Каждый день, день за днём

Степан Книгов
     ...Конечно, я уже не тот, каким был много лет назад. К семидесяти годам я отрастил живот, сдерживать рост которого был не в силах ещё лет в сорок, а вскоре увидел свои первые седые волосы. По-началу, конечно, переживал, а потом даже посмеялся - в зеркале я сам себя дразнил "дедок". Мне нельзя употреблять некоторые виды продуктов (фисташки, мучное и шоколад), в связи с приобретёнными к старости болезнями, и я практически не пью алкоголь. Но это тоже неплохо - проклятым фисташкам без трещинок я больше не желаю гореть в аду, от мучного нет ощущения проглоченного мяча, а шоколада я съел за всю жизнь столько, что должен был уже слипнуться. Но зато, как и прежде, я обожаю варить кофе и смаковать его, сидя у окна. Вот и сейчас, находясь на кухне со своей внучкой, я варю нам ароматный напиток и разговариваю с ней обо всём. Пока я стою у плиты, она сидит на мягком стуле, задрав ноги, и молча смотрит в окно на улицу.
- О чём думаешь? - Спрашиваю я.
- Не люблю осень... - Не поворачиваясь ко мне, отвечает она. - У меня всё время депрессия в это время года.
     Вода в турке начинает покрываться на стенках пузырьками. Я слегка кручу ей по плазменной плоскости плиты, что бы "оживить" застывшую воду.
- А какое время ты любишь?
- Не знаю... лето!.. - Вздохнула она и повернулась ко мне. - Скажи, деда, зачем придумана осень?
     Любознательность моей 11-летней внучки напоминает мне мою молодость, и разговор с ней об этих вещах возвращает меня в прошлое, полное вопросов. Когда-то и мне самому было крайне необходимо получить ответы.
- Ну, например, для контраста. Посмотри-ка сюда.
     Я достал маленький карманный компьютер - изобретение прошедших лет, в котором я ещё успел разобраться, в отличии от современной техники. Включив на панели кнопку пуска, в пространстве появилась голограмма. Отобразив содержимое памяти, я извлёк двухмерную фотографию и спроецировал изображение в пространство возле окна. В образовавшемся слегка затемнённом поле-дымке появилась картинка - автомобиль, стоящий на мокром, усыпанном жёлтыми осенними листьями, асфальте.
- Ну как, видишь? - Картинка плавно покачивалась в воздухе, переливаясь насыщенными цветами.
- Какой-то древний автомобиль в лесу. Это где?
- В Выборге. Красиво?
- Угу... - Она задумчиво улыбнулась и пальцами коснулась голограммы. Изображение слегка увеличилось так, что стало можно  рассмотреть детали поближе. - Дождь, асфальт мокрый, бррр... Красиво как! Листья как золото.
- Это мой первый автомобиль. Он ездил только по земле и на бензине.
- Смешной, - улыбнулась внучка. - И как вы так ограниченно передвигались раньше, даже представить не могу. Дедушка, а что для тебя осень?
     Пока она разглядывала картинку, я разлил нам кофе по маленьким, шоколадного цвета, кружкам - ей больше сливок, а себе сделал крепкий, сверху присыпав корицей.
- Осень? - Я присел рядом. - Осень для человека целый мир. Но мир каждого человека - он свой.
     Я отпил маленький глоток. Посмотрел в окно - дождливые тучи быстро бежали по небу, оставляя мелкие вкрапления капель дождя на стекле.
- Осень может быть вдохновением. Когда-то осенний дождь послужил мне мотивом к песне, написанной твоей бабушке, - вспомнил я.
- Правда? Хи-хи, деда, ты лунатик! - Засмеялась внучка. - Вот бы мне кто-нибудь написал песню!
- Напишет, - заверил я. - Или ты напишешь! Осень может научить нас смотреть на вещи с другой стороны. Всё имеет бесконечное множество многообразных сторон.
- Дедушка, ну что может быть хорошего в осени?! - Шумно отпила кофе внучка, взяв со стола кусочек сыра. А я обратил внимание, как вдали бесшумно пронеслись поезда на магнитных подушках, оставляя, как метеоры, следы своих ламп в движении.
- Знаешь, если бы я кому-нибудь вначале 2000-х рассказал о том, что я сейчас вижу, мне бы никто не поверил. Так же, как и ты не поверишь в то, что будет лет через пятьдесят. А хорошего в осени ровно столько, сколько хорошего есть в тебе. Всё просто.
- Да? А как узнать, сколько во мне хорошего?
- Ты сама выбираешь. Что хорошее, а что плохое - решает сам человек. Хотя, если честно, ни того, ни другого нет.
- То есть как - нет?
- Очень просто. Твоя мама однажды встретила твоего папу, это хорошо?
- Хорошо!
- Как-то раз, они разругались так, что не поехали в совместное путешествие. Это хорошо?
- Плохо!
- Но там, где они должны были отдыхать, произошло сильное землетрясение.
- Да... Хорошо, что они остались дома!
- А дома твой папа сломал ногу.
- Плохо!
- А когда лечился, изучил программирование, а потом его пригласили на работу в Сколково, потому что специалистов по таким программам очень мало.
- Хорошо!
- Так что же тогда есть хорошее и плохое?
- Не знаю, - тут она развела руками и сделала нарочито задумчивое лицо.
- Загрузил я тебя, малышка, - посмеялся я.
- Нет, мне интересно! Но как же тогда быть? Если на улице противный дождь, если хмурое, пасмурное небо... - Сморщилась внучка.
- Это с одной стороны. А с другой? - Я достал маленький фотоаппарат, который одевается на кисть руки. Направил в сторону окна, навёл объектив на небо. Рядом появилось голограммное трёхмерное изображение, отображающее миниатюрный вид пространства, на которое я направил сканирующие лучи. Сделав снимок, я слегка подретушировал получившуюся картинку, отрегулировав экспозицию, придав тучам контраста и цвета.
- Ух ты, класс... Не думала, что небо может быть таким вот, - внучка завороженно смотрела на трёхмерную фотографию, плавающую в воздухе.
- Мы его таким сделали, сами. Точно так же, мы можем что-нибудь делать с окружающими нас вещами. Просто извлекая из них что-нибудь интересное и полезное.
- Но ведь это не по-правде, - справедливо заметила внучка. - Оно ведь совсем другое!
- Небо совершенное. Мы его видим хмурым, а вот, например, посмотри как веселятся чайки - для них ветер это парк аттракционов! В мире всё совершенно. Нам нужно только увидеть это. Видеть и пользоваться тем, что по душе. Мы видим не реальность, а своё восприятие реальности. То есть, не глаз смотрит, а ты смотришь. Понимаешь?
- Эээ... не очень...
- Хорошо, смотри. Холод существует? - Я вспомнил старую притчу.
- Холод? Конечно!
- Нет, - улыбнулся я. - То, что мы считаем холодом, на самом деле - отсутствие тепла - абсолютный нуль, минус 273 градуса Цельсия. Мы создали слово "холод" для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
- Хм... - Она задумчиво посмотрела на меня.
- А темнота существует? - Спросил я.
- Хе-хе, не знаю, - сообразила внучка.
- Тоже нет, - сказал я. - Можно измерить различные длины волн каждого цвета, подсчитать его количество. Но не темноту - темнота совершенна. Темнота - это просто слово, описывающее отсутствие света. Так и твоя осенняя депрессия - она вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Это просто отсутствие в тебе радости.

