Креативное мышление

Ирина Дорошенко
Довольно долго продавец в магазине отговаривала меня покупать набор деревянных пластинок для сборки игрушечной мебели. По её мнению, проблема была в том, что у меня мальчик, а на наборе было написано «для девочек». Я спросила её, считает ли она, что сборка мебели – это женское дело; она сказала, что нет. Но всё-таки она была не уверена.

У нас дома есть не только игрушечная мебель, но и посуда. Потому что малышу интересно делать то же, что и мама. Например, варить суп, мыть блестящие ложечки и расставлять на столе красивые тарелки. Поскольку настоящие тарелки и кастрюли были тяжелыми и неудобными для детских ручек, я купила игрушечные. «Для девочек», разумеется.

Я уверена, что когда мой мальчишка вырастет и превратися «в настоящего мужчину», для него не будет проблемой отремонтировать стул, сварить себе суп и накрыть праздничный стол для своих детей. Потому что я никогда не говорила ему, что это «не мужское дело».

Когда в доме появился маленький ребёнок, я стала столько раз за день говорить слово «Нельзя», что у меня cтал болеть язык! К тому же со временем я поняла, что система запретов, которыми мы опутываем ребёнка, имеет единствеенное назначение: сохранить как можно больше удобства для нас самих. Поэтому я махнула рукой на все эти «нельзя», и всё у нас стало можно. Можно мыть своми штанишками пол, а мокрой тряпкой – мамин компьютер. Можно поливать цветок и – полочку под ним. Можно рисовать не только в альбоме, но и на коробке с ботинками, а также в мамином деловом блокноте («мама рисует, а мне?»). Можно разрисовывать маркером холодильник (проверил – не рисует –  успокоился).

Можно иметь своё мнение. Мы шли в магазин вместе, и я покупала ему ту шапочку, которая нравилась ему, а не мне.

Плоды моего воспитания окончательно созрели к тому моменту, как мы отправились в школу на собеседование (речь идёт о курсах подготовки к школе для самых маленьких детей).

Сначала Умная Тётя (язык отчего-то не поворачивается назвать ей Педагогом или Учителем) очень долго рассказывала мне, какая чудесная у них школа («образцовая», - сказала она), сколько у них наград и почётных грамот (прилагались на стене), каких невероятных успехов в обучении детей они добиваются с помощью самых новых методик. Мой малыш заброшенно сидел в углу. Ему надоело сидеть, он подошёл к Умной Тёте и что-то спросил, она не услышала . Он походил по кабинету, снова подошёл и спросил. От него отмахнулись с подтекстом: «Иди не мешай, я с мамой говорю».

Когда Умная Тётя, наконец, наговорилась и позвала его, он сказал: «А я – не хочу».

Кажется, Умную Тётю это очень удивило, но мне-то было ясно, что он сделал только то же самое, что и она. Ведь они всегда делают всё то же, что и мы.Она не сказала словами: «Я не хочу», но она два раза ясно дала ему понять, что не хочет диалога с ним. И он сделал то же самое.

Я уговорила его всё-таки подойти и сесть на маленький стульчик.

- Как ты думаешь, спичками можно играть? – ласковым тоном спросила Умная Тётя.

- Да, - сказал он.

Действительно, почему нет, если только утром мы лепили человечков из пластилина и вставляли спички вместо ручек? Если бы тётя действительно владела теми новыми методиками, о которых она говорила, она бы расспросила его, как именно он играет спичками, зажигает их или просто достаёт из коробки, делает это с мамой или без. Но она ничего этого не спросила. Потому что ей БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО. И потому что у неё в голове был ШАБЛОН.

- Какое сейчас время года? – спросила она.

- Зима, - сказал он.

- А люди сейчас тепло одеваются?

- Да, - сказал он.

- А почему?

- Потому что холодно, - ответил он.

Умная Тётя удовлетворённо кивнула.

- А зачем Вы меня всё время спрашиваете, если вы САМИ ВСЁ ЭТО ЗНАЕТЕ? – спросил малыш.

