЫЙ ПОКОЙ".
Обрадованный достижением последней цели, стоявшей в моём суточном плане, я отряхнул как смог прах
Свердловской набережной с моих ног, вытер в сотый раз мокрым платком разгорячённое лицо и с широкой усталой, но всё равно жизнерадостной улыбкой взошёл на крыльцо. В приёмном покое была приятная прохлада, за стойкой сидела миловидная медсестра.
 "- Девушка. обратился я к ней, протягивая паспорт,- дайте мне, пожалуйста, справку о том , что я не состою у вас на учёте."
 " Я не поняла, какую вам справку нужно ?" Повторяю: "справку о том, что я не состою у вас на учёте." Медсестра попалась какая-то не такая : "Мы таких справок не даём ". "Как же так!- возмущаюсь - везде дают, только у вас не дают!". " Попробуйте обратиться к главному врачу - может быть, он вам чем-то поможет". " Мне не нужно помогать, выдайте мне справку ! . Я никуда отсюда не уйду, пока не получу эту чёртову справку ! " - прорычал я на одном дыхании. После этих моих слов медсестра стремительно вскочила и , опрокинув стул, на котором сидела, скрылась за дверью. Послышался звук поворачиваемого в замке ключа и всё стихло. Я поведением сестры был несколько обескуражен, Подёргал дверь - она была закрыта на замок. Я вышел из приёмного покоя и пошёл вокруг здания. Со стороны фасада, обращённого к Неве ничего примечательного не было , но, когда я зашел с тыльной стороны, обстановка мне показалась странной. Перед зданием толпились какие-то мужики, смотрели вверх и с кем-то переговаривались и перекрикивались. Я поднял голову и увидел на подоконниках облачённых в халаты женщин . Зародившаяся в моём воспалённом мозгу догадка тут же получила вещественное подтверждение : на фасаде огромными (как мне тогда показалось) буквами было написано : " РОДИЛЬНЫЙ ДОМ".
          Мгновенно я всё понял : и почему медсестра не давала мне справку, и почему у неё был такой странный вид, и почему она стремглав выбежала из приёмного покоя, и почему она закрыла за собой дверь на ключ. Да как же не закрыть, если в родильный дом является верзила и требует справку о том, что он здесь на учёте не состоит, да ещё и обещает, что он отсюда без этой справки не уйдёт ! Псих, точно псих ! Вспомнив все детали предыдущих событий, я начал смеяться над собой. Но смех застрял в моей глотке, когда я проходил мимо раскрытого на первом этаже окна : в помешении стояла давешняя сестричка с кем-то раговаривая. Повернувшись в сторону распахнутого окна она увидела меня и , показывая на меня рукой, завопила : " Вот он ! ! ! Вот он ! ! ! " Тут же в окне появился какой-то лысый толстяк в белом халате. Я понял, что мне надо резко исчезнуть, тем более, что в десятке шагов за забором сквозь решётку виднелось одноэтажное круглое здание с вывеской " ПРОТИВОТУБЕРКУЛЁЗНЫЙ ДИСПАНСЕР ".
          Испарившись моментально с территории роддома, я оказался там, куда лежал мой трудный путь - в тубдиспансере. В этом богоугодном заведении я провёл какое-то количество времени,без труда получил нужную справку и, направляясь к выходу, сквозь стекло увидел стоящий возле приёмного покоя родильного дома УАЗ с красной полосой вдоль кузова и надписью на ней : " СПЕЦ. МЕД. СЛУЖБА ". На крыльце перед двумя громилами в белых хапатах оживлённо жестикулировала, что-то рассказывая медсестра. Сучка, справку не дала, а санитаров из дурдома вызвать успела. . .
       Дождавшись момента, когда скорая с санитарами уехала, я, стараясь быть незаметным, покинул диспансер и убрался восвояси. Я понял, что такое НЕДОРАЗУМЕНИЕ. Ещё для меня остался неразрешённым вопрос : если бы меня доставили в сумасшедший дом, то полученную накануне справку аннулировали бы или нет и на учёт бы меня поставили или нет ?