Самарканд. Сын. Якуб. Музей. Отражение. 1952

Гульнара Элрод Умарбекова
http://www.orexca.com/rus/samarkand_museum_local_lore.shtml

Глава 39

   Славенок раза два плакал, когда мочился. Я понесла его к урологу. Врач обнаружил микроскопический камешек в канальчике и тут же решил его удалить. Меня попросили выйти в коридор. Вскоре я услышала плач Славочки и сердце мое готово было разорваться. Я стонала, плакала, дергала дверь, но она была заперта. Я, обессиленная, упала на скамейку и тут почувствовала плач рядом сидевшей женщины с ребенком. Оказывается, это была тетя Рафика и Джамала. Она с горя даже не узнала меня и, всхлипывая, ругала врачей :"Наверно, у вас нет детей, вы же видите, что ребенок мучается, а вы ничем не можете помочь". Я увидела у нее на руках запеленатого ребенка. "Боже мой," - подумала я,-"это она уже второго родила, а старшего с кем оставила? Наверно, тоже в ясли носит, как и я. Вот тебе и замужем живет, вот тебе и муж начальник ГОМВД. Доля женщины одинакова, плакать вместе со своим ребенком и, кажется, никто не сочувствует." Но, вдруг дверь открыли и веселый врач сказал:"Ну вот, а вы плакали вместе с сыном, а сын уже улыбается. Заходите, все в порядке, теперь он никогда не заплачет, потому что мы удалили крохотный камешек. Это иногда у детей бывает." "Спасибо, доктор, большое спасибо. Что теперь делать?" - спросила я. -"А ничего делать не надо, просто растить его крепким, здоровым и умным." Когда я разговаривала с врачом,  дверь оставалась открытой и тетя Рафика узнала меня, но ей было не до нас и она сочувствующим взглядом проводила меня  по всему коридору. Мне казалось, что она говорит:"Э-э, Аллах, какой уже сын у Рахмата, а до сих пор еще не сошлись."
   Дома мы с мамой радовались, что Славик, как буд-то ничего не произошло, весело игрался и хохотал от "козы":"Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто кашку не ест, молочко не пьет, того "Бу-у-у, забоду-у-у, на рога посажу." Сразу горе отступало, как не было.
   Дни проходили незаметно. У хозяйки, тоже узбечки, было два сына. Старший уже работал, а младший 12 лет родился неудачным, больным, поэтому не учился и мать из-за него не работала. Он всегда ждал меня с работы. Глупое его лицо преображалось при виде меня. Он тарахтел на ломаном русском одно и тоже:"Гэ-э-э-ля, дай скущию твоя ножка, она толстая, как калбаска." Его мать сердилась, ругалась, грозила ему палкой, но я обрывала ее:"Не ругайте его, апа, он только говорит, но никогда меня не трогает. Он понимает, что я ему не подружка, а взрослая женщина." -"Рахмат, спасибо, Галяхон, ты добрая, как учитель".
   Настроение у меня было хорошее, пришла Роза и стала упрашивать маму отпустить меня в кино. Мама рассмеялась :"А что я, держу ее, что ли? Славик скоро заснет, а я буду шить, пусть идет, чего дома то сидеть. Итак после болезни никуда не ходила до сих пор."
   Была середина июня. Я погладила платье, почистила туфли, поправила локоны и пошли. Когда мы подошли к кинотеатру и встали в очередь за билетами, откуда ни возьмись, рядом оказался Якуб. Он смущенно поздоровался и сказал, что мы можем заходить, а он сам возьмет нам билеты. Мы ждем его у двери, а его нет. Смотрим, идет и прямо к Розе. Что-то ей сказал, Роза дает ему 5 рублей и он опять пошел за билетами. Я спросила у Розы об этом, и она ответила, что у него не хватило денег на 3 билета. Это меня чуть не взбесило:"Ну и ну, сказал, что сам возьмет билеты, а денег у него нет. Мне за него стыдно." "Да ну что ж тут такого, Галя, он же солдат, откуда у него возьмутся деньги?" - старалась оправдать его Роза. "Нет денег, так нечего приглашать, мы и без него можем посмотреть кино, вот невидаль нашелся!" Тут он подошел с билетами и мы вошли в фойе.
