Псевдолюди

Голикова Ася
Помню, как ныло тело, как жгло кожу на местах порезов и ссадин. Помню ярко-алые, а где-то уже и багрово-коричневые следы на стенах - рисунок сумасшедшего художника.
-Я же верил тебе.
Как кошка, свернувшись в клубок, лежала в углу. Пыталась встать. Руки дрожали, приходилось цеплять за полки шкафа и карабкаться по ним. Потом послышался хруст, стрельнуло в правом колене и я опять оказалась на полу, валяясь подобно старой дряхлой псине.
-Дурак, дурак... Я думал, что ты другая, не такая, как все. Что ты настоящая.
Отбросив жалкие попытки встать, перевернулась со спины на левый бок, который болел менее, чем правый, а потом на живот. Тело пробила дрожь - холодный кафельный пол неприятно прилипал к коже, которая отдиралась от него с тихим, но неприятным шуршанием. Как засохший бумажный скотч от катушки.
-Весь труд - коту под хвост. Два века развития технологий. Мои десять лет работы, записей, подсчетов - сжечь, сжечь, сжечь. Бросить все и забыть раз и навсегда.
Ползла прямо к нему. Ползла, подтягиваясь только правой рукой. Левая, вывихнутая, безжизненно тянулась вслед за телом, хотя каждое неловкое движение отдавалось в ней пульсирующим эхом боли. Приходилось отталкивать правой рукой и мусор с пола - осколки колб и пробирок, рваные листы диаграмм и книг, щепки сломанных стульев. В порезе на ребре ладони скапливалась пыль и стеклянная крошка, от чего пальцы потихоньку немели.
-Шестнадцать лет разработок и экспериментов, миллионы образцов, и наконец ты - ни одной лишней родинки, никаких дефектов, точность в исполнении на 99,98%, и все - не то.
Я последний раз подтянулась, поджала ноги и обняла его здоровой рукой за колени, спрятав лицо в его опущенную ладонь. Чуть погодя он по привычке начал гладить мои волосы. От него пахло химическими растворами, названия которых я никак не могла вспомнить, и от этих запахов у меня закружилась голова.
Внезапно он вскочил со стула и упал передо мной на колени. Я видела его лицо - чуть постаревшее, в тонкой сеточке морщин, розоватое от прилившей крови, но сухое - он не плакал. Он вообще не умеет плакать и никогда не мог.
-Почему ты меня обманывала? - тихим и спокойным голосом спросил он.
В моем горле был ком из слюны, пыли и крови, но все же я ответила ему так же и спокойно:
-А разве ты не хотел, чтобы я тебя обманула?
Это была не наглость. Это была истина - его истина, которую я чувствовала день за днем, покуда сама говорила только правду.
Опустив голову, он медленно наклонился вперед и положил голову мне на грудь - касание отдалось во всем больном и измученном теле как удар кувалды, но я не дрогнула. Осторожно, чтобы не проткнуть спину очередным осколком, я легла на пол, легонько потянув его за собой. Он лежал на мне, пока я ласково гладила его по шее, плечам, шепотом отвечая на все его не заданные вопросы.
-Ты отлично знал, что я не удалась. С самого начала. 100% точность - это идеальная точность. А идеалы как раз меньше всего похожи на образцы. Парадокс клонирования! Создавая идеального клона, вы лишали его возможности становится человеком. Вы отрезали его от пути развития и совершенствования, превращая его в пустую кукольную оболочку.
Когда я только появилась, ты сказал, что я - не она. Я другая. И любил ты ее, не меня. А знаешь, как мне хотелось быть любимой тобой? Думаешь, мне было легко претворяться ей? Ни капли. Но ты сам того хотел, желал слышать эту ложь. Ты пытался, я пыталась, но все равно я оставалась похожей на нее только лишь телом и воспоминаниями. "Сотворенное Богом и слепым случаем не может быть воссоздано человеком, сколь точно не был бы воссоздан генетический код" - так ведь писал кто-то из твоих коллег? Да ведь я даже не человек - всего-то жалкий клон. Она мертва. Ее документы не действительны. Я могу думать, вести себя подобно ей, но ее семья никогда не примет меня. И ты не примешь. Ни одна собака или самая забитая кошка не подойдет ко мне, не дастся в руки. Я чужая этому миру, как и те миллионы, что вы уже успели переродить. Ты не должен был создавать меня и позволять жить.
Во рту пересохло. Сглотнув, я тут же почувствовала, как приливает кровь к шее.
-Малыш, отпусти меня, - чуть отталкивая, прошептала ему я.
-Что?
-Отпусти меня. Началась регенерация и, если ты меня не отпустишь, может случится казус.
Он послушно встал. Растянувшись на полу, я уснула на полчаса. Во время этого сна срастались треснувшие кости, восстанавливались поврежденные органы, возвращался тонус мышц и затягивались ранки. Организм выталкивал из себя весь сор, осколки и занозы, очищал кровь, рассасывал тромбы и синяки. Когда я пришла в себя, то о перенесенных мной травмах не говорило ничего, кроме вывихнутой руки - почему-то смещения и вывихи, пускай и являлись механическими повреждениями, не поддавались самовосстановлению.
