Чего не знаешь, того не разгадаешь

Наташа Лазарева
"Загадка - это и малая форма фольклора, и самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Загадки всегда неординарны, это - настоящие тесты на сообразительность, носящие к тому же обучающий характер.

Все загадки построены на парадоксе. В переводе с греческого "парадокс" - неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением.

Большинство учёных связывают возникновение загадок с довольно распространённым явлением в жизни древних - с иносказательной, тайной речью. Имеется много свидетельств, что и наши предки активно пользовались иносказаниями.

Поэтому раньше загадки загадывали в строго определённое время. Связано это было с тем, что слово особое, нарочитое считалось магическим, волшебным, и существовал запрет произносить такие слова (загадки в том числе) в пору роста, созревания и уборки хлеба. Загадки начинали загадывать тогда, когда засыпает природа, а вместе с ней затихают и природные силы. По поверьям, загадки имели особое свойство влиять на окружающую среду.
Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходимостью. Как сказки, так и исторические свидетельства говорят: знающий загадки был мудрым и сильным; их знание приносило человеку счастье, незнание - гибель.

Но при этом загадки отличаются от иносказания. Они - как бы игра, развлечение, привлекающее внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

Мир меняется, возникают новые загадки и пословицы. У одних загадок появились современные отгадки, другие вовсе забылись, третьи трансформировались в поговорки. Такую трансформацию легко объяснить с помощью правил пунктуации.

Сравним загадки:

Чёрен - не ворон,
Карий - не мерин,
Шесть ног - без копыт,
С рогами - не бык.
(Жук)

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
(Коза)

Звучит довольно похоже. Теперь обратим внимание на то, что в загадках между словами стоит либо "-", либо союз "а", и при замене одного другим смысл совсем не меняется.
Вернёмся к поговоркам. Как вам нравится такое выражение: "Курица - не птица, женщина - не человек"? Бессмысленное, злое и совсем уж некрасивое. В наше время можно было бы сказать, что эту пословицу придумал человек, имеющий проблемы... мягко скажем, в общении с женской, а по признанию самих же мужчин, лучшей половины человечества. Впрочем, Фрейд ему судья. Не будем вдаваться в дебри психоанализа, а рассмотрим, как мне кажется, более разумное объяснение возникновения этой фразы.

Как говорилось ранее, лишь знающий загадки (и, соответственно, разгадки) был сильным, мудрым человеком. Предположим, что некоемому испытуемому задали такую загадку: "Курица, а не птица, женщина, а не человек". Не нашедший ответа ушёл посрамлённым, загадку твердил на всех углах, да и на них ответа не знали, зато само выражение запомнилось. И стала загадка поговоркой, а истина была совсем рядом! Догадались, кто это? Птица Сирин! Или Алконост - тоже райская мифическая полуптица-полуженщина.


Если вспомнить об иносказательном характере древних загадок , то эта как раз и может быть иносказанием при запрете произношения вслух имени мифического существа, предвещающего смерть тому, кто его услышал.

В любом случае предположение о том, что предлагаемая к обсуждению поговорка первоначально была загадкой, является вполне логической и не лишённой поэтической красоты версией".




Это – текст одной из речей, которые мы читали на риторике.

Беда была у меня с риторикой. Бывает так: двое встречаются и возникает неприятие. Может, следы тянутся из прошлой жизни.
Преподавательница, бывшая актриса (не знаю, какая) в первую же секунду избрала меня козой отпущения. Придирки сыпались градом: и сижу не так, и слушаю не так, и пишу не то, и смотрю не туда. Заинтригованные студенты допытывались: «Наталья Михайловна, вы были раньше знакомы?» Мне оставалось молчать. Ну, как можно объяснить такую ситуацию: прервав лекцию, дама направляется ко мне, усердно заполняющей конспект и, наклонившись к столу и заглядывая мне в лицо, саркастически произносит: «Можете не делать такой вид! Мы же обе знаем, что происходит!» Я не знала. Вот вам крест! Я её до того вообще никогда не видела!

Возможно, её оскорблял сам факт моего существования. Возможно, она меня с кем-то перепутала. Я не выясняла.
Но мне тоже кое-что не нравилось. Например, для выработки чёткой дикции она выдавала нам винные пробки и мы должны были брать их в зубы и произносить скороговорки. Я повертела пробку в руках, сообщила, что это – нарушение норм личной гигиены и взяла в зубы квадратик «холлса».

Тем не менее, я, как обычно, сдавала все работы, не пропускала ни одной лекции, в надежде на автомат – ещё на первом занятии дама объявила, что отличная оценка будет обеспечена самым усердным ученикам.

Когда я читала первую речь, преподавательница её только что не обругала. Когда прочла вторую – она спросила: «Вы хотите сказать, что Вы – самая умная?» Я ответила: «Это Вы сказали».

И вот экзамен. Счастливые претенденты на «автомат» облепили стол, я тоже протягиваю зачётку. Дама смотрит на меня и торжествует победу: «Идите на место и будете отвечать по билету!» - «Почему?» - «Вы не были на моих лекциях и не сдали ни одной работы!»
Надо сказать, что даже студенты загалдели, оправдывая меня. Но я сказала: «Всё нормально» и пошла сдаваться на общих правилах.
Ответила всё. Дама наклонилась ко мне и злобно прошипела: «Вы же понимаете, что «отлично» - я - Вам - никогда - не поставлю!» Я ответила: «Понимаю, что не поставите. Большего понимать даже не хочу».

Это была первая обидная четвёрка. Студенты подбивали меня идти и просить о другом преподавателе и пересдаче. Я ответила, что не собираюсь доставлять даме такого удовольствия. О красном дипломе я не мечтала, «хорошо» было хорошей оценкой, но в данном конкретном случае – совершенно несправедливой.






На фото: мои работы в Пушкинском Доме.


Другие студенческие истории в сборнике «Из Вагантов»: http://www.proza.ru/avtor/lazasim&book=15#15