Цветочные истории

Андрей Лысиков
   Цветок – божественный дар, привнесенный в этот мир природой. Благодаря неутомимым поискам и кропотливой работе многих поколений профессиональных селекционеров и  цветоводов – любителей, красота природы, аккумулированная в прекрасных цветках, постоянно приумножалась, приумножается она и сейчас. Каждый год появляются удивительные новинки цветочного мира, поражающие воображение и вдохновляющие все новых людей на выращивание цветов и создание собственных цветников.

   Можно только представить, насколько бедной и серой была бы наша жизнь без цветов. Их изысканные формы, их волшебные краски и неповторимый аромат заставляют чаще биться сердце, вызывают положительные эмоции и создают веселое, праздничное настроение. Кроме того, многие цветы обладают и настоящей целительной силой, врачующей человека от многих болезней и надолго сохраняющей его красоту и здоровье.

   Человеческая история неразрывно связана с цветами. С давних пор человек восхищается цветами, украшает ими себя и свои жилища, поклоняется им, складывает о них прекрасные стихи и песни, легенды и предания. Цветы сопровождают человека на всем его жизненном пути, знаменуя самые важные вехи жизни, начиная с самого рождения. Без них не обходится ни одно торжественное событие или церемония. Лепестками цветов было принято усыпать пиршественные залы, пути свадебных процессий и брачные ложа. Цветы бросали под ноги спортсменов-олимпийцев и воинов-триумфаторов, возвращающихся домой с победой. И даже в самые траурные моменты нашей жизни цветы, являясь знаком успокоения и памяти, в то же время, как будто даруют трогательную надежду на возрождение и продолжение жизни.   

   Особенно приятно, что цветы неразрывно связаны с радостью и торжеством. Давным-давно существуют традиции устраивать фестивали и праздники цветов, которые часто в наши дни сопровождаются яркими карнавальными шествиями, бурным весельем и всенародным избранием “цветочной королевы”. В античные времена  цветочными представлениями славились Греция и Рим, где с весны до осени, сменяя друг друга проходили празднества: Адонии, Флоралии, Фонтаналии. На подобных праздниках и в наши дни продолжают почитаться разные цветы: в Греции –лилии и гиацинты, в Англии – незабудки и фиалки, во Франции – ландыши, фиалки, розы и гвоздики, в Швейцарии – нарциссы,  в Италии и Испании – розы, в Германии –фиалки, в Японии – глицинии, сакуры и ирисы, в Китае –пионы и хризантемы.
   
Цветы играют особую роль в жизни человека. Начало истории их взаимоотношения трудно отыскать в глубине веков. В самый ранний период развития земледелия наших предков окружали, по всей видимости, лишь те растения, которые подходили для использования в пищу. Можно лишь предполагать, насколько давно люди начали культивировать растения для удовлетворения не только материальных, но и эстетических потребностей. С какого-то момента человек стал обращать внимание на яркие краски и изысканную форму цветов, которыми можно было украсить самого себя, свое жилище и места поклонения богам. Цветы приносили на жертвенный алтарь, использовали при отправлении священных культов, проведении погребальных церемоний и праздничных шествий.

   При раскопках древнейших захоронений неандертальцев, датируемых возрастом в 60000 лет, были обнаружены пучки растений – первые букеты из васильков, тысячелистника, мышиного гиацинта и других растений, что свидетельствует о том, что уже тогда цветы могли иметь эстетическое и ритуальное значение.
   
   Местом зарождения ландшафтного искусства принято считать Древний Египет. Согласно сохранившимся письменам, декоративные сады, украшенные цветами, существовали там уже в III-II тысячелетиях до н.э. Примерно в это же время в Междуречье цари Шумера разбивали при своих дворцах тенистые сады с цветниками, о чем  имеются упоминания в шумерских эпических поэмах.   

   В эпоху Нового царства (16-11 века до н.э.) в Египте были известны внушительные сады, включавшие  прямые аллеи и групповые посадки деревьев, водоемы, изваяния и специальные садовые постройки. Среди других элементов сада на сохранившихся росписях можно различить и регулярные цветочные клумбы. Какие виды растений входили в их состав – на этот вопрос мы, очевидно, никогда не получим исчерпывающего ответа. Однако некоторые цветы, любимые древними египтянами, назвать все-таки можно. Во время археологических раскопок в погребениях не раз находили цветочные венки и гирлянды, содержащие высушенные и мумифицированные цветки. По этим остаткам, а также с помощью сохранившихся изображений растений, удалось определить  лотос, мальвы, ирисы, нарциссы, васильки, вьюнки и мак-самосейку. Кроме того, египтяне выращивали кулинарные и лечебные травы.