Он подошел ко мне, когда заметил, что я уже проснулась, и помог встать. Один из сервботов подъехал и протянул мне халат - остатки старой одежды осторожно срезали и выбросили, потому я была абсолютно нагая. Приятно было одно - воздух прогрели, не было так мерзко холодно. Натягивать халат из-за вывиха было неудобно - левая рука никак не хотела лезть в рукав. Он мягко взял ее, осмотрел:
-Вывихнула?
-Угу. Не поддается восстановлению, как знаешь.
-Давай вправлю. Будет больно, уж извини...
Его руки были теплыми - рецепторы блаженственно позволили расслабиться обновленному телу, слепо доверившись. Резкий рывок, глухой щелчок, мгновенная вспышка боли -
теперь я снова целая. Идеальная.
Он усадил меня на диван - старый с порванными подушками был убран и заменен на новый. Комната была чистая, прибранная. Сервботы бесшумно завозили мебель и цветы. Когда последний маленький сервбот поставил фоторамку на придиванную тумбу и выскочил, я все же решила нарушить первой вязкую тишину.
-Удали меня, - повернувшись к нему, выдавила я из себя. Он долго смотрел куда-то вперед, словно сквозь стены видел что-то манящее, привлекательное, пока не перевел взгляд на меня. Глаза у него чуть блестели, словно бы от влаги. Не было уже розового оттенка на щеках, запаха раствором - но зато блестели глаза.
-Даже не подумаю.
Он притянул меня за руку к себе и крепко обнял, начал нежно гладить по голове, успокаивая меня прежде, чем я загорюсь.
-Я не хочу уничтожать то, что создал, как не хочет художник рвать свою любимую картину. Ты моя картина. Но с тем отличием, что теперь я не хочу делать из тебя ту, что когда-то любил. Я... Но я хочу сделать тебя счастливой. Если не человеком, то хотя бы клоном, который проживет долгую насыщенную жизнь.
-А если для счастья мне нужно будет стать человеком?
-Значит, буду делать из тебя человека, не смотря ни на что.
-Глупо... и невозможно...
-Возможно.
-Не буду спорить. Но если это будет причинять боль?
-Ни одно счастье не приходит путем безболезненным.
В ответ я могла только усмехнуться и закрыть глаза. Он абсолютно ничего не понимал. Нельзя сделать из клона обычного человека, об этом знают все. Несколько веков уже идут работы по клонированию - да, 95-98, иногда - 100% точность клонирования, но мы - псевдолюди, в нас все равно не хватает чего-то особенного, своеобразного, что есть только у рожденных. Кто-то говорит о душе, кто-то о взращенной в течение долгих лет индивидуальности, суть одна - искусственная жизнь.
Псевдолюдей на планете много. Они, подобно своим прототипам, учатся, работают, ходят по магазинам. Каждый пятнадцатый в толпе - плод работы ученых. Есть
лоны-художники, клоны-космонавты, клоны-водители. Они заводят семьи, влюбляются, имеют право голоса на выборах. В одной из стран клон даже был выбран президентом. Все как у обычных людей, только ищут они глазами, где бы они ни были, в окружающих что-то такое, свойственное лишь подлинному живому. Ищут, ищут, но все равно не находят...
От подобных мыслей всегда нападает безумная тоска. С этим нельзя смириться, как нельзя смириться с потерей руки - сколь бы ни был хорош протез, нет-нет да и взгрустнется: а когда-то была у меня своя рука...
-Малыш, не грусти.
Он легонько поцеловал меня в затылок.
-Я сама знаю, как это тяжело - жить, понимать устройство мира, но умереть, так и не поняв, что же в нас не то.
Услышанное тогда сковало меня. Он по-прежнему обнимал меня, но реальный мир ускользал от моего сознания. Ученый-клон, создавший клон своей жены? Так вот откуда такая требовательность! Все стало вставать на свои места - погоня за точностью, полное вживление воспомнаний от начала и до конца, взращивание нужного характера. Если бы это получилось со мной, то он бы понял, как поступить с собой. Он хотел создать человека из клона, и низверг себя в бесконечный круг.
-Так ты сам - псевдочеловек?
Он скорчил недовольную гримасу, выражая всю свою нелюбовь к этому слову.
-Я клон, но не псевдочевлоек. Мы такие же, как и все, пойми это, просто обременены своим происхождением. Мы думаем о нем, как о проклятии или недостатке, но ведь наши прототипы были рождены, а мы созданы из их клеток - значит, и мы когда-то были рождены. Вместе с ними!
-Но ведь это не так...
-Это так! - воскликнул он и я в испуге выскользнула из его объятий. Он рассерженно смотрел на меня несколько секунд, но потом отвел глаза и продолжил, сдерживая себя. - Дорогая, пойми - это абсолютно не важно. Разве ты хотя бы догадывалась раньше, что я - не человек?
