День Х

Анна Бедросова
Экзаменационная аудитория располагалась в главном корпусе мединститута в большом зале.
Мне она показалась мрачной из-за чёрных парт, за которыми сидели абитуриенты и экзаменаторы со строгими лицами.
Я подошла к столу, где на табличке было указано К- С, что означало- здесь принимется экзамен у лиц, с фамилиями от К до С.
Небольшого роста экзаменатор Карташёв показал мне рукой на билеты.
-Так, Реуцкая Анна Александровна, вы откуда?-бесцветным голосом спросил меня мужчина, в одно мгновение оценивая моё голубое в клетку платье с огромным белым воротником.
Платье мне это было сшито специально для экзамена, оно было мне до колен.
-Надо быть скромной! Когда покажешь своими знаниями, что не дура, заслужишь мини!- аргументировала мама.
-Из Шахрисабза!-бойко отчеканила я.
-Берите билет! У меня учились несколько студентов оттуда.
Хорошие студенты. Слышал, там сильный преподаватель химии,- холодно заметил экзаменатор.
-Посмотрим, на что Вы, способны! Идите, готовьтесь,- он протянул мне чистые листы, проштампованные печатью мединститута.
-Вы говорите о моей маме!- гордо пояснила я, беря билет.

Назвав номер билета, я прошла к свободному столу.
Все вопросы в билете,мне были знакомы, даже задача показалась мне настолько простой, что я не стала ничего записывать. И это было ошибкой. Эти листы надо было сдать экзаменатору назад как доказательство, что я справилась с задачей. Так что мне пришлось всё наскоро записывать при устном ответе.
Интересно, что делают другие?

На другом ряду, сбоку от меня, сидела девушка, как на иголках, выискивая спасителя. Увидев, что я наблюдаю за ней, она показала мне лист с формулой и попросила уравнять её.
Я огляделась, чтобы посмотреть, не наблюдает ли кто за нами.
Сидящая напротив меня экзаменаторша постучала об стол карандашом, неодобрительно кивая головой.

Через час я вышла из аудитории, окрылённая свободой от надоевшей мне химии.
-Отлично!- сообщила я матери и мы бросились в объятия друг друга, под завистливые взгляды абитуриентов, толпящихся у ворот здания.
Мы направились с ней в парк, поесть мороженного и обсудить жилищный вопрос.

Одна проблема рождала другую.
-Только не у родственников!- твёрдо сказала я.
-А в общежитии опасно!- заявила в ответ мама.
-Тогда будем искать квартиру!-
Бывшая мамина ученица Аня Тароянц проживала недалеко от мединститута. Она работала медсестрой в лечебном учреждении и могла знать людей, сдающих квартиры.

Будучи школьницей начальных классов, я пару раз отдыхала у неё на летних каникулах.У неё заботливый муж, двое детей - Гаянэ и Вартанчик.
Дом их стоит прямо у дороги на самой большой и красивой улице Фрунзе.
В доме патологически стерильная чистота.
Рабочий день этой молодой женщины начинался чуть ли не с шести часов утра с тряпкой в руках. Она старательно протирала пол, мебель, потом выходила во двор, где подметала площадку, а потом обильно её поливала струёй холодной воды из шланга.
Во дворе становилось прохладно и воздух наполнялся непередаваемым ароматом цветов, пыли и винограда, кисти которого свисали до самого стола, за которым мы пировали по- утрам и вечерам. Обедали мы, как правило на кухне, в комнате, спасаясь от зноя.
Когда мама приехала, чтобы забрать меня домой, поинтересовалась, хорошо ли отдыхалось.
-Очень хорошо было мама! Только чаю мало давали!
Эти ограничения были для меня пыткой, ведь мы привыкли пить чай безумно много, ты ведь знаешь!
-Ася Георгиевна! Это она про поздние вечера рассказывает. Я им не разрешала дуть чай на ночь,- хохоча призналась Аня.

Аня действительно знала, где сдаётся квартира. Она нам сообщила, что на улице Исаева в доме 11, сдаётся полдома - две комнаты на двух девушек.
Хозяин -Абрашка, её хороший знакомый.
Я удивлённо посмотрела на мать, интересно, где это Аня могла с ним познакомиться, ведь я знала, что она работает в психиатрической клинике.
Аня, перехватив мой взгляд., с полуслова поняла мои мысли.
-Знаю, знаю, о чём ты подумала! Он не пациент!- махнула она рукой в направлении, где находилась клиника,- и громко заразительно захохотала.
-Просто знакомый, ведь он живёт рядом.
Аня мне нравится. Подвижная, небольшого роста армянка с золотыми зубами.