Забор..

Джу Джулия
Это был самый обычный забор. В крупную металлическую сетку. И разделял он два мира: тот, который существовал ПЕРЕД этим забором, и тот, который существовал ЗА забором. Перед забором располагалось престижное высшее учебное заведение, часть этого мира, выпускники которого имели все шансы хорошо устроиться в жизни, и завершить ее в благополучии. Кроме этого, у большинства учащихся были полные или почти полные семьи, но, как это бывает, немногие ценили по-настоящему это свое счастье.

За забором была расположена школа-интернат для детей-сирот. У этих детей не было семей. Вернее, у многих из них были родители-наркоманы, алкоголики, родители, отбывающие срок в местах лишения свободы. Были те, кто отказался от своего ребенка еще в роддоме. Были и умершие родители. У некоторых детей умерла мама, а отец, женившись на другой, под давлением этой самой другой, отдавал своего сына или дочь в детский дом.

Как бы эти люди ни оступились в жизни, дети их любили и ждали. Все считали, что детский дом - это не навсегда, что у их родителей временные трудности, и что они обязательно заберут их оттуда. Детская любовь была так безгранична, а дети так преданны своим родителям, что в детские головы не приходили никакие другие мысли. Родителям тяжело, их нужно понять..и ждать.

Даша спешила на первую пару, как вдруг ее кто-то окликнул:
- Тетя! Тетя!
Она сначала не обратила на это внимание, но крик повторился:
- Тетя!
Остановившись, Даша посмотрела в сторону, откуда раздавался крик. За забором, прижавшись к нему лицом, стоял мальчик лет семи.
- Тетя, можно тебя? - повторил он.
- Что ты хотел? - Даша подошла ближе к забору.
- У тебя есть конфетка? - просто спросил он.
Даша растерялась.
- Нет, сейчас с собой нет. А ты откуда? Где твоя мама? - спросила она.
- Вон оттуда, - мальчик махнул рукой в сторону здания позади него, немного скрытого деревьями.

И тут только Даша вспомнила, как кто-то ей говорил, что это детский дом.
- Как тебя зовут? - спросила она.
- Паша, а тебя?
- Меня Даша.

Мальчик немного помолчал, потом произнес, кивнув в сторону здания института:
- Ты туда идешь?
- Да, туда.
- Не опаздываешь? - участливо спросил он.
- Опаздываю, - вздохнула Даша.
- Что же ты стоишь? Беги скорее!
- Да, уже нужно бежать...Знаешь что? Я дам тебе немного денег, а ты купишь себе конфет, договорились? Ты сможешь где-то купить их?
- Да, у нас возле детского дома есть маленький магазинчик, - ответил мальчик, и добавил:
- Спасибо.
 
Весь день у Даши не выходил из головы Паша. То, как он попросил конфетку, и она почувствовала, как сильно ему хочется эту самую конфетку. Вспоминала она и то, как искренне он поинтересовался, не опаздывает ли она в институт.

На следующий день Даша специально вышла немного раньше из дома, и, подойдя к забору, стала выглядывать его. Но мальчика нигде не было. Не удивительно, у них ведь там какой-то распорядок дня должен быть. А вчера он, наверное, просто сбежал.

Но на следующий день Паша стоял на том же самом месте за забором, и ждал ее.
- Привет, - радостно крикнул он.
- Привет, Паша, как ты?
Вместо ответа мальчик протянул руку сквозь сетку забора. В маленьком кулачке, когда он разжал его, оказалась шоколадная конфета "Гулливер".
- Это тебе, - сказал он.
- Почему ты даешь ее мне? Ведь я сказала, чтобы ты купил конфеты себе, - удивилась Даша.
- Я и купил, - улыбнулся мальчик, - Потом я дал несколько своей младшей сестричке, а эту, самую вкусную, я сохранил для тебя. Бери, тебе понравится.

- Спасибо, мне очень приятно, - Даша вяла конфетку, - Скажи, а тебя отпускают сюда?
- Нет, я сам, без разрешения..до завтрака, - протянул Паша, и, насупившись, добавил:
- Только ты не выдавай меня, ладно?
- Хорошо, только дай мне обещание, что больше ты никуда не будешь уходить, - Даша попыталась придать своему голосу строгий оттенок.
- Обещаю, - серьезно ответил мальчик, и добавил, - Буду приходить только сюда!
Даша улыбнулась.
- Смотри, заругают..
- А я никому не буду говорить, вот и не наругают, - хитро заулыбался он, - А сегодня ты не опаздываешь?
- Нет, я специально раньше вышла из дома.
Паша немного переменился в лице - сочетание печали и нежности заструилось во взгляде.
- Дом, - мечтательно произнес он, - У тебя есть мама и папа?
- Да, мама и папа, - Даша сказала о таком обычном для нее, а мальчик смотрел так, как будто она говорила о чем-то Волшебном...

