Строитель, Искатель, Защитник

Михаил Кречмар
Какой душевный настрой (обычно именуемый в просторечии «ипостасью») я считаю в наибольшей степени достойным уважения в человек?

И совершенно однозначно у меня получилось вот что: способность к строительству. Ипостась «строитель». Не фигурально, морально и социально. А в самом примитивном и низменном смысле. Пришёл человек на землю. Проехал триста вёрст, в поводу лошак с вьюком. Присел у косогора под высокими соснами, запалил костерок, заварил густейшего чая. Зажарил на углях хариуса на палочке. Привязал лошаков на открытом месте, прогулялся по бровке берега. Всё оценил – и возможные размеры паводка, и подмыв берега, и слой аллювия на высокой террасе для пашни/огорода. И тропу столбовую, идущую через перекат. И сосны строевые, удобные для избы/частокола. И направление ветра зимой, хорошо угадываемое по кронам тех же сосен. И место для устройства колодца – чтобы не зависеть от воды из речки в случае прихода лихих людей. И участок, куда расширяться усадьбе – на север, в сторону сухого бора, и на запад – в долину реки.

И вот, оценив все эти, и ещё тысячу и один других признаков, человек развьючивает лошаков, собирает пилу, тесло, два коловорота, вдумчиво проверяет и затачивает топоры – и начинает строиться. На совершенно диком месте, в одиночку, не думая о возможной помощи. Выдумывая на ходу самые невероятные приспособления. Убеждаясь в их непригодности, и выдумывая новые. Укладывая сруб и выставляя частокол.

И когда сруб становится такой высоты, что если его накрыть крышей, он становится пригоден для жилья (нет, до конца строительства ещё много и много времени, и даже главный сруб подымется ещё минимум на пять венцов) – человек испытывает наслаждение, вполне сопоставимое с любовным. Он это сделал. Это его дом, он будет в нём жить, и видеть в нём – только тех, кого захочет сам.

Второе – это, конечно, тяга к искательству и поискам неведомого. Ипостась «искатель». Человек. Которому интересно всё впереди – что за поворотом реки; что за отрогом хребта; почему лист утром расправляется, а вечером сворачивается; отчего ночью на холмах теплее чем в низинах; почему утром вода в заливе зелёного цвета, а вечером - бурого; куда летят стаи птиц на ночлег с озера; отчего небо, если смотришь на него с вершин - филетового цвета, а из низины - голубого… Пробует всё своим опытом, и находит ответы – пусть не всегда правильные. Но базирующиеся на эксперименте.

Да, тут же добавлю – вариант мастерового и изобретателя – того, кто умеет получить металл из добытой руды, сконструировать водяное колесо, наладить кузнечное дело, придумать как соорудить тёплый пол и нары-каны – это комбинация Строителя и Искателя.

Всё прочее – весьма и весьма «от лукавого».

Добавлю – очень любимая многими ипостась «Защитника» для меня гораздо менее однозначна чем эти две. И очень-очень сомнительна. Ибо в если в одном месте человек - «благородный защитник»; в другом он наверняка – «злобный притеснитель» и «мент поганый».