Никола Морской и вокруг

Николай Старорусский
     Есть в городе точка, откуда видно десять мостов сразу. От метро Садовая – Сенная пройдите по Садовой  в сторону залива. Справа покажется собор, построенный Саввой Чевакинским почти в духе Расстреллиевского Смольного – чуть менее стройный.  Несколько шагов дальше – и вот мост через Крюков канал. Здесь он пересекается с каналом Грибоедова. На этом мосту поищите место, откуда увидите сразу очень много мостов и мостиков: кроме мостов поблизости через эти каналы, вдали видны мосты вдоль набережной Фонтанки и через нее, а в противоположной стороне – то же с Мойкой.

        Сам собор, морской Николо-Богоявленский (два храма на двух этажах) работал и всю войну. В нем тогда  жил митрополит, будущий Патриарх Алексий Первый (Симанский).

     Много позже здесь нередко служил митрополит Алексий (Ридигер), будущий патриарх Алексий Второй. Кстати, Ридигер –известная немецкая фамилия. Предки его были из обрусевших прибалтийских немцев. Сам он в революцию вернулся с родителями туда и начинал служение в Йыхви, рядом с Пюхтицким монастырем в Эстонии.

      С раннего детства помню, как в Великую субботу накануне Пасхи тянулись к собору вереницы женщин, чаще пожилых, несших святить куличи – всегда торжественно  увязанных белой салфеткой.

      Перед Пасхальной ночью  приходили в Собор часа за полтора и тихо ожидали, некоторые приносили скамеечки. Когда набиралось много народу – и во избежание беспорядков от празднолюбопытствующих – вход в собор и прицерковный сад закрывали раньше полуночи. Там была своя «дружина», кажется, с синими повязками.  Не попавшие внутрь располагались по периметру ограды сада. Видно было крестный ход, слышно в какой-то мере пение. Так же держали зажженные свечи.

       А по другую сторону Садовой – Никольский рынок, похожий на Гостиный двор. Как рынок он не работал, но там располагалось производство эмалированной посуды, и все этапы изготовления любопытно было наблюдать через окна: обливка, печи, склады.

       Если возвращаться к метро по каналу Грибоедова –бывшей речке Кривуше – скоро дойдем до вполне прямых Подъяческих  улиц, обоими концами упирающихся в канал. Около самой Сенной на канале жил Достоевский – он всегда выбирал квартиры с видом на храм (на Сенной) и обычно угловые комнаты. Вообще, здесь мы входим в мир Достоевского – но это уже другая история.