   Во времена античности цветущие растения состояли обязательным атрибутом садов. После масштабных завоевательских походов Александра Македонского, познакомивших греков с персидскими садами – парадизами,  почти в каждом богатом доме стали устраивать декоративный сад, приносящий и удовольствие и пользу. Обычно он находился в так называемом перистиле, представлявшем собой небольшой замкнутый дворик, по периметру ограниченный  колоннадой. Внутри перистиля часто сооружали маленький бассейн, выставляли скульптуры, вазоны или кадки с цветами, а также разбивали цветочные клумбы. В цветниках высаживали плющи, розы, фиалки, аквилегии, анемоны и гвоздики, а также луковичные: нарцисс, гиацинт, лилии. Фрески, изображавшие сад или картинки природы, украшали внутренние стены перистиля.
   
   В стихах известной древнегреческой поэтессы Сафо нередко встречаются строки, посвященные садам ее родины – острова Лесбос. Разнообразие садовых трав и цветов, упоминаемых ею, свидетельствует о былом богатстве флористического состава декоративных садов Эллады. Среди своих любимых растений Сафо называет розы, фиалки, гиацинты, медуница, отмечает она и пряные травы – петрушку, кервель, донник.
В традициях древних греков, а впоследствии и римлян, было широкое использование венков, которыми украшали головы во время соревнований, празднеств и пиров. Их обычно плели из роз, мирта, фиалок, шафрана, сельдерея, укропа и плюща. Умение составлять гирлянды и венки из  листьев, побегов и цветков высоко ценилось в античные  времена, так же, как и искусство разбивать цветники.
   
   Благодаря стихотворным поэмам Овидия, до наших времен дошло содержание античных мифов и легенд о метаморфозах – волшебных превращениях богов и смертных в растения и животные. Из этих преданий мы можем узнать, какие цветы выращивали греки и римляне два тысячелетия назад. Среди них первенствовала роза – царица цветов, бытовали пион, гвоздика, гелиотроп и анемона. Культивировали также мирт, лаванду и вербену. А по свидетельству Плиния Старшего, в цветочно–декоративных садах – виридариях и плодовых садах – фруктуариях  латиняне выращивали до тысячи разных видов растений!
   
   Во время археологических раскопок погибшего более двух тысячелетий назад античного города Помпеи, было обнаружено, что его жители увлекались выращиванием в своих цветниках луковичных растений. Доказательством этому явились сохранившиеся фрески с изображением лилий, крокусов, нарциссов и гиацинтов. Известно, что древним римлянам были знакомы несколько десятков видов декоративных луковичных растений, среди которых были пролески, мускари, гладиолусы, ирисы и луки.

   В эпоху расцвета Империи знатные римляне строили роскошные комплексы вилл, включавшие множество зданий и садовых сооружений, а также несколько отдельных садов разного свойства, предназначенных для прогулок, отдыха и утех, водных развлечений.  В регулярных, нередко весьма сложных по форме плоских партерах – ксистах высаживали левкои, фиалки и ирисы, там же благоухали пышные кусты жасмина и мирта. Для получения в больших количествах цветков, лепестков и ароматных масел латиняне закладывали целые плантации роз и фиалок на месте хлебных нив.

   Воспринятые греками и римлянами у персов традиционные сады – парадизы, с крестообразной планировкой, стали каноном для многих последующих создателей регулярных садов по всему свету. Искусно разбитые цветники в садах Востока также являлись эталонами для подражания. Если верить словам древнегреческого историка Ксенофонта, то уже в V в. до н.э. цветники в персидских садах устраивались с таким тонким расчетом, чтобы запахи цветов не смешивались и благоухание одного цветника постепенно переходило в аромат другого. По всей видимости, каждая клумба была моновидовой или растения, принадлежащие к одному виду, в цветники высаживали большими группами.

   Благодаря древним рисункам и фрескам, преданиям и свидетельствам далеких очевидцев мы можем составить некоторое представление о первых цветниках, созданных людьми. Наверное, в наше время они показались бы наивными и безыскусными, однако именно с них все и начиналось. Первые опыты в создании цветников явились тем необходимым фундаментом, на основе которого много позже возникли  изысканные цветочные арабески Барокко и роскошные геометрические партеры помпезного французского Абсолютизма, расцвели эклектические мозаичные цветники Викторианства и наполнились яркими красками миксбордеры английского цветочного сада, возникли современные ковровые клумбы и модульные цветники.
Символическое значение цветов в религии, искусстве и в быту чрезвычайно многообразно. У разных народов и в разные времена цветок, как собирательный образ, обозначал красоту и плодовитость, любовь и верность, духовное совершенство и невинность, печаль и быстротечность жизни.

   Цветами во все времена украшали костюмы и головные уборы, их дарили своим возлюбленным, стараясь с помощью букета выразить свои чувства. В средние века в Европе зародилась традиция объединять цветы в букеты. Постепенно сложились и общепринятые правила их составления. Для букетов чаще всего использовали цветы разных оттенков красного, белого и лилового в приятном для глаз сочетании. В галантные века, когда было принято подчеркивать триумф человека над природой, венчики цветков отделяли от стеблей, насаживая на специальные проволочные шпильки, букеты украшали разноцветной бумагой и кружевной тканью, пудрили золотой пылью и даже опрыскивали благовониями. По прошествии времени естественная красота цветов взяла верх над этой искусственностью и в наши дни букеты, все-таки, выглядят более натуральными.

