Посреди Ойкумены

Назимов Марат
             
                Из цикла "Античные сюжеты"

 ...Старик, шагавший берегом моря, приподнял край ветхой туники и вытер потное лицо. Отпил воды из тыквенной фляжки и нашел наконец ровное чистое место на полоске светлого песка. Он присел там на дно разбитой амфоры, занесенной песком с неведомых времен, и стал что-то чертить на песке с озабоченным видом. Монотонно и ровно шумело море, с плеском набегали волны, но не добегали до чертежей старика, растекались по песку, пузырясь и шипя белой пеной.
           Он настолько увлекся этой работой, что не заметил  всадников, остановившихся в нескольких шагах от него. Один из них, с красивым и властным лицом, одетый в позолоченные доспехи, легко спрыгнул с коня и сделал повелительный жест своим спутникам. Те спешились и торопливо подошли к нему.
            -Это он? Вы не ошиблись? – Спросил человек в позолоченном нагруднике. – Он очень похож на одного из сумасшедших, любящих бродить в безлюдных местах и особенно – у моря...
            -Это он! Уверяю тебя, базилевс! – Откликнулся один спутников царя. – Сумасшедший или философ –  их трудно порой отличить...
           Царь был молод, полон сил, его переполняли честолюбивые мечты и желания. Подобно своему породистому скакуну, он нетерпеливо перебирал сильными ногами, осматривая морские горизонты и берега. Все здесь принадлежит ему. И будет принадлежать весь мир! Самые сильные страны Европы, кроме дерзкого Рима, уже склонились перед ним, его войска  крушат азиатские орды, в покоренном Египте уже строят новую столицу его империи.
          К нему иногда приводят интересных людей, желающих помочь  советами...Был недавно архитектор, уверявший, что настоящую Столицу Мира нужно строить в другом месте. Он развернул папирусные  свитки с чертежами и рисунками, изображавшими горный хребет с заснеженными вершинами. Середина хребта была обработана неведомыми силами так, что превратилась в гигантскую скульптуру царя, полулежавшего между облаков и заснеженных вершин над просторной долиной, опираясь на левую руку. В ее ладони расположился огромный город с великолепными постройками, в  ладони правой руки, поднятой к вершинам, синело озеро с прозрачной водой,  стекавшей  водопадом в долину...
            -Красиво! – Ответил царь. – Но это в сердце Азии, далеко от моря. Моя столица должна быть на берегу вечношумящего моря! И громадный маяк будет указывать путь кораблям и народам к Столице Мира!...
            -Не забудь же тогда собрать все лучшие книги, написанные народами мира, - ответил архитектор. – Ибо силен тот, кто знает. Если прикажешь, я сделаю проект библиотеки, которая прославит тебя в веках и сделает твою столицу светильником разума для многих поколений.
           -Я уже думал об этом, - с усмешкой ответил царь.- И рад, что услышал от тебя подтверждение своим мыслям...Я соберу не только папирусы и пергаменты, но и соберу под крышей этого храма всех лучших мыслителей. Уверен, что ты не откажешься оказаться одним из них...
   
 
             А сейчас перед будущим владыкой мира стоял нищий оборванный старик, которого называют великим философом. Старик смотрел на царя с оттенком досады в остром прищуре умных глаз. Ему помешали размышлять о чем-то эти суетливые люди...
            -Я помешал тебе?  Ты чертишь что-то непонятное на влажном песке... –Царь нахмурился  и вдруг выхватил меч. – Смотри же! – Он резкими штрихами начертил на песке контуры завоеванных им владений. – Мы стоим сейчас посреди Ойкумены на берегу вечношумящего моря. – Царь ткнул острием меча в свой чертеж.- Вот Нил, впадающий в море, стекая из неведомых далей. Никто не бывал там, никто не знает истоков великой реки и народов, живущих на ее берегах. Я доберусь и туда! А вот Ворота Туманов, открывающие путь в бескрайний Океан. Никто еще не возврашался оттуда, но мои корабли побывают и там! Да, мои корабли обойдут берега всей Ойкумены и у народов, населяющих ее берега, не останется выбора – или покориться мне или исчезнуть с лица земли. Не лучше ли тебе задуматься об этом?
              -Я черчу расположение планет, - ответил старик, покачав головой. – И думаю – почему Солнце, исчезая ежедневно на западе, восходит каждый раз на востоке? Солнце ли вращается вокруг Земли или...она вращается вокруг Солнца?

              - Ты безумец! Теперь я это вижу. – С недоумением ответил царь. – Но я сегодня в прекрасном настроении!   Могу подарить тебе просторный дом с огромным садом, множество слуг и рабов, целое стадо тучного скота...Проси, что хочешь!
            -Вот я и прошу – отойди и не загораживай мне солнце...- Философ махнул рукой. – Я был бы очень благодарен тебе, если ты исполнишь эту просьбу...
            Царь вздрогнул от неожиданного оскорбления, переменился в лице, наливаясь гневом. Он, растоптавший целые народы, мог бы жестоко наказать этого строптивого глупца, не понявшего свое счастье, но...вдруг расхохотался, уронив поводья коня и обхватив его за шею. Он громко хохотал беспечным смехом здоровой молодости, закинув голову и вздрагивая всем телом, изнемогая от этого смеха. Потом утер выступившие слезы и махнул рукой, как бы приходя в себя.
           -Если бы я не был Александром, то хотел бы быть таким, как ты! – Ответил он философу. – У меня много планов и забот, у тебя – тоже. Так не будем же мешать друг другу!
          Он вскочил в седло и умчался со своими спутниками...