Вдруг он мечтательно улыбнулся и произнес:
- У меня тоже есть папа..и мама.., - он немного помолчал задумчиво, и продолжил:
- Моя настоящая мама умерла, когда я был еще совсем маленьким. Но у меня остался папа и сестричка, она еще маленькая. У папы новая жена, значит, она мне тоже мама, а у них родился маленький сынок, мой братик. Когда-то они брали меня к себе и мы ездили на дачу - было тааак здооорово.., - Паша замолчал, мечтательно устремив взгляд куда-то вдаль, за горизонт, которого не было видно за деревьями. Наверное, он снова переживал те события, когда провел немного времени в кругу семьи.

- Почему они забирали тебя только один раз? - спросила Даша, задавив в себе вопрос о том, почему они вообще отдали его с сестрой в детский дом.
- У них же маленький сынок, мой братик, - понимающе произнес Паша, - Им тяжело, наверное...Может, они заберут меня на лето к себе.
В голосе мальчика была надежда, и в то же время печаль.
- Знаешь, какой у меня хороший папа? Он все может - и машину водит, и дрова рубает, и шашлыки вкусные жарит, - продолжил восхищенно мальчик, и вдруг неожиданно добавил:
- Даша, а ты можешь как-то взять меня к себе домой на один только денек?

Сердце Даши сжалось.
- А тебя отпустят к незнакомым людям?
- Какая же ты незнакомая? Ты - Даша, - нежно произнес он.
Девушка улыбнулась.
- Хорошо, я сегодня после занятий зайду к твоей воспитательнице и поговорю.
Мальчик засиял.
- Ура! Спасибо, Даша...

Даша выполнила свое обещание и зашла в школу-интернат. Она никогда раньше не была в подобных местах. Пройдя по зданию самой школы, она отметила про себя, что оно вполне прилично выглядело внутри. Но когда она прошла в корпус, где жили дети, у нее заныло сердце. Старое здание, очень неуютно спланированное как для пребывания детей. Очень узкий коридор заканчивался детскими спальнями на несколько человек. Где-то посредине этого узкого коридора на каждом этаже располагалась прямоугольная игровая комната. Там был телевизор, игрушки..но как же было тоскливо и неуютно в этих корпусах и игровых комнатах. А ведь в этом корпусе на разных этажах жили дети от мала до велика. Только совсем маленькие жили в другом корпусе для малышей.

Даша нашла воспитательницу Паши и представилась, объяснив, зачем пришла. Та спокойно сказала ей, что это, в принципе, возможно, только пусть сначала возьмет его несколько раз погулять в городе, оставит свои координаты ей, воспитательнице, в том числе и название факультета и номер группы, где учится в институте. Ну, и, конечно, после того, как разрешит директор.

- Но, вообще, зачем это вам нужно? - добавила она, - Дети привязываются, потом скучают...

Даша не знала, зачем ей это было нужно. Она просто не могла отказать ребенку.

И вот настал тот день, когда Даша взяла Пашу к себе домой. Она не переставала удивляться. Было абсолютное ощущение, что это домашний ребенок, что он никогда не знал жизни в детском доме. Он смотрел в окно автобуса и, не переставая, рассказывал что-то Даше. Потом расспрашивал ее о ее родителях, о коте, который жил с ними.

Уже у нее дома он абсолютно трепетно относился ко всему, что видел вокруг: ее родителям, к коту, даже к мебели и посуде. А когда встал вопрос, кому ложиться спать на диване, а кому на раскладушке, серьезно сказал:
- Ты, Даша, ложись на диване, а я будущий мущина, - так и сказал - муЩина, - Лягу на раскладушке.
Потом он пошел выключать свет, а по дороге заботливо поправил Дашино одеяло.

- Даша, можно я возьму поиграть эту игрушку? - спросил Паша утром, вертя в руках оригинальную игрушку, - Всего только на один день..
- Бери, конечно..


Через два дня Паша опять ждал ее возле забора. Только сегодня он смотрел, потупившись, в землю. И не поднял глаза даже тогда, когда Даша подошла к забору и окликнула его.
- Пашка, у тебя что-то случилось? Почему ты такой грустный?
Мальчик молчал. Даше пришлось перечислять все возможные причины, и буквально "клещами" тянуть из него ответ. Наконец, перечислив все, что пришло ей в голову, она вспомнила об игрушке:
- Паша, может, дело в игрушке?
Он кивнул головой, так и не подняв глаз.
- Что же с этой игрушкой?
Он шмыгнул носом и произнес:
- У меня ее отобрали..
- Кто? Мальчишки?
Он кивнул.
- Прости меня.., - с трудом выдавил он.
- Да бог с ней..тебя хоть не били?
Он замотал головой.
- А если я попрошу воспитательницу найти ее, она сделает это?
- Никто уже не найдет эту игрушку, - обреченно и со знанием дела сказал Паша.
- Ладно, не расстраивайся, - Даша просунула руку в сетку забора и погладила мальчика по голове, - Не было бы большего горя.