    Кряхтя, я подошёл к холодильнику, достал от туда бутылку газированного лимонада. Тут же, с кухонной полки, взял несколько разных стаканов - жёлтый, красный, чёрный, белую кружку, пивной бокал. Потом разлил воду из бутылки по кружкам и повернулся к внучке, которая с интересом смотрела на меня.
- Скажи, что ты видишь? - спросил я.
- Разноцветные кружки, - сказала внучка.
- Что в кружках?
- Лимонад! - Она подошла ко мне и заглянула в кружки. - Можно попить?
- Ага.
  Она секунду колебалась, выбирая подходящую для себя кружку, и, выбрав маленький полупрозрачный жёлтый стакан, немного отпила.
- А попробуй из чёрной, - предложил я.
- А какая разница? - Та взяла чёрную кружку и выпила из неё. - Тоже самое.
- Верно. Вкус лимонада не меняется от цвета и размера кружки. Если ты закроешь глаза, то для тебя вообще потеряет смысл из какой кружки пить. Так?
- Так! - Кривлялась она.
- И в жизни так: цветные стаканы это внешняя оболочка - вещи, окружающие нас: одёжка, посуда, куклы Барби, внешность. А лимонад - это сама жизнь, её духовная составляющая, твой внутренний мир и напиток, который мы сами себе делаем. А в какую бы кружку мы не разлили лимонад, его вкус не изменится.

