Игры нашего детства

Наталья Еремеева
                Это сырая глава из книги "Кульяновка"

Живу я в большом доме, в квартире на третьем этаже. Два окна  ее выходят во двор. И мне видна дворовая жизнь детворы. Пока она совсем мала и еще гуляет с мамами, то большей частью сидит в песочнице.  Подростки же тупо располагаются  на лавочках с пивом и сигаретами. Все детство их проходит   сидя  либо во дворе, либо дома у компьютера.

Мое же детство пролетело в поселке Кульяновка. Все игры проходили на улице, вернее в переулке «Теплый», состоящем из  двадцати частных домов, в которых вместе с родителями проживало тридцать восемь ребятишек примерно одного возраста. Как вы думаете, можно ли скучать в таком  коллективе? Что-что, а скука нас не посещала. Закончив поливку огорода, вечером мы дружно высыпали на улицу. Одна игра сменяла другую. И они не прекращались до тех пор, пока родители по очереди не загоняли нас домой спать. Многие игры пришли к нам от  старшего поколения. Со  временем какие-то видоизменялись, но суть оставалась. Другие игры мы придумывали сами.
       Пока на улице было еще светло и виден был мяч, мы играли только в подвижные игры.


«Вышибала» - одно из любимых наших развлечений того времени. Поперек улицы, ограничив игровое поле, чертили две параллельные линии. Внутри поля находилась вся ватага желающая играть. По краям поля за линиями навстречу друг другу стояли два «вышибала». Они по очереди мячом выбивали игроков с поля. Игроки, перемещаясь по полю, старались не попасть под удары мяча. Я если кому везло и удавалось поймать летящий в него мяч, то счастливый игрок получал гол, то есть, говоря современным языком, еще одну жизнь в игре.


«Штандер».  Игроки становились в круг, внутри которого стоял с мячом ведущий. Он подкидывал вверх мяч, называя имя одного из игроков. Названный старался мяч поймать, а все остальные разбегались во все стороны. Поймавший кричал: «Штандер», - все игроки замирали на месте, и он, выбирая  из них игрока, ближе всех стоящего к нему, бросал в него мяч, стараясь попасть. Если попадал, то «осаленный» игрок становился ведущим, и игра повторялась.



«Кандалы».  Игроки разбивались на две команды. Члены вновь образованных команд цеплялись друг за друга руками, согнутыми в локтях, образуя цепь. Две цепи  становились друг против друга на расстоянии метров восьми – десяти. Между игроками шел диалог
- Кандалы.
- Закованы.
- Раскуйте нас.
- Кем из нас?
- Петей (Называлось имя одного из игроков противоположной команды).
Названный во время бега старался разбить цепь противника. Если удавалось, то он уводил в свою команду самого сильного игрока. Если нет, оставался в команде противника.
Когда-то в древней Руси эта игра считалась только мальчишеской. Во время которой не разбивали цепи, а ведущий выкрикивал
-«Кого?»
- «Насыкай кулак (приготовляй)».
- «На чьи бока?»
- «На такого-то».
Тогда все набрасывались на названного и били. Во время игры закалялась воля, умение постоять за себя.


«Съедобное – несъедобное». Эта игра для маленьких детей. В нее мы  очень часто играли. На земле прутиком чертили несколько параллельных линий. Игроки вставали за первую черту. А ведущий, стоящий за последней, одновременно выкрикивал какое-либо слово и кидал мяч игроку. Например, яблоко или тетрадь, или фонарь и так далее.
Игрок, которому кинули мяч, ловит его, если это слово означает что-либо съедобное или отбивает, если не съедобное. Если он сделал правильно, то переходил в следующий класс. Тот игрок, который переступает первым последнюю черту, становится ведущим.

«Прятки». Сейчас смотрю на все взрослыми глазами и удивляюсь, где же мы умудрялись прятаться. А вот умудрялись. Игроки, используя считалки, выбирали «голящего». Тот, утыкаясь в стену, закрыв глаза, говорил: «Раз, два, тори, четыре, пять я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!» Потом шел искать. Но мало было найти спрятавшегося игрока, надо было первым добежать до оговоренного места и зачекалить.

Подвижные сменялись более спокойными. Например, отгадывание фильма. Ведущий загадывает фильм и сообщает игрокам только первые буквы из каждого слова, составляющего его название. Сидящие на лавочке игроки должны его угадать. Угадавший становится ведущим. Сейчас при таком изобилии информации, это покажется смешным. Но тогда телевизоров еще не было, а фильмы мы смотрели одни в нашем поселковом клубе одни и те же..

«Садовник».  Все игроки сидели на лавочке. В тайне друг от друга они придумывали себе названия различных цветов. А выбранный из игроков ведущий, стоя перед ними,  говорил: «Я садовником родился. Не на шутку рассердился – все цветы мне надоели кроме розы.
Роза: «Ой!»
Ведущий: «Что с тобой?»
Роза: «Влюблена!»
Ведущий: «В кого?»
Роза: «В незабудку!»
Незабудка: «Ой!» и так далее пока не надоест.

«Глухой телефон», «Булавочка», … "Раз, два, три - морская фигура замри",...

Во время игр мы учились общению, развивались физически, крепли, делились друг с другом знаниями и каким-то умением, развивали сноровку, быстроту, реакцию.
Думаю благодаря совместным играм мы дружим до сих пор.

А в какие игры в детстве играли ВЫ?