Потом у нее началась сессия, и сдача зачетов и экзаменов полностью поглотила Дашу. Некоторое время девушка не видела своего маленького друга. А когда немного освободилась, стала выглядывать его возле забора. Но его не было. Наверное, он приходил, а потом ему надоело, и он перестал, подумала она, уже собираясь пойти прямо в школу-интернат и там увидеть его. Вдруг она заметила вдалеке девочку примерно такого же возраста, как ее Паша, и окликнула ее:

- Девочка, можно тебя на минуточку?
Когда девочка приблизилась к забору, Даша спросила:
- Ты знаешь Пашу?
- Никитина?
- Да.
- А вы кто ему?
- Очень хорошая знакомая.
- А как вас звать?
- Даша.
- Ага, значит, это вам он просил передать, что он в больнице.
- А что с ним?
- Воспаление легких было, кажется. Он просил вас прийти к нему.
- А давно он просил?
- Да, как забирала его туда скорая помощь. Так и сказал: "Возле забора утром до завтрака передай Даше, чтобы пришла ко мне.." Я приходила сюда, но вас никогда не было.
- Да, у меня была сессия, и я не ходила тут в это время, - грустно сказала Даша, - Спасибо тебе, девочка, я обязательно проведаю Пашу.

Когда Даша пришла в больницу, мальчик уже шел на поправку, и даже успел надоесть медперсоналу своей подвижностью и непослушанием.
- Что же ты не слушаешься? - с укором спросила его Даша.
- Мне так надоело лежать весь день на кровати, так хочется побегать, я уже хорошо себя чувствую..а здесь ничего нельзя.
- Ну, это же больница...

Прошло какое-то время, и Даша закончила институт. Вместе с окончанием института в ее жизни произошли серьезные перемены, связанные с переездом в другой город. Связь с Пашей оборвалась на долгих восемь лет...


Через восемь лет Даша вернулась в свой родной город, и через некоторое время в дверь ее квартиры раздался звонок. На пороге стоял подросток, в котором она не сразу узнала Пашу. Одет он был в полунищую неаккуратную одежду. На ногах у него были ботинки не по размеру.
- Паша.. - только и смогла вымолвить она, отступая в глубь прихожей, и давая возможность ему пройти.
- Здравствуй, Даша, - произнес он, потупив взгляд в пол, как он это делал и раньше, когда был чем-то расстроен, или когда чувствовал себя виноватым. Ему явно было неудобно перед ней за свой внешний вид.
- Как ты меня нашел?
Пашка улыбнулся.
- Я тебя случайно увидел, пошел за тобой, увидел, как ты вошла в этот подъезд, а потом спросил возле него у одной женщины, она и подсказала.
- Почему не подошел ко мне, не окликнул?
Потупившись, он молчал. Даша поняла, что Паша просто не решился подойти к ней.
- Проходи в комнату, - пригласила она.
Но он не двинулся с места.
Сердце защемило.
- Где ты живешь?..
- У тетки, маминой сестры..Даш, мне в училище сказали, если не куплю общую тетрадь для занятий, меня выгонят...
Даша достала кошелек и деньги из него...


Через два года в дверь Дашиной квартиры позвонили. На пороге стоял стройный парень выше среднего ростом. Это был Паша. Он был аккуратно подстрижен и одет.
- Пашка..
- Здравствуй, Даша, - Паша прошел в комнату и сел перед включенным телевизором. Какое-то время он сидел молча, как будто был полностью поглощен происходящим на экране. Потом стал рассказывать:
- С трудом я закончил тогда училище. Денег не было. Тетке я не был нужен. Но все-таки как-то закончил. Случайно попал в ремонтно-строительную бригаду, там меня многому научили. Стал зарабатывать деньги. Купил себе все необходимое. Мне дали неплохую комнату в общежитии..
- Молодец, - улыбнулась Даша.

Пашка помолчал, а потом точно так же, как в детстве, поднял на нее глаза, и спросил:
- Даша, у тебя есть что-то сладкое?
- Сейчас, подожди, - Даша встала и прошла на кухню.
Вернувшись, она протянула ему руку, в которой была..конфета "Гулливер".
- Держи, я ее купила для тебя..
В Пашкиных глазах мелькнула улыбка, ведь она не могла знать, что он придет именно сегодня.

Еще он рассказал ей, как однажды, вернувшись с работы, увидел у себя в комнате на кровати новенькие кроссовки. Удивившись, он спустился к вахтерше, чтобы спросить, кто приходил к нему. Та сказала, что приходил мужчина, который назвался Пашиным отцом, что он и теперь здесь, ждет его на улице, на лавочке.

Паша выглянул в окно и увидел мужчину, очень похожего на него. Попросив вахтершу ничего о нем не говорить, он быстро вышел через задний вход общежития. Он ходил и ходил по улицам города, и перед его глазами промелькнула вся его недолгая жизнь. То, как он ждал каждую минуту, что его заберут домой. То, как понял потом и осознал, что его никогда не заберут. Он вспомнил, как любил и ждал отца многие годы. И теперь любовь к нему и отторжение его боролись в Пашиной душе.

- Знаешь, Даша, я так и не смог к нему подойти..А когда вернулся поздно вечером, его уже не было.., - закончил Паша свою историю.