   Когда кончился фильм, я шепнула Розе, чтобы он нас не провожал, на улице еще не стемнело. Роза обратилась к нему:"Спасибо Вам, Якуб, за кино, но провожать нас не надо, мы зайдем к подругам. До свидания." Он, удивленно:" Ну как этo, не проводить?" "Да очень просто," - сказала я,- "пошли, Роза, скорей, а то девочки уйдут в театр и мы их не застанем,"- соврала я на ходу.
   Я знала, что по-хорошему от него не отделаешься, надо выдумать что-то плохое. Я попросила Розу, чтобы в конце дня она подошла к сберкассе и, увидев Якуба, сказала ему: "Мы с Галей собрались идти в музей, но я пойти не могу, приехал мой дядя, так что я скажу Гале об этом, а если она захочет пойти с Вами, то составьте ей компанию." Роза все так и сделала. Я вышла из бухгалтерии смело, высоко подняв голову и вроде я так рада, что нет Розы, как буд-то я только этого и ждала, чтобы встретиться с Якубом "один на один". Я ответила кивком головы на его приветствие и спросила, готов ли он сопроводить меня в музей. Он ответил:"С удовольствием."  -"Тогда пошли, а то я 6 лет живу в Узбекистане, но ни разу не была ни в одном музее, а Вы?" -"А я два года здесь служу и уже все пересмотрел." -"Мы пойдем в краеведческий." "Да, тут очень все интересно," - воодушевленно начал Якуб.
   По дороге в музей в мыслях у меня было:"Давай, давай, нахальничай, что ж ты так скромничаешь, я же для тебя женщина легкого поведения. Начинай домогаться, врать, я тебе покажу, кто я. Этот день будет первым и последним с тобой на моем пути. После этого ты девятой дорогой будешь обходить сберкассу и не будешь позорить меня перед моими сотрудниками."
   В музее было прохладно. Мы прошли вдоль отдела "Быт узбекского народа в прошлом", потом повернули к "Современному быту" и оказались в зале наедине перед большим зеркалом. Мы оба глянули в зеркало и я увидела красивого казаха с волнистым черным чубом, с розовыми скулами и алыми пышными губами.  Он глядел на меня в зеркало и не мог вымолвить ни одного слова.  Потом он вполоборота глянул на меня и, заикаясь, начал:"Яа-а-а, яа-а-а-а, с-сегодня решил ссказать, что я Вас оч-ч-чень, оч-ч-чень давно люблю. С тех пор... как увидел Вас в нашем городке, я не знаю покоя. Вы мне снитесь каждую ночь, а днем я хожу, как больной. Мой начальник капитан хотел положить меня в больницу на обследование, но я признался, что у меня кроме сердца ничего не болит и рассказал ему о Вас. Он не удивился и сказал, что действительно такой красоты девушку не часто встретишь, она мне тоже нравится, но ты же орел, наберись мужества и прямо в глаза скажи, что ты ее так любишь, что хочешь быть с ней рядом. -"Если она отвергнет твою любовь, то и тогда тебе будет легче, потому что настоящая любовь в том и заключается, что ты будешь помнить ее всю жизнь и желать ей счастья. А иначе, ты можешь с ума сойти."
