Лёнька три копейки

Михаил Бурляш
У нас сегодня мужик один освобождается. Вон он - третий слева, в синей майке. Лёнькой звать. А погоняло  у него "Лёнька три копейки" - потому что простачок он, душа на распашку. 
За убийство по неосторжности сидел.

Эх, а здорово, наверное, вот так под новый год освобождаться... Прямо с нар и под ёлочку. Главное, до новогодней ночи домой успеть. Чтобы запотевшей рюмочкой с роднёй стукнуться под бой курантов. У Лёньки, между прочим, и жена есть, и дети взрослые. Только он к ним не поедет, к брату, говорит, к старшему поедет, на хутор. К нему поближе добираться будет. А главное - там банька у него. В баньке-то конечно по кайфу попариться. Да в снежок потом голышом прыгнуть. А про самогонку братову он какие истории рассказывал! Прямо слюнки текли. Счастливчик, одним словом, Лёнька наш.
И ведь кто скажет, что он на нашей зоне самый первый романтик? Это "три копейки"-то наш! Никто ни в жисть не скажет! С виду мужичонка неказистый, далеко за сорок ему, с залысинами. Глаза у него правда синие, но какие-то выцветшие, как подзатёртые какие-то. И по характеру совсем не романтического складу он. Скорее хозяйственный - где чего склеить, починить, приладить - там цены ему нет, всё в лучшем виде делает.

А вот поди ж ты. Пал жертвой любви несчастной. Ладно уж был бы красавчик златокудрый, а то ведь так, простачок, обычный работяга, каких много. Семья опять же - жена, дети. И вдруг - на тебе, любовь какая-то несчастная у него откуда-то отыскалась. Да и случай какой-то нелепый вышел. Подтаксовывал он в городишке небольшом. И довелось ему эту любовь свою бывшую с поднятой рукой на улице встретить. Стояла на обочине, машину ловила - в соседний город ей приспичило прокатиться. А уж он как увидел её, тут же и остановился как вкопанный. Хотя уже и домой собирался, ночь уже была глубокая. Она его не узнала даже, а у него видно дрогнуло что-то внутри. Да так сильно дрогнуло, что в итоге даже с машиной своей не справился.

Уж что ей там понадобилось в другом городе глубокой ночью, и почему именно он ей под руку попался - неизвестно. Факты, изложенные в приговоре, таких сведений не предоставляли. Там описывалась только протокольная последовательность событий.
"Подсудимый Л.будучи в нетрезвом состоянии повёз потерпевшую А. в город М. Потерпевшая села в его машину марки Х.около 1:30 ночи. Договорились о том, что Л. отвезет А. за тысячу рублей. На тридцатом километре Л.не справился с управлением автомобилем и вылетел на встречную полосу, где допустил столкновение с проезжавшей мимо Газелью. В результате столкновения машина Л. несколько раз перевернувшись, была отброшена в кювет. Потерпевшая А.умерла час спустя в машине скорой помощи, не приходя в сознание. Подсудимый Л.и водитель Газели получили тяжелые травмы и переломы конечностей, многочисленные ушибы, сотрясения головного мозга. По итогам следственных мероприятий было выяснено, что именно действия Л.повлекли за собой данное столкновение: им были нарушены ПДД в части превышения скоростного режима в условиях ограниченной видимости. Отягчающим обстоятельством является наличие алкоголя в крови подсудимого"...

За аварию, в которой он чудом выжил, Лёнька получил 5 лет. Из них полтора года от отвалялся в больнице, еще полгода провёл в СИЗО пока шёл суд. В зоне он пробыл ровно три года, от звонка до звонка. И вот сегодня он освобождается. Я рад за него, он в общем-то мужик неплохой, ясный и понятный, действительно как три копейки. Но и грустно как-то. Скорешились мы с ним за эти три года.   

В восемь утра проверка у нас, а после проверки уже не свидимся мы - ему на волю, а мне обратно на нары. И вот часиков в семь утра присели мы, выпили по глотку специально раздобытой под это дело самогонки, помолчали. И вдруг Лёнька, дружок мой простецкий и говорит мне ни с того ни с сего.
"А знаешь, Миш, я ведь за дело эти пять лет отсидел. Не за несчастный случай".
Сижу я, глазами хлопаю. "Вот, думаю, самогонка какая крепкая. Прямо первый сорт. С двух глотков Лёньку торкнуло"...
А он смотрит на меня и ни в одном глазу у него. Серьёзно так смотрит.
"Я, говорит, Миш, освобождаюсь сегодня. И так чё-то охота мне душу облегчить - терпения нет. Ты послушай, не говори ничего".
А я и не говорю, молчу как рыба - странно мне такие речи от простачка Лёньки слышать. А он начал рассказывать.

"Любил я Оксанку, ох как любил, жену хотел бросить, детей, себя забыл. А она играла со мной. Гордость женскую тешила, власть свою надо мной испытывала. Страшно сказать, что выделывала. А я на всё был готов, лишь бы только быть с ней. Огонь, а не баба, не встречал я больше таких - ни до ни после, как околдовала она меня. Только недолго это длилось всё, полгода может или и того меньше. Бросила она меня, на рыбёшку покрупнее переметнулась. А я прямо заболел, Миш, ни есть, ни пить не мог. Жизнь какая-то пресная вдруг стала без любви этой. Всю душу мне тоска вымотала. И так почти год прошел , как во сне. К концу года вроде приходить в себя стал, очухиваться. Про семью вспомнил, про работу. Машину вот новую купил. И тут вдруг она - "прокатите, говорит, мужчина, до городу Парижу" - и смеётся так что аж всю душу от её смеха сотрясает.

Думал, узнает сейчас, а она даже и глазом не повела. Сторговались, села рядышком, ремень так небрежно на колени кинул и в телефончик свой кому-то "тю-тю-тю, сю-сю-сю". Поехали мы, а я то на коленки её поглядываю, то на губы накрашенные, и прямо дрожь меня бьёт во все тело. Как будто вся жизнь моя в неё переместилась, в Оксанку-то. Чувствую, связь с реальностью теряю, сердце выпрыгивает, на лбу пот холодный... Остановился заправиться. В магазинчике на заправке купил фляжку коньяку и тут же всю её и выпил залпом. Думал дрожь унять, а вышло наоборот совсем.
Отъехали немного от заправки, смотрю, оторвалась она от своей трубки, помаду достала, зеркальце и губы подводит. Тут у меня совсем крышу сорвало.
- Неужели не узнала меня, Оксаночка, - говорю.
Она чуть вздрогнула, посмотрела на меня пристально и говорит:
- Лёня, ты что ли?
И так она это сказала, как будто букашку какую-то увидела. Никаких эмоций кроме досады. У меня от этого её холодного тона аж заискрило всё внутри.
"Ну, всё, думаю, Оксанка, не жить тебе! Не хочешь моей быть - так и ничьей не будешь больше. И мне без тебя не жить!"
И не успел подумать - как эта Газель навстречу едет. Я под неё руль-то и выкрутил. Доля секунды, Миш, прошла. Только доля секунды. А как жизнь крутануло, покруче чем руль мой. Вот только думаю - зачем меня оставили на земле тут догнивать? С какой целью? Ведь я хотел с ней, вместе хотел, понимаешь?"

Лёнька накатил ещё, и тут братва позвала нас на построение. Мы отметились и он ушел в сторону КПП, а я обратно в барак. Вряд ли когда теперь ещё увидимся...   

Фото - Андрей Упит