     Мы снова сели за стол. Внучка запрыгнула на стул, задрав ноги, я же спокойно сел рядом. Форма стула автоматически подстраивается под тело человека так, что бы сделать ему максимально комфортно - ортопедический электронный стул, повсеместно используемый практически всем населением планеты, очень удачное, особенно для стариков, изобретение. Электронные вибромассажёры приятно щекотали мою спину, я расслабился и подумал о предстоящей экскурсии своей внучки.
- Когда у вас лунная экскурсия?
- В пятницу. Учитель сказал, что отправление в шесть утра, так не охото вставать...
- Поспишь в пути.

     Космический лифт, установленный несколько лет назад в акватории Финского залива, пользуется бешеной популярностью среди жителей и туристов Санкт-Петербурга. Столько было споров по поводу его установки и размещения в заливе, но после его открытия все разом замолчали. Я помню, как в 20-х годах впервые в мире был установлен такой лифт в Атлантическом океане, а Америка, как первооткрыватель этого изобретения, даже ограничила поток туристов, нахлынувших в страну нескончаемой вереницей. Потом, конечно, это стало привычным делом, и внедрению подобных сооружений занялись и в нашей стране. Спокойные воды Финского залива благоприятствовали установке мобильной платформы, от которой был построен транспортный тоннель из углеродных нанотрубок прямо к космической базе на геостационарной орбите Земли, которая являлась промежуточной точкой между Землёй и Луной. Время путешествия составляло всего около 20 часов, что позволяло за выходные дни посетить колонизированную людьми Луну.
     Лично мне пока не удалось посетить наш спутник Земли - ограничения для туристов по возрасту составляло 60 лет, а я уже перешагнул этот рубеж. Но наблюдать нашу планету с высоты около 50 км мне посчастливилось - современные самолёты летают в стратосфере со скоростью до 20 000 км/ч, спокойно перемещая вас с одного полушария планеты на другое всего за час.

     Мы допили кофе. Пустые кружки стояли на столе, внучка принялась жевать конфету, а я сделал чуть громче музыку на музыкальном приёмнике. Играл какой-то музыкальный хит со словами про лето.
- Дедушка, а дедушка... А что главней - зима, весна, лето или осень?
- Хм... А что главней в песне - барабаны, гитара или пианино?
- Ну... Не знаю! Певец главное! Хаха!
- Конечно, певчиха, или даже певчих! - Я хохотнул. За всю мою жизнь в шоу-бизнесе так и остались главными сиськи. - Одевайся, пошли полетаем.
- На Сесне?! Урааааа! - Закричала она и побежала в комнату. Где-то из-за угла я услышал:
- Деда, а если всегда будет лето, то что будет?
- То будет как на Венере.
- Ты был на Венере?!
- Был, был. Жарил шашлык, держа шампуры прямо в руках.
- Врун ты, дедушка!

     Я встал из-за стола, поправил халат и подошёл к окну. Дождь закончился и стало проглядывать солнце. Погодные условия идеальные для полёта, небо должно быть красивым. Я прикинул маршрут облёта Петербурга - с района Охты на востоке до Кронштадта на западе. Сзади подбежала внучка и, обхватив меня за плечи, запрыгнула на спину.
- Дедушка сейчас поломается, - пыхтел я.
- Дедушка сильный, - сказала она, прижимаясь ко мне как обезьянка. - Деда, а тебе бывает хоть раз грустно?
- Хоть раз да бывает. Но как только я подумаю о внучке, грусть сразу уходит.
     Она засмеялась и поцеловала меня в щетинистую щёку.