   Я слушала, не перебивала его. Когда я глянула мельком на него, у него на глазах были слезы, а губы мелко, мелко дрожали. Потом дрожь пошла по всему телу. Такое я видела первый раз в жизни на 21-м году. Оказывается, позже он признался, что дрожь была от страха, что я ему откажу наотрез. "Ну, как можно полюбить чужую жену? Ведь у меня ребенок, я о любви давно уже не думаю. Сегодня я твердо решила сказать Вам об этом, чтобы Вы не торчали у сберкассы, как столб. И, хоть все сотрудники знают все обо мне, зато чужие могут принять за женщину легкого поведения. Этого мне только не хватало, кроме того горя, которое я пережила, сейчас переживаю и не знаю, кончится ли оно в будущем. А Вы со своей любовью сходите с ума. Тем более, что служить Вам осталось чуть больше года, Вас ждут дома родные, а может быть и девушка. Надо выбросить все из головы, что в Вас засело, признать меня бывшим контролером вашей сберкассы и на этом поставить точку. Иначе Вы мешаете мне жить," - выпалила я если не залпом, то без остановки точно.
   Якуб слушал, слегка приоткрыв рот, и мне казалось, что он проглотил все мои слова и, воспользовавшись моей остановкой, тоже красноречиво и уверенно начал:"Да знаю я все это хорошо..." "Что, Роза рассказала?" - удивилась я. "Нет, нет, Вы на Розу не думайте. Она Вас так уважает, что я не добился от нее ни одного слова. Она только сказала, чтобы я сам у Вас обо всем спросил. Но как я мог спрашивать, если я даже подойти к Вам не мог. Впервые я увидел Вас в августе прошлого года в Центральной сберкассе (1951 г.). А вскоре Вы оказались в сберкассе нашего городка. Я чувствовал, что от Вас я ничего не добьюсь. Но однажды, уже зимой, я увидел Вас с одним казахом. Он так старался заглянуть Вам в глаза, а Вы не хотели на него смотреть и отворачивались. Я весь задрожал от злости к этому парню, но я же не знал кем он Вам приходится. Следующий раз я увидел этого парня одного, он свернул с ул. Ленина в переулок, а я за ним. Но тут мединститут показался, а он открыл дверь и вошел, как в собственный дом. Я прождал его 2 часа, а он все не выходил. Я догадался, что он должно быть студент. А еще подумал, ну, конечно же, будущий врач, уже заранее ведет себя так смело, что может ходить с красивыми девушками. Я заметил, что подошел другой студент и пошел к нему навстречу. Я притворился, буд-то ищу знакомого и обратился к нему:"У вас много учится казахов, я никак не найду знакомого из нашего района." Он сказал, а как его фамилия. Не знаю, что бы я ему ответил, но тут дверь открылась и тот студент вместе с товарищами шумной толпой двинулись к общежитию. Я шел сзади и не сводил глаз с моего соперника, прислушался. Вдруг один студент говорит так громко, как будто специально для меня :"Эй, Молдабеков! А тебя твой брат давно в столовой ждет." "Да? Вот хорошо... Мы же сегодня домой едем, надо в дорогу подкрепиться," - сказал тот. Сколько я сразу узнал!  И "Молдабеков" и что брат есть. Я был доволен. Летел в городок, как на крыльях:"Я сверну тебе твою умную башку, я покажу тебе, как ухаживать за красавицей. Медведя учат в цирке и он становится умным. Если бы я учился в мединституте, то тоже чувствовал бы себя умником." Я все подробно узнал о Молдабекове через казахов, и о ребенке и другое, это только часть того, что я узнал. Не осуждайте меня за это," -закончил Якуб. "Прекрасно, раз Вам так хотелось, пусть будет по-вашему. Успокоили себя и будьте довольны. Только последуйте совету вашего капитана, если Вы действительно меня любите, то не надоедайте мне больше, оставьте меня в покое раз и навсегда!" - взвинтилась я и стала выходить из музея. Ни одной души не было в музее, как буд-то люди специально не хотели нам мешать. Я шла и эхо повторяло звук моих туфель и Якубовых сапог.
   У выхода Якуб настаивал, что он все равно проводит меня домой. Я сказала:"Не надо!" Он сказал:"Надо! Темно!" Я со злостью крикнула:"Я сказала, не надо!" "Ну, хорошо, хорошо, до свидания," - стараясь быть спокойным, ответил Якуб. Сперва шаги утихли, но подходя к квартире, я услышала шагах в пятидесяти звук его сапог.