Умная Тётя посмотрела на меня – с упрёком. Получалось, что ей вопросы задавать можно, а ему – нет.

Всё-таки она сделала великодушный шаг навстречу Диалогу и протянула малышу карандаши.

- Ты, наверное, любишь рисовать? – спросила она.

- Да, - сказал он.

- Ну, нарисуй мне что-нибудь. Что ты больше всего любишь, - она оторвала от блока для записей и дала ему крошечный квадратный листик.

Малыш грустно посмотрел на этот листик и сказал:

- Дайте мне большой лист. ПОЖАЛУЙСТА, - сказал он.

Тётя рассерженно пожала плечами и сказала, что она не напасётся на всех больших листов. Она предложила ему ещё раз рисовать на маленьком. Он отказался.

 «Мы не можем его взять, - говорила она мне потом нервно. – У меня 15 человек в группе. И МНЕ НУЖНО, чтобы ОНИ ВСЕ СИДЕЛИ ЗА ПАРТАМИ и ДЕЛАЛИ ТО, ЧТО Я СКАЖУ. А ваш – может встать во время занятия и подойти к окну. И сказать, что ему не интересно».

Я сказала, что поначалу такое действительно может произойти. «Но ему ВСЕГО ЧЕТЫРЕ ГОДА, - сказала я. - И ЧТО БУДЕТ ТАКОГО СТРАШНОГО, ЕСЛИ ОН ПРОСТО ПОДОЙДЁТ К ОКНУ?» Тётя сказала, что это всё равно. «У нас образцовая школа, - сказала она. - Её знает весь район. И я не могу…»

И когда она так сказала, я поняла, наконец, истинный смысл слов «образцовая» и «престижная». Это такие школы, куда детей берут не ради них самих, а РАДИ ДИПЛОМОВ.

Умная Тётя так и не узнала, что малыш умеет считать до двадцати, знает названия всех планет и цитирует без подсказки огромные куски текста. Она не узнала всего этого, потому что ЕЙ БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО.

Получалось так, что она имеет право не делать то, что ей не интересно, а он – нет.

Мы вышли на улицу, и я спросила малыша, понравилось ли ему в школе.

- Да, - сказал он.

- А тётя?

Тётя не понравилась.

Я спросила, почему. Мне было интересно его мнение.

- Потому что она ГЛУПАЯ, - был ответ.

Почему из наших детей стремятся делать марионеток уже в таком раннем возрасте? Почему взрослым можно задавать дурацкие вопросы, а детям – нет? Почему креативное мышление прививается инженерам, рекламным агентам и бизнесменам, а врачам и учителям – нет?

Быть, как все, - это очень удобно и для государства, и для ребёнка, и для родителей. Учителю удобно, когда все сидят за партами, врачу – когда пациент не разбирается в анатомии и методах лечения. Государственому деятелю – очень удобно держать всю страну в невежестве и хапать, пользуясь плодами их труда, самому. Но в таком случае МЫ НИКОГДА НЕ ПОЛУЧИМ БОГАТУЮ СТРАНУ. Потому что для богатства нужны предприимчивость и инициатива, для инициативы нужна вера в себя и продуктивная творческая мысль, а для развития такой мысли ребёнку нужно отсутствие страха и стимулирование со стороны.

А У НАС НЕЛЬЗЯ ПОДХОДИТЬ К ОКНУ.

Недавно у малыша был день рождения, и кто-то из гостей принёс ему подарок, который ему не понравился.

- Ваш подарок мне не понравился, - сказал он.

Ему сделали замечание и сказали, что нельзя так говорить, что, какой бы подарок ему не принесли, он должен сказать: «Спасибо».

- Спасибо, мне не понравился, - сказал он.

Мы живём в лживом и неискреннем мире. Мы хотим жить в другом мире, а между тем – упорно пытаемся внедрить схемы старого мира в головки наших детей.

Вместо того, чтобы сделать наоборот.

* Фото замечательного детского фотохудожника Игоря Губарева.