Стряля

Олег Антипенко
Жила-была на свете гусеница. Однажды она проснулась утром и поняла насколько прекрасен Мир. Как чудесно Солнышко, прокрадывающееся сквозь травинки. Оно отражалось в капельках росы повисших на кончиках листочков и лепестков ромашки, колокольчиков или васильков. Ранние красные лучики щекотали гусеничку и радовали своим теплом после темной летней ночи.
Она не могла вместить в себе всё счастье, которое наполняло её добрыми, светлыми чувствами.
– Мне нужно поделиться своим восторгом с другими, с друзьями!
Но ей не довелось ещё повстречать друзей. И гусеница твердо решила сегодня завести знакомство с кем-нибудь и поползла в новые места.
– Я точно найду друга в этот прекрасный день! – Говорила себе по пути в неизведанные дали. – Наверное, это будет легко, ведь что может быть проще, чем…
– Ничего у тебя не выйдет, девочка! – Раздалась неспешная речь.
Гусеница посмотрела туда, откуда раздавался голос – вверх.
– Здравствуйте! – Поприветствовала она большую зверушку с длинной шеей. – А как Вас зовут?
– Меня?! – Удивились в ответ. – Меня никуда не зовут, а называют меня черепахой.
И замолчала.
– А меня… – Она вдруг подумала, что её даже никогда не называли. Однако не расстроилась – день только начался и все ещё впереди.
Ей нужно хорошее имя, похожее на сегодняшнее утро. Такое же светлое и ласковое, веселое и искрящееся.
– А я зовусь Стрялей.
– Стряля?! – Черепаха посмотрела на неё одним глазом свысока. – Тебе не подходит, и с ним ты точно друзей не сыщешь!
– Почему? Может нам стоит стать друзьями? – С надеждой спросила гусеница.
– Нам?! Ещё чего! Ты на меня совсем не похожа, зачем тогда становиться друзьями?!
– Я постараюсь стать такой как Вы, честно! И я могу рассказать Вам, какой прекрасен Мир вокруг нас – Голова скрылась под панцирем и Стряля лишь тихо попросила. – Может, тогда проводите меня к тем с кем я смогу подружиться.
– Вот ещё! Моя забота лежать здесь и греться, а не бродить со всякой мелочью…
Гусенице ничего не оставалось кроме как продолжить свои поиски.
Впереди послышалось журчание, будто падали тысячи капель росы одновременно. Гусеница поспешила на звуки, чтобы поскорее проползти травинки и увидеть то, что их издает. Если переливы этих звоночков так красивы, то насколько восхитительным должен быть их творец.
Это и вправду было прекрасное зрелище. Родственница росинок, виденных ею ранее, здесь струилась ручейком. А в воде плавало много местных жителей: вот кто-то махнул ей хвостом, а там ныряли зелёные.
– И что ты тут делаешь? – Раздался недовольный голос.
На берегу невдалеке сидела другая зелёная.
– Я Стряля, а как Вас называют?
– Меня называют лягушкой. – Гордо ответили гусенице. – А теперь тебе придется уйти. Я здесь выступаю.
– Выступаете?! А мне можно с Вами?
– Нельзя, ты не сумеешь прыгать как я и парить потом до середины реки.
– Я ещё ни разу не пробовала, может и получится.
Попыталась подпрыгнуть, но ничего не вышло, и она упала на бок. Поднялась и снова резко оттолкнулась от земли – чуть выше.
– Хватит. – Хладнокровно сказала лягушка. – Тебе никогда не пролететь так и половины того расстояния, которое я пропрыгиваю без труда.
– И Вы не станете моим другом?
– Нет. – С тем же безразличием ответила зелёная и прыгнула с суши в речку.
Гусеница отползла в сторону, ещё долго наблюдая за изящными и стремительными полетами лягушки. Все аплодировали её выступлению, даже рыбки иногда высовывались из воды и хлопали плавниками.
– Как бы ни было это красиво, но мне нужно идти дальше.
Оказывается не так просто подружиться или она что-то делает не так? Вот у лягушки точно друзей много, ей все кланялись, когда она проплывала, хвалили её.
Стряля отодвинула листочек и увидела сидящее на камне создание.
– Добрый день! Я Стряля.
К ней обернулись и произнесли:
– А я ж-жук. Чем могу служ-жить?
– Я ищу друзей. Может, Вы станете моим первым другом?
– Друж-жить с тобой?! Не могу. Это плохо скаж-жется на моей ж-жизни. Что подумают обо мне з-знакомые, когда ув-видят нас в-вместе?