   В Японии создание сложных и многозначительных композиций с цветами уже давно возведено в ранг настоящего искусства. То или иное сочетание цветов или веточек различной формы, размеров и окраски несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку и может многое сказать осведомленному человеку. Диапазон зашифрованных в цветах посланий простирается от простого изъявления чувств до глубоких философских сентенций.
Не только в Японии, но и в других странах в былые времена на помощь людям приходил тайный язык цветов, ныне, к сожалению, практически утерянный. Он помогал иносказательно, с помощью одного цветка или целого букета выразить своему визави любовь или неудовольствие, восхищение или сомнение, симпатию или отвращение. Наибольшую известность и распространение, чуть ли не со времен средневековья, поэтичный язык цветов получил в странах Востока, где он назывался “селам”, что означает “приветствие”.

   По преданию,  селам возник в гаремах Константинополя, как средство заочной беседы посредством цветов. Постепенно он превратился в сложную науку аллегорий и иносказания. Секрет селама был вывезен в начале XVIII века шведским королем Карлом XII в Европу, где он быстро приобрел популярность у просвещенной публики и стал излюбленной забавой на балах, в светских салонах и в домашних гостиных. В России селам распространился  в 30-х годах XIX столетия, благодаря деятельности известного поэта, фольклориста и востоковеда Дмитрия Ознобишина, который перевел с фарси и опубликовал книгу “Селам, или язык цветов”, имевшую большой успех.

   Помогая преодолеть застенчивость, или просто скрывая от других яркие чувства, селам не только наделял определенным смыслом каждый цветок из нескольких сотен, включенных в живой словарь, но также придавал большое значение способу преподнесения цветов.
Так, например, если букет протягивали правой рукой, то это служило приглашением на свидание, а если левой – то свидание, увы, отменялось. Цветы, опущенные головками вниз, означали крушение всех романтических надежд, а если женщина, принимая букет, наклоняла его влево, то это было равнозначно отказу. Цветок, сохраненный дамой в прическе, призывал к осторожности, а приколотый к груди – намекал на ответное чувство.

   Язык цветов следовало изучать каждому просвещенному человеку того времени, иначе его могли подстерегать различные казусы и недоразумения. Особый смысл имела и окраска цветов. Характер тона и цветовые оттенки  необходимо было учитывать при составлении букетов. Красный цвет, как и в наши дни, означал любовь и страсть, а белый – чистоту и невинность. Сиреневый говорил о дружелюбии, синий – о верности, зеленый дарил надежду. Желтый и оранжевый сулили богатство и счастье, однако впоследствии желтый цвет стали связывать с высокомерием, ревностью и изменой.

   Каждый цветок на языке селам имел свое собственное значение. Опытным влюбленным без лишних слов становился понятен скрытый смысл подаренного цветка или букета. Вот что означали те или иные цветы. Алоэ делилось горечью утраты, астра вопрошала: “Постоянна ли твоя любовь?”, боярышник свидетельствовал о восхищении от певческого таланта, а  василек говорил о простоте и бесхитростности взаимоотношений.  Герань предлагала: “Мне надо тайком поговорить с тобой”, гвоздика утверждала: “Ты прекрасна!”, гиацинт числом своих бутонов указывал на день грядущей встречи, тогда как колокольчик количеством цветков подсказывал час свидания. Ландыш вздыхал: “Как долго и тайно я тебя люблю”, мак призывал быть активнее, и не наводить сон, маргаритка желала всего самого лучшего, незабудка просила: “Помни обо мне!”, а редкий в те времена цветок картофеля означал “Ты затмила всех!”. Застенчивый пион, вложенный в букет, намекал возлюбленной: “Как ты недогадлива!”, резеда лицемерно утверждала: Вовсе не красота, а доброта пленила мое сердце!”, шиповник недоумевал:”А можно ли тебе верить?”, сирень признавалась в первой любви, а черемуха означала радость от встречи. Роза, особенно красная, недвусмысленно говорила о согласии и своих пылких чувствах, но если вместо цветка выставлялись напоказ только листья розы, это значило категорическое “нет”!

   Правила восточного языка цветов постепенно упрощались и видоизменялись, однако в России конца XIX вв. преподношение даме красной розы все так же свидетельствовало о любви, а белые розы и гвоздики выражали не только восхищение красотой, но и  символизировали непорочность. Лилии означали чистоту, астры – сомнение и легкую печаль, незабудка, как и раньше – память, а клевер – ожидание. Яркие желтые цветки ноготков намекали на флирт и кокетство, резеда же обещала скорое, но недолгое блаженство! Скромный голубой василек и фиалка означали простоту в отношениях и верность, а тюльпан – неприступность и гордость.

   И хотя сегодня за окном бурлит XXI век с его сумасшедшим ритмом жизни, не стоит забывать о том, что тихий, волшебный мир цветов по-прежнему живет рядом с нами, и его обитатели могут многое рассказать на своем удивительном языке, помогая нам лучше понимать друг друга.

Отрывок из книги "Мир цветов", М.:Фитон, 2008г