Глубина покаяния

Ирина Платонова
Не дает мне покоя одно наблюдение: разница в глубине покаяния. Взять хотя бы того же апостола Павла - фарисея, образованного человека, успешного во многом, занимающего видное положение и имеющего статус. По тем меркам - идеальный и совершенный, образцовый гражданин, интеллектуал с широким кругозором, уважаемый функционер, на которого возлагались большие надежды. Есть чем гордиться, есть чем хвалиться. Да и родословная не подвела.

И вдруг он заявляет, что он изверг, хулитель, гонитель и обидчик, последний из людей и первый из грешников. Да в чем тебе каяться, Павел? Ты просто ангел. Ты -  best of the best! Кто сравнится с тобой? Но он что-то увидел, понял, открыл в себе, что позволило ему так говорить о себе, даже потом, будучи апостолом он считал так: "Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию".

И современные грешники, ничего из себя не представляющие, прыщ на ровном месте, обыкновенные люди, ничем не выдающиеся:
"да я ничего такого не сделал", "да какой я грешник, я же никого не убил?", "я не знаю, в чем мне каяться", "не такой уж я плохой человек", "я зла никому не желаю" и т.д. Сами слышали сотни объяснений людей, почему они не хуже других, и покаяние - это только для самых уж опустившихся, убийц да насильников.

Может оно и есть, современное лицо законничества - посредственность, обыкновенность. Приличный человек. Хороший. Ничего плохого не сделал. Доброго тоже. Премудрый пескарь, умудренный житейской смекалкой. Все по справедливости, по закону, по правилам. Нигде не отсвечивать, не вылезать, не выделяться. Человек рамок.

А "мытари и грешники", которым есть в чем каяться, которые никогда не вписывались ни в какие рамки, быстрее войдут в Царство Небесное. Причем осознание себя "мытарем и грешником" или достойным, хорошим человеком совсем не основывается на достижениях и делах (на примере ап. Павла). Это что-то внутри. Секретный код, шифр? Метка? То, что определяет глубину покаяния.