– Не знаю… – Ответила смущённо гусеница.
– Раз-зве я с такими блестящ-щими крылышками могу показ-заться вместе с неуклюж-жей и некрасивой гусеницей?! Раз-ве моим пыш-шным усикам не будет мешать твоё склиз-зкое тельце.
Он отвернулся и начал лапкой расчёсывать те самые пышные усики.
Гусеница ничего не ответила. Её глубоко ранили слова жука.
С самого утра она только и смотрела вокруг, а на себя взглянуть и не подумала.
Стряля прислонилась к соломинке и тихо заплакала.
– Разве кто захочет дружить с такой как я: неуклюжей и некрасивой, склизкой. Как я раньше не могла догадаться?!
Глубоко под землёй готовился ко сну крот. За день он уже прорыл пять туннелей и узнал новости у двоих других кротов. Сегодня выдалось удачное, ведь не всегда и одного крота встретишь в переплетениях подземных ходов. Уставший, однако довольный лёг на приготовленную лежанку.
Не успел он и задремать, как его тонкий слух через толщу грунта уловил плач прямо над ним. Покидать нагретое местечко не хотелось, но кому-то было ещё хуже.
Крот начал рыть вверх. По пути попадались корни растений и деревьев. Огибая и изворачиваясь, он пробился наружу. Завертелся на земляной горке в поисках доносившегося прежде шума.
– Здравствуйте. – По голосу крот определил, что именно эта девочка недавно рыдала. – Я Стряля.
– И тебе не хворать, Стряля! Какое у тебя красивое имя!
– Да?! Я сама его придумала, но черепаха сказала, что оно мне не подходит.
– Почему же это?! – Удивился крот.
Он слышал о черепахе, и если та говорила хоть что-нибудь, то не всегда можно было понять смысл. Она не имела знакомых, знающих о ней достаточно, чтобы истолковать её слова. Замкнутая и не подпускающая к себе других она даже не имела друзей, которым можно было довериться.
– Вы что слепы? Разве не видите – я некрасивая и склизкая…
– Не вижу.
– Ой! – Смутилась гусеница, увидев закрытые глаза крота. – Извините меня, пожалуйста. Я не хотела…
– Чего не хотела?! – Рассмеялся он. – Сказать правду?! Да, я слеп, но порой вижу больше зрячих!
Стряля тоже улыбнулась и ощутила себя не такой неуклюжей.
«Может, я просто по-другому стройна и аккуратна, ведь я не сразу поняла, что дядя Крот может увидеть большее, чем я сама. Возможно, и другие ошибались насчёт меня?..» – Подумала гусеница.
– А как Вас называют?
– Можешь звать меня дядя Крот.
– Дядя Крот, я просто хотела найти сегодня себе друзей. Встретила Черепаху, Лягушку и Жука. И всем я не подходила: не смогла высоко прыгнуть, не имела отражающих свет крылышек, назвала себя неправильно…
– Стряля, Стряля! – Покачал головой крот. – Если ты хочешь иметь друзей ты должна быть похожа на себя, а не на кого-то другого.
– Мне так Черепаха сказала, и я ведь видела как много друзей у Лягушки и Жук говорил о знакомых...
Крот грустно улыбнулся.
– Разве они останутся, когда лягушка подвернёт лапку и не сможет больше прыгать? Разве они останутся когда Солнце зайдет за облака и у жука перестанут светиться крылышки? Друг не тот кто только в радости, а тот кто и в беде.
– А Вы пришли ко мне, когда я была в беде… – Сказала гусеница, боясь предложить дружбу и снова получить отказ.
Крот сам понял её опасения. Он, как и говорил, мог видеть больше чем остальные.
– Не стоит отказываться действовать, боясь неудачи, Стряля!
– Вы будете моим другом, дядя Крот! – Быстро проговорила гусеница.
– Конечно!
– Тогда я Вам должна рассказать, каким этот день был чудесным! – Воспряла она духом.
– Я уже знаю, Стряля. – Ответил крот. – Ведь сегодня я встретил тебя…
– Да… У меня есть друг. Я не зря отправилась на поиски. Дядя Крот я, похоже, знаю, какой я буду похожей на себя!
– Вот и отлично, а завтра ещё встретимся!
– Обязательно! – Пообещала гусеница и поползла на облюбованное убежище.
***
На следующее утро лягушка как всегда развлекала остальных жителей реки.
Прыгала им на потеху, плавно входя в воду. В который раз она забралась на берег, выпрямилась, красуясь перед публикой, и снова присела.