-Нет, - уныло ответила я.
-А почему? - с блеском в глазах спросил он. - Ты сможешь сказать, в чем отличие человека от клона?
-Ну, ты... ты вел себя вполне естественно, - пробормотала я. Мельком бросив на него взгляд, я начала лихорадочно искать другой ответ. В чем, в чем же его отличие от других клонов? Дело не в физиологии - уж это было точно как у людей. Социальное, политическое место роли не играет. Значит, причина где-то в психологии. Не в выражении чувств, ни в речи, ни в поведении. Ответ где-то рядом, на поверхности, но и одновременно в глубине. В самом нем, в его мыслях...
Озарение пришло мгновенно. Он думает, что он - человек. Даже не так - он это знает. Долгое самовнушение, вот в чем причина. Если здоровый человек думает, что он болеет, то он становится больным. Если думать, что все собаки злые и кусаются, то боязнь и страх точно будут где-то рядом. Если внушить себе, что ты - человек, то клонирование будет лишь продолжением прерванной жизни...
-Ты считаешь себя человеком, так? - спросила я, он же мягко улыбнулся мне в ответ.
-Когда клона выводят из анабиоза, ему первым делом говорят: "С днем появления. Вы клон такого-то человека. Он пожелал, чтобы вы появились и продолжили его дело." Но я собой поступил иначе.
Обычно клонов создают после смерти оригинала или истока - второй термин мне больше по душе. Я же был создан еще при жизни своего истока. Я тот не мог позволить себе и своим коллегам медлить - один-единственный лень простоя работ стоил очень много. Когда я пришел в себя, мой исток сказал мне: "Ты - это я, и никак иначе." Ты ведь знаешь, я очень быстро начинаю верить в то, что говорю сам. Я моментально возвел его слова в ранг истины. До самой его смерти - а умер исток через четыре недели - я сидел в его персональной лаборатории, проводя вместе с ними исследования, изучал предоставленные им данные и результаты, чтобы не отставать от работы. На следующий день после его похорон я вышел и отправился в сам центр. Коллеги были слегка удивлены, потому как я не выходил вместе с истоком, но восприняли мое появление как должное. Обидно, что мой исток не дожил всего трех дней до открытия.
-Ты про запуск последствий радиационного излучения вспять?
-Да, именно про него. И мой исток, и его жена попади под излучение и скончались с разницей в день. Если бы не столь ранняя кончина - по оценкам врачей они оба должны были прожить на 381 час дольше - то не было бы нужды в нас. И, собственно, мы почти на месяц их моложе, потому и ты, и я живы. Все еще живы, хотя могли бы и умереть.
На этом он замолчал. Где-то в соседней комнате зазвонил телефон, и сервбот-автоответчик все сказал за нас. Мысли крутились в моей голове, и я искала ту одну, которая выстроила наконец все в ряд.
-То, что со мной произошло, аналогично предсмертной агонии? - снова разрывая тишину, спросила я.
-Да, тело все еще считало, что должно погибнуть. Сработал рефлекс памяти. Человек бы умер на твоем месте, и спас тебя только встроенный механизм регенерации.
Он достал сигарету и закурил. Он долго тянул свою сигарету, неторопливо пуская колечки дыма в потолок, которых я про себя считала - их было 29. Мне вспомнилось, что 29 ген отвечает у человека за способность чувствовать, анализировать свои воспоминания и строить на их основе "планы на будущее" - что делать, что не делать...
Докурив, он встал и помог мне тоже подняться. Оглядев комнату, он подошел к шкафу у двери и вытащил оттуда одежду.
-Оденься, пожалуйста. Нам скоро уходить. Не думаю, что в халате тебе будет уютно лететь в самолете...
-Куда?
-Куда-нибудь. Я пока еще не решил. Мы уедем отсюда - моя ученая деятельность окончена. Нам пора начинать обычную человеческую жизнь...



Честно говоря, мне было очень трудно тогда её обманывать, но у меня не было другого выбора. Люди в принципе долго привыкают к клонам своих родственников и близких, и я - не исключение. Тем не менее, эта ложь сделала ее настоящей. Все оказалось так просто. Соврать, что я умер и посадил вместо себя клона, сыграть на чувствах - и перед вами человек. Не копия, не клон, не псевдочеловек. Она живее всех живых, и уж я не знаю, действительно ли дело в самовнушении - быть может, просто я после того дня стал видеть ее иначе? Или факт того, что она могла умереть, заставил ее ожить? Я не имею ни малейшего понятия. Человек остается для меня загадкой, хотя я приблизился к ответам ближе всех.
Подобно богу, я сотворил человека. И не раз.
Я не знаю ничего о людях, но зато знаю много другого: после того дня я никогда ей больше не лгал. Я никогда не любил никого сильнее, чем её. И нет никого более настоящего, чем она.