Богатые и бедные

Владимир Врубель
               
Не знаю, как у вас, а у меня нет богатых друзей. Есть те, кого называют средним классом. Хотя, если честно, то повторяю бездумно это выражение, не зная толком, что это за штука такая, средний класс.
 О жизни состоятельных людей в России могу судить лишь по внешнему виду особняков, когда приезжаю в отечество, и по кинофильмам. Правда, видимо, многое поменялось в стране за несколько лет моей жизни за рубежом. Если судить только по российским сериалам, то все  живут в роскошных огромных квартирах, или в особняках, похожих на замки.

С каждым моим приездом замечаю, что в России происходит стремительное расслоение общества на социальные слои. Если сравнивать жизнь в двух странах, то разница сразу бросается в глаза. В Германии богатых людей не видно, они как будто не существуют, хотя ясно, что это совсем не так. Здесь люди не выпячивают своё богатство и не хвастаются им. Вы не увидите ни шестиметровых заборов, ни вызывающих сооружений, на фоне остальных домов, которые я наблюдаю в отечестве, ни бесчисленных охранников, ни закрытых дачных посёлков.

На Западе состоятельные люди (не имею в виду миллиардеров, видел их только в хронике и на картинках, а, скажем так, «заурядных», в понимании обывателя, богатых людей) стараются вести себя скромно, не кичатся своими материальными возможностями, живут рядом с бедными.

По соседству с моим домом, расположены дома очень богатых людей. Можно ли, например, считать бедной старушку, которая владеет множеством зданий на нашей улице и в других местах? Что у неё дома внутри, не знаю, не был, но снаружи он ничем особенным не отличается от соседских.  В Германии, практически, все магазины продают товары, доступные подавляющему большинству населения. В городе, где я живу, вообще нет магазинов для очень богатых, которые я видел в Москве и в Питере. И это тоже продумано: зачем раздражать людей, которые не могут себе позволить подобной роскоши? Состоятельные люди  покупают то, что им нужно, по каталогам и Интернету.

Наши богатые соотечественники часто напоминают мне  золотоискателя из «Угрюм-реки», которому повезло найти самородок, и он на полученные деньги сразу купил кусок бархата и намотал вместо портянок.

Поражает также в отечественных кинофильмах (неужели это стало системой и в повседневной жизни?) исключительно наглая манера разговора и обращения чиновников-начальников с подчинёнными, бизнесменов – со своими служащими. Из бесед с работающими в Германии соотечественниками, знаю, что производственные конфликты здесь тоже происходят, но взаимоотношения, как правило, корректные.

Случается, что мужественные люди пасуют перед начальственным хамом. В печати и в Интернете сообщали об унижении командира воинской части бывшим министром обороны. Мне кажется, что это результат присутствия холопских генов в душах одних и других. Отсюда и желание намотать бархатные портянки у холопа, волей случая вынесенного на вершину социальной лестницы, и унизить другого, не столь везучего.

Думаю, какой бы общественный строй не существовал в нашей стране, пока люди не перестанут в душе быть холопами, ничего хорошего не будет.


Моя улица. Здесь живут богатые и бедные