А Ипполиты пусть хрустят кузнечиками

Нина Роженко Верба
- Оливье? – ужаснулась моя знакомая. - Оливье в год Крысы?! Ты с ума сошла! Оливье в этом году не актуален.
В ее словах звучал священный ужас и превосходство новообращенного адепта над закореневшим в своих заблуждениях язычником. Мы столкнулись с ней накануне Нового года в супермаркете. Вокруг озабоченно сновали сограждане, деловито нагружая тележки всевозможной снедью.

Знакомая тут же продиктовала мне рецепт салатика, который должен был умилостивить новогоднего грызуна и ошеломить моих гостей изысканным вкусом и оригинальной рецептурой: смесь необработанных зерновых колосовых с бобовыми, сдобренная маслом папайи и украшенная десятком экзотических ингредиентов, из которых самыми безобидными были то ли жареные кузнечики, то ли копченые лягушачьи лапки. Меня охватила паника. Последние дни перед праздником были, как всегда, охвачены бестолковой суетой и одержимостью в оставшиеся до нового года часы успеть сделать все, что не успела за год. Сумасшедший предпраздничный марафон изматывал, но впереди маячил тазик оливье, мигающая разноцветными гирляндами елка и моя любимая «Ирония судьбы» на старой заезженной кассете. Это грело мне душу и не давало сойти с дистанции перед самым финишем. Мысль о том, что в новогоднюю ночь мне придется хрустеть жареными насекомыми вызвала непреодолимое желание впасть в кому тут же, не отходя от тележки и очнуться уже где-нибудь числа второго, третьего, только бы не участвовать в этом новомодном помешательстве.

Ладно, оливье сброшен с престола, в смысле, с новогоднего стола и развенчан. Но осталась моя любимая «Ирония судьбы». Хотя предчувствую, что теперь придется непременно добавлять к названию обожаемого фильма еще и единичку, учитывая появление на наших экранах «Иронии..» № 2. Посмотреть новый вариант за суетой еще не успела. И, честно говоря, не очень-то и рвусь. Почему? – спросите вы. А боюсь! Боюсь испортить впечатление от прекрасного фильма, который искренне люблю вот уже четверть века. Как-то прочитала у Наташи Радуловой очень ироничную и хлесткую статейку про «наше всё». Так она насмешливо окрестила фильм, который для нескольких поколений стал не просто самой любимой новогодней комедией, а действительно, событием культовым, больше, чем просто «киношкой». «Ирония судьбы» стала веселым символом нашей в чем-то нелепой, в чем-то фантасмагоричной жизни, где круто замешан и сдобно пыхтит новогодний пирог из бескорыстной любви, романтических порывов, изрядной порции здорового юмора и лошадиной дозы алкоголя. И вдруг прагматичная девочка Наташа Радулова решительно назвала Женю Лукашина полным ничтожеством. Женю Лукашина, в которого четверть века была влюблена чуть ли не вся женская половина нашей страны! Женю Лукашина, который стал практически героем нашего времени! Женя, по мнению нынешних цепких девочек, жалок. А все потому, что к 36 годам он не обзавелся квартирой и женой, а живет с мамой. Потому что напился до чертиков и в результате поломал жизнь двум хорошим людям: Ипполиту и Гале. И вообще, только такой недоумок, как Лукашин, мог в канун Нового года потащиться в баню, когда и дома можно замечательно помыться в ванне. Вот такой вот расклад. Забавно, но эта мысль не нова. Еще в фильме ее озвучил респектабельный и практичный Ипполит. Он и сегодня пытается убедить нас, что прав. Правда, делает это устами молодой прагматичной журналисточки: жить надо правильно, зарабатывать деньги на квартиру, а еще лучше – особняк, а не заниматься разными романтическими глупостями. Тем более не напиваться до состояния не стояния.

И все вроде правильно они говорят. И я, не скрою, скучаю без денег, и жить в благоустроенной квартире мне нравится хотя бы потому, что в ней есть ванна. Но чего-то лично мне в этой жизненной установке не хватает. Есть в этой жизненной позиции некая ущербность. И сами ипполиты это тоже осознают, поэтому с такой непримиримостью нападают на лукашиных. Помните, как Ипполит, напившись! сидит у Нади за столом, ест рыбу и рассуждает: «Разве может быть запрограммированное ожидаемое, запланированное счастье? Нет! Как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости! Какая гадость!» Правда, последнее восклицание вроде бы относится к заливной рыбе, которую ест Ипполит, но думающий зритель понимает, что вообще-то не о рыбе речь. А о жизни. Вот она главная и очень глубокая мысль фильма: людям приземленным, не умеющим фантазировать и мечтать и, что немаловажно, не умеющим посмеяться над собой – великое не по плечу. Ипполиты не верят в любовь с первого взгляда, да и вряд ли умеют любить. И в баню 31 декабря они не пойдут. Ведь в доме есть ванна. И алые паруса для них – не паруса, а метры прочной ткани, из которой можно нашить, к примеру, много прочных мешков и грузить в этих мешках мороженую конину.

И все-то они, Ипполиты, делают правильно и по уму, но без сердца. И в этом их большая беда. Перечитайте русские народные сказки: Кощей Бессмертный, вроде бы и при деньгах, и при жизни вечной, а суждено ему чахнуть над златом и быть побитым кем? Правильно! Иванушкой Дурачком, который вроде ни к чему не годен, а Кощея победил и Марью Моревну заполучил. Вот он многовековой народный опыт, облеченный в блестящую форму лукавой сказки. Чем не конфликт Ипполита и Жени Лукашина? Вечный конфликт! Романтика и циника, героя и посредственности. Спор и сегодня не окончен. Он продолжается не менее остро, чем тридцать лет назад. Нынешнее время, тем более не для романтиков. Им сейчас еще трудней и неуютней. Нынешнее время с фанатизмом рыцарей крестовых походов поклоняется золотому тельцу. Нынешнее время рождает своих героев. Новый фильм ждет своего зрителя. Ипполиты торжествуют. Почему? А потому что вопреки логике сказки отобрали у Иванушки Марью Моревну и отдали Надю замуж за Ипполита. Что там получилось – не знаю. Увидим!

А сама себе я задаю вопрос: ну а кого бы сегодня выбрала ты? Ипполита, надежного, успешного, богатого. Или Женю? Как женщина с немалым жизненным опытом я, помаявшись, выбрала бы Ипполита. Но через месяц… все-таки сбежала бы к Лукашину, потому что алые паруса для меня по-прежнему не просто ткань, а символ веры, надежды,любви. И коней я люблю не в виде колбасы, а на лугу с распущенными гривами.

Поэтому в новогодний вечер я примкну к великому братству неисправимых романтиков: буду с удовольствием есть любимый салат «оливье» и смотреть «Иронию судьбы» под номером первым. А Ипполиты пусть хрустят кузнечиками.

2007г.