Эль Греко. Великий и таинственный художник

Койфман Валерий
Эль Греко "Святой Лука как художник", 1608, Собор Толедо

К 470-летию со дня рождения

В истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.
При жизни некоторые его работы вызывали горячие споры и  становились причиной судебных тяжб.
Художника трудно отнести к какой-либо из школ, ибо его искусство опередило свое время.
Последующие поколения предали забвению творчество мастера. Время надолго стерло его имя из истории искусств: дворец, где он жил, был разрушен, его могила с прахом бесследно исчезла.
Остались лишь прекрасные и легко узнаваемые картины Эль Греко.
Только в XIX веке, когда Теофиль Готье создал роман-легенду о «гениальном безумце» из Толедо, мир вновь повернулся лицом к таинственному мастеру.

Доминико Теотокопули, будущий Эль Греко, родился в 1541 году на самом большом греческом острове Крит (принадлежавшем тогда Венеции), в деревне Фоделе близ Кандии (теперь Ираклион).
Светлейшая Республика Венеция стала владеть Критом с 1211 года, когда, после разгрома Константинополя  крестоносцами, венецианцы получили возможность поучаствовать в дележе греческих земель.
Мальчик рос в небогатой, но просвещенной греческой семье (его отец, вероятно, был сборщиком податей). Достоверных сведений о детстве художника нет. Известно, что первоначальное образование Доменико получил у критских иконописцев, приверженцев византийской манеры.
Рано постигнув азы живописного мастерства, Доменико после 1560 года оставляет родину ради богатой Венеции.

Ему удается поступить в мастерскую прославленного Тициана, где Доменико в кратчайший срок усвоил венецианскую объемность передачи пространства, светлую палитру и легкость кисти учителя. Став его правой рукой, критянин исполнил вместе с Тицианом картину «Мученичество Святого Лаврентия», заказанную королем Испании Филиппом II.
Желание самосовершенствования приводит Доменико в Парму, где он знакомится со знаменитой «светотенью» Корреджо. Из такого сложного сплава различных художественных традиций и рождалось оригинальное искусство Эль Греко.

Оказавшись в 1570 году в Риме, художник обзавелся влиятельными заказчиками при папском дворе, приобрел там известность и начал с успехом писать портреты.
Весной 1577 года Доменико Теотокопули, предпринял путешествие в Испанию, где позднее получил имя Эль Греко (свои картины он всегда подписывал греческим именем).
Художник приехал в Испанию уверенным в себе мастером, создавшим к тому времени ряд первоклассных произведений. Его привлекала возможность получать заказы при испанском дворе, где над украшением Эскориала работало немало иностранных живописцев.
В 1579 году Доменико исполнил для короля Филиппа II картину-официоз «Видение Филиппа II», отразившую вкусы  монарха, и получает желанное место главного художника при дворе. Правда, уже за «свою» по стилю картину  «Мученичество Святого Маврикия» Эль Греко подвергся королевской опале. Он срочно покидает Мадрид и отправляется в Толедо, бывшую столицу Испании.

Благородный Толедо, город родовитой аристократии, высокой учености и самой жестокой Инквизиции, тепло встретил блестящего художника, который, по свидетельству современников, был разносторонне образованным человеком, с острым язвительным умом.
Включившись сразу в работу, Эль Греко, не пожелав отставать от толедской знати, арендовал бывший дворец маркиза де Вильена, имевший, правда, славу пристанища духов.
Сам не чуждый всяческой магии, художник зажил в мрачном дворце на широкую ногу, собрал богатейшую библиотеку и даже завел домашний оркестр, услаждавший на пышных приемах высоких гостей.
Здесь же вспыхнул известный роман художника-простолюдина с юной аристократкой доньей Иеронимой де лас Куэвас. В 1578 году у них родился внебрачный сын Хорхе Мануэль.
Эль Греко очень любил сына, часто писал его. Сын  стал в будущем преуспевающим художником и  архитектором. Известен замечательный «Портрет Хорхе Мануэля Теотокопули» работы Эль Греко.
Красавицу Иерониму художник изобразил в великолепной картине  «Дама в мехах».
Портрет настолько потряс всех, что набожный Толедо простил Доменико его страшное прегрешение.
Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам. Он обладал исключительным мастерством и зоркостью в изображении человека. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577).
Вообще о руках персонажей Эль Греко можно говорить бесконечно. Вот поздняя картина «Святой Лука» (1608), образ которого некоторые исследователи считают автопортретным.
В особенном положении изысканно длинных, «заостренных» пальцев святого исследователи давно уже видят некий тайный знак автора.

В 1582 году художник пишет знаменитый алтарный образ «Элъ Эсполио» (от испанского «espoliar» – грабить), или «Снятие одежд с Христа». Огромное пятно винно красной пламенеющей одежды Христа – это образный ключ всей композиции. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, он сменил его на холодные розово фиолетовые тона, как будто растворяющиеся в пелене тумана.

Считается, что вершины своей славы Эль Греко достиг, создав огромное многоплановое полотно  «Погребение графа Оргаса» (1586). Особый интерес в нем представляет изображение толедской знати. Умные, благородные лица с тонкими, нервными чертами сочетают достоинство аристократа с печатью духовности и мощного интеллекта.

В девяностые годы на творчество Эль Греко возросло влияние испанской мистики, тогда центральной темой художника стали страдания Христа, позднее – тема апокалипсиса.
Это подтверждает шедевр семидесятилетнего Эль Греко "Снятие пятой печати" - апокалипсический сюжет, где воспрянувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо в последний день мира.
Эль Греко умел выразить идею духовного растворения человека в вере, заполняя свои картины удлиненными фигурами, которые изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения.

Великий мастер Эль Греко умер в Толедо 17 апреля 1614 года в возрасте 73 лет  за работой с кистью в руке. Фактически не имея в своем искусстве предшественников, художник не оставил после себя и достойных учеников.
Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников.
Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».
Через 60 лет Диего Веласкесу удалось настоять на размещении картин Эль Греко в Эскориале. Однако даже великому Веласкесу не удалось поколебать туман забвения, все более окружавший наследие Мастера. В XIX веке монастырь Сан-Торквато, в котором находился великолепный порфировый саркофаг с прахом Эль Греко, был разрушен, и останки великого живописца вместе с могилой оказались утеряны.
Когда в 1818 году в Мадриде открылся Королевский музей (Прадо), в нем вообще не нашлось места работам Эль Греко.
ХХ век воспринял как откровение и пророчество то, что казалось современникам художника безумным.  Теперь на Эль Греко обрушилось столько славы и почитания, сколько он  не имел даже при жизни. Так великий Мастер вернулся к людям из забытья, чтобы уже больше никогда не исчезнуть.

Картины мастера можно посмотреть  https://gallerix.ru/storeroom/442445070/;
https://www.wikiart.org/ru/el-greko