     Мой старенький самолёт, который я купил когда мне стукнуло под шестьдесят, стоял в ангаре на лётном поле недалеко за городом. Мы вышли из такси, домчавшему нас сюда минут за 15, и направились к воротам. Мокрая трава намочила туфли, а воздух был насыщен озоном и прохладой. Я держал внучку за руку, а она с любопытством смотрела в небо, в котором летела старенькая Cessna.
- Дедушка, это такой же, как у нас? - показала пальцем наверх внучка.
- Почти, только наш красный.
     Через полчаса, после решения всех формальностей с диспетчерской службой, мы сидели в кабине моей одномоторной Cessna 350 Corvalis, прогревая двигатель. Любовь к авиации своей внучке я привил с самого детства, и она на удивление быстро и с удовольствием её полюбила. Тип моего самолёта - лёгкий одномоторный моноплан - давно вышел из производства, его место заняли новые, работающие на гибридных водородных двигателях аппараты, выигрывающие в маневренности, устойчивости, высоте, скорости и прочих характеристиках. Однако звук мотора, запах керосина и ощущение ручного планирования ни в какое сравнение не шли с современными, полностью автоматизированными машинами.
     Мы проверили связь в наушниках, показания приборов, и я запросил диспетчера разрешение на руление. Добавив обороты двигателю, мы выкатились на взлётную полосу.
- Проверяем ещё раз. Закрылки - 5 градусов, обороты двигателя на 300, стробовые огни, посадочные огни, стояночный тормоз, предкрылки, информатор погоды...
- Всё в норме, - рапортовала внучка. Я обратил внимание на то, как она внимательно изучала приборы.
- Сесна-102 - центральному, прошу разрешения на взлёт, - запросил я.
- Центральный - Сесна-102, взлёт разрешаю. Полоса 6 П.
- Взлёт подтверждаю, полоса 6 П. Давай, - кивнул я внучке. - Режим взлётный!
     Она до упора "утопила" рукоятку газа, и я отпустил стояночный тормоз. Самолёт стремительно стал набирать скорость, оглушая рёвом винта.
- Скорость 40... 50... 60.... 70... Тяни!
     Конечно, я контролировал угол тангажа своей рукой, но внучке казалось, что это она так плавно поднимает штурвал, хотя её движения были очень чёткими. Мы стали набирать высоту, взлётная полоса под нами стала всё больше удаляться, а наши тела испытали приятную слабую перегрузку.
- Сесна-102, подтвердите взлёт.
- Центральный, взлёт подтверждаю, высота 200.
- Вас понял, курс 25, хорошего полёта.
- Сесна-102, курс 25, благодарю, конец связи.