Как пружины распрямились её задние лапки. Первые мгновенья лягушка всегда закрывала глаза, наслаждаясь полётом и представляя, что он никогда не закончится. Когда она подняла веки, то увидела чудо, парящее меж цветов у ручейка.
Её прыжок прервался громким «шлёп» о панцирь проплывавшей мимо черепахи.
– Черепаха, ты что уснула?! – Возмущённо спросила лягушка, а сама стала разминать пострадавшие от удара части тела.
Но черепаха её не слушала. Она в немом изумлении приоткрыла рот и смотрела на красоту, мелькающую на фоне синевы неба.
– Скорее в погоню, я хочу посмотреть, что это такое! – Воскликнула она.
Лягушка только презрительно хмыкнула, смотря как медленно её живой плот «гонится», а сама одним прыжком достигла берега, чем вызвала бурю оваций со стороны зрителей, и поскакала следом за удаляющейся точкой в вышине. Даже делая самые длинные прыжки, она не сможет обогнать порхающее творение.
Наконец, достигла цели.
Однако та за кем она гналась была не одна. Рядом, наполовину зарытый в землю, сидел крот, а вскоре прилетел и жук, присоединившийся к затаившейся лягушке.
– Здравствуйте, дядя Крот. – Услышала зелёная приветствие «неземного чуда».
– Доброе утро, Стряля. – Где-то лягушка уже слышала это имя.
– Стала похожей на себя! – Радостно поделилась достижением Стряля.
– Правда?! Поздравляю тебя!
Сзади послышалось тяжёлое дыхание.
– Что здесь происходит?! Кто это? – Ещё никогда черепаха не проявляла такого любопытства.
– Там крот и какая-то С-стряля, мадам. – Ответил жук.
– Стряля?! Ты сказал «Стряля»? Не верю!
– Именно это я и сказ-зал! – Важно ответил жук.
– Не мешайте слушать! – Крикнула лягушка и этим же выдала своё присутствие.
– Лягушка!? Жук!? Черепаха?! Неужели это вы?!
– Откуда ты нас всех знаешь? – Спросила черепаха, всё ещё не веря в произошедшие перемены.
– Я же говорила вчера с каждым из вас, предлагала стать другом.
– Я готов стать ваш-шим другом нав-вечно! – Жук не вспомнил её, однако был готов пасть на колени пред такой красотой. – Такие крылышки мне только снились!
– Я готова стать подругой! – Заворожённо проговорила лягушка. – Ты точно научишь меня летать!
– Тебе, несомненно, подходит имя. – Проворчала черепаха. – Но я не хочу больше принимать в этом участия. Всё что хотела я уже узнала…
И спряталась в носимый с собой домик.
Стряля посмотрела на Крота и спросила:
– А вы будете моими друзьями, когда у меня пропадут крылышки и я не смогу больше летать?
Жук непонимающе глядел на бабочку, а лягушка, хотевшая что-то ответить, смолчала – сказать ей ничего не нашлось.
– Всё равно я желаю вам обрести друзей. Узнать у них как прекрасен Мир и поделиться с ними своими успехами.
Крылышки-реснички затрепетали и подняли в воздух Стрялю. Яркий окрас так и переливался в лучах Солнышка. Все, кроме крота, неотрывно следили за воздушными пируэтами Стряли.
– До свидания, дядя Крот! Я полечу на поиски новых друзей и, чувствую, мне сегодня удастся узнать много нового и интересного!
– Удачи, Стряля! – Крикнул вдогонку крот.
– Кто бы мог подумать, что она станет такой прекрасной?! – Послышалось из панциря.
– Я мог! – Ответил крот. – И что вообще значит «станет» – она всегда была прекрасной!
Крот не увидел непонимающих взглядов, направленных на него, а продолжал вслушиваться в отдаляющийся шёпот ветра от взмахов Стряли.
– Только сейчас она как-то иначе передвигается… – Задумчиво закончил он и пополз в свою нору.
Теперь жук и лягушка вспомнили гусеницу.
– Неужели это она?!
– Как ж-же я мог быть таким слепым?!
– А всё могло быть по-другому. Надо было лишь рассмотреть то прекрасное, что скрывалось внутри Стряли. Не красоту внешнюю, а красоту внутреннюю – добродушие. Ведь что вам сейчас нужнее: крылышки и полёт или дружеская поддержка?!
Впервые слова черепахи вызвали понимание со стороны её слушателей.
Целый день крот слышал отовсюду вести о том, как завели дружбу жук, лягушка и черепаха… Такие разные на вид и в то же время нашедшие в себе то, что их объединяло или дополняло.