     Я убрал закрылки, сбавил обороты, убрал шасси, выключил посадочные огни. Мы парили в воздухе, набирая высоту и двинулись по направлению к городу. Солнце впереди нас заходило за горизонт, от чего небо приобрело оранжевый цвет, дождливые тучи стали очень контрастными, сочетая чёрный с красноватым оттенком. Нам открылся неописуемый вид. Внучка, улыбаясь, посмотрела на меня, указывая на облака, и я понимающе кивнул ей.
     Когда мы набрали порядка полутора тысяч метров, я включил автопилот и стал рассматривать современный Санкт-Петербург с высоты птичьего полёта.
     Пролетая Охту, наблюдаем Смольный Собор, который блестит в лучах неоновых прожекторов, а купола переливаются в золотистом солнечном свете. Автомобильные дороги, тянущиеся вдоль набережных, заполнены гибридными скоростными машинами, которые как светлячки снуют по развязкам. Через несколько минут мы оказываемся над центром города: справа показываются Площадь Ленина и Финляндский вокзал. Новое здание вокзала выполненно в форме конусов и переливается голубыми огнями. На месте, где в начале века стояла тюрьма Кресты - теперь красивая гостиница "Ландскрона". Её стеклянные стены блестят, отражая оранжевые солнечные лучи и свет огней города.
     Я слегка наклонил штурвал влево и мы стали подлетать к Казанскому собору. Рядом светился Спас на Крови. Эти памятники архитектуры находятся вдали от транспортного потока, вокруг них зелёная зона, парки, а из действующего транспорта остались только станции метро. Неподалёку Исаакиевский собор, а рядом - памятник основателю Петербурга - Петру-I, возле которого бегают маленькие толпы людей.
- Смотри, свадьбы, - сказал я.
- Ага! - она смотрит вниз и машет им рукой. Эта территория тоже находится в закрытой зелёной зоне, но одна транспортная автострада к ней всё-таки подходит: многолетний, привычный свадебный маршрут многих горожан требуют соблюдения традиций.
     Туристические корабли и лодки, плавающие по воде, блестят вечерними огнями, которые отражаются в волнах. Светятся мосты, как игрушечные, а подсветка акватории Невы, установленная на самом дне, делает пейзаж фантастическим.
     Подлетая к "Спортивной", я увидел стадион "Петровский", который после реконструкции в 2029 году превратился в огромную высокую арену с изменяющимся цветом в зависимости от времени суток. Сейчас он был красным, с ярко-оранжевым оттенком. Я направил самолёт вдоль Малой Невы, по направлению к Крестовскому острову. Вдалеке блистал ещё один стадион - "Олимпия", с выдвижной крышей. Вокруг него раскинулся красивый зелёный парк, освещённый неоновыми огнями.
- Посмотри, какое небо, дедушка! - услышал я восхищённый голос внучки в наушниках и посмотрел вперёд: фиолетовое небо, затемнённое сверху, было усыпано мерцающими звёздами, а облака светились оранжевым светом от тонущего в Финском заливе вечернего солнца. - Красотища!
     Слева от нас морской порт с огромными современными океанскими лайнерами и паромами. Форма кораблей на причале напоминала китов, а широченные бока, выступающие по краям, излучали свет в воду, от чего вся территория порта переливалась цветными огнями.
     Вдали, между Кронштадтом и Петербургом прямо в небо возвышался Космический лифт. Сооружение, установленное на водной платформе, сияло голубоватым свечением, а вокруг него я заметил несколько летательных аппаратов - дискообразные "вертолёты-зонтики", современные представители ушедших в прошлое винтовых вертолётов.
     Я повернул штурвал в сторону Лахтинского разлива и взял курс на жилой район, в котором я когда-то прожил около 30 лет. В Парке 300-летия Санкт-Петербурга я увидел пляж, усыпанный золотистым песком. Водная территория пляжа вполне пригодна для купания, как и все водоёмы Петербурга: благодаря новейшим очистным технологиям удалось полностью вычистить места для купания от загрязнений ещё в 2017 году. От парка тянулся волнистый мост, соединяющий парковую зону с огромным четырёхсот-метровым небоскрёбом "Лахта-центр". Лучи заката насквозь пронизывали его, окутывая замысловатыми оранжевыми тонами. Рядом с ним на воде раскинулся причудливый светящийся фонтан.
     Пролетая над жилыми домами, знакомыми кварталами, мерцающими вечерними огоньками, я подумал о том, как впервые сел за штурвал самолёта. С тех пор я ни на минуту не забывал о полётах.
     Я вспомнил начало своей любви - мою жену, с которой мы начинали жить здесь. Первый ремонт, первый ребёнок, первая сильная ссора.
     Именно здесь, на этом месте, ко мне приходило осознание себя. Здесь я научился мудрости, объединив  однажды ум и сердце, и тогда разум стал мне ценным союзником. Я стал меньше болеть и переживать, приобретя уверенность в себе - я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в нужный момент. Я научился наблюдать окружающий мир, который всегда приглашает расти и развиваться. Стал делать только то, что приносит мне радость и счастье, то, что я люблю и что приводит мое сердце в радостное настроение - жить настоящим, перестав проектировать грандиозные проекты на будущее. Заботиться о себе - значило освободиться от всего, что приносило мне вред - плохая пища, сигареты, выпивка, люди и ситуации. Я осознал, что всё это тянет меня вниз и уводит прочь от себя. Сегодня я живу только настоящим, в котором всё и происходит.
- Деда! Я поняла! - Кричала в наушниках внучка. - Лимонад такой вкусный, потому что мы сами его таким вкусным сделали!
     Я одобрительно кивнул:
- Штурвал в наших руках! Каждый день, день за днём!



© 2011