2. Концепция духовной основы личности

Екатерина Истомина 2
               
   СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?" В КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ.
               

                «Если мы дадим человеку неверное
                представление о его природе, мы можем его 
                испортить».  Виктор Гюго.


           Национальный проект «Образование» набирает обороты. Во всяком случае, в этом нас уверяют средства массовой информации. Не только учителей, но и всех родителей это радует. Но осознаем ли мы глубинную суть образования и понимаем ли, кого «образовываем»? Современные мыслители утверждают, что мы очень  многое узнали об окружающем мире, но до сих пор плохо понимаем, что есть человек? Всем известно, что профессионализм в технических специальностях невозможен без знания материаловедения и освоения специальной технологии. От учителя же сегодня требуется в основном знание методики преподавания и воспитания. В официальном лексиконе прочно укоренилось понятие педагогическая технология. А знают ли педагоги свойства «человеческого материала»?  Без осмысления истинной природы человека задачи и цели духовного воспитания будут размыты, неопределенны; учитель не сможет обозначить границы своего воздействия на ребенка, а значит, есть опасность навредить ему.
 

          Если бы учителя, воспитатели и родители владели во всей полноте знанием по предмету «Человековедение», педагогического брака было бы меньше, а значит - больше счастливых людей. Но такого предмета нет в программе подготовки учителей. Поэтому каждый изучает этот вопрос самостоятельно, по мере желания, возможностей  и способностей. Но разве только в учителях проблема? Многие родители оценивают внешние данные младенца и его темперамент (чаще мамочки ошибочно используют слово «характер» ).  Но если бы они знали  подлинную природу ребенка, - скольких ошибок в воспитании удалось бы избежать. И семейная жизнь была бы намного радостнее.


          Более тридцати лет задача духовного развития человека является стержневой в моей педагогической деятельности. При видимых успехах в работе я не испытывала глубокого внутреннего удовлетворения, так как понимала, что мое учительское влияние достигает только эмоций и разума подростков, а глубинные личностные изменения могут вовсе и не происходить. Главное в ребенке случается в раннем детстве. Внутреннее Я-эго воспитанника рано или поздно может смести все моральные установки, ПРИВИТЫЕ ему в процессе воспитания и обучения. Что же оказывает существенное воздействие на становление личности? Хочу поделиться своими мыслями по этой проблеме, изложенными

                в концепции ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ.

         
          В словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение:

          ЧЕЛОВЕК – живое существо, обладающее ДАРОМ мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Свое определение этого термина я напишу ниже.
          ИНДИВИД – отдельный живой организм, особь, обладающий биологической способностью к развитию  физических и психических свойств.

        Основные положения концепции раскрываются через авторское определение ключевых понятий, используемых в ССМ (содержательно-смысловая модель). И это не результат волюнтаризма, а плод серьезного интеллектуального исследования. Но я готова принять любые возражения: в споре, как известно, рождается истина.


• Природа человека триедина: ТЕЛО,  ДУША и  ДУХ.

        ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – то, что присуще каждому человеку от рождения.
Биологическая природа  человека - тело и душа - принципиально не отличается от животного:  потребности любого живого организма – ПИЩА, ЗАЩИТА и РАЗМНОЖЕНИЕ. Для обеспечения этих потребностей тела высокоорганизованным животным и человеку дана нервная система – ПСИХИКА (душа). Ее механизм:  ЭМОЦИЯ – РАЗУМ – ДЕЙСТВИЕ. Разум я понимаю как природный, естественный ум, необходимый животному и человеку для решения разовых биологических проблем организма.  Мозг  естественным образом выполняет функции ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ и ПОНИМАНИЯ.   Человек, который впервые ввел слово РАЗУМ в лексикон человечества, имел развитый интеллект. В отличие от животного человек в своих действиях не всегда использует механизм рефлекторной дуги.  Животное – всегда!  Почему?

• Потому что в природе человека от рождения заложен  ДУХ, или  СО-ЗНАНИЕ.
        В этом слове усматривается сопряжение человеческого знания с Творцом. СОЗНАНИЕ человека – категория духовная, его природа до сих пор не раскрыта. В 1970 г. канадский нейрохирург У.Пенфилд пришел к выводу, что энергия сознания отличается от энергии мозговых нейронных импульсов. Сознание - не производное мозга, воображение подсказывает: мозг – посадочная площадка для сознания.
 
• В духовной природе человека от рождения заложено ДУХОВНОЕ НАЧАЛО ЛИЧНОСТИ  как  потенциальный «образ и подобие Божие».
Мы выделяем семь компонентов духовного начала человека, определяющих целостную личность. Для лучшего запоминания обозначим их аббревиатурой ВИДИК ТВ: вера, интеллект, добро, истина, красота, творчество, выбор.


               ВЕРА является исконным состоянием духа человека. Именно она порождает в нем ощущение связи с источником мистических переживаний. Для ребенка верить так же естественно, как и дышать. Можно ли подавлять в нем это интуитивное знание о мире? Не понимая сути духовного, люди обычно смешивают понятия вера и религия и, как говорится, с водой выплескивают и ребенка. Вера – живая связь конкретного человека с Богом, это образ жизни, объединяющий людей, независимо от места их обитания, от смены эпох, культур, учений и идеалов. Религиозное же мировоззрение основано на чувственном восприятии бога или богов, которые в сознании человека приобретают различные образы и формы. Поэтому существует так много разных религиозных верований и учений. Религия – на наш взгляд, явление культуры определенного народа.

                ИНТЕЛЛЕКТ -  способность мыслить в образах и понятиях и выражать мысли в   речи.  Он дарован только человеку и является инструментом мышления.
Интеллект ребенка развивается только в общении с людьми. В этой среде при тесном общении с матерью и близким окружением и развивается интеллект ребенка. До пятилетнего возраста  разлука с матерью травмирует психику ребенка и может осложнить дальнейшее развитие личности.

                ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА – это абсолютные духовные ориентиры. Они непостижимым образом присущи человеку от рождения, стремление к ним почти неистребимо. И только сильное внешнее влияние может направить внимание ребенка к искаженным ориентирам.
 
                ТВОРЧЕСКИЙ потенциал человека выявляется в изначальном стремлении к созиданию - не только произведений высокого мастерства и искусства, но и человеческих отношений и собственной личности. Творческий потенциал ребенка проявляется очень рано, важно не упустить этот момент.

                СВОБОДА ВЫБОРА – условие личностного существования. Это право дано человеку свыше и определяет его достоинство. Но свобода духовного выбора требует ответственности за последствия выбора, поэтому некоторые люди «бегут от свободы», по меткому выражению психолога Э. Фромма.

               
•    Как из 7 цветов радуги и из 7 нот рождаются бесконечные цветовые и звуковые образы, так и эти 7 духовных составляющих определяют личность во всем ее богатстве и многообразии самовыражения.

            Эти личностные начатки, как семена, были посеяны в духовную почву. При заботливом воспитании и обучении  в ребенке рано всходят из этих семян ростки ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ:  верить, размышлять, любить, познавать, созерцать красоту, творить, свободно выбирать  ориентиры своих действий. Но при неблагоприятных условиях духовные задатки в ребенке могут погибнуть. А могут и сохраняться в зачаточном состоянии до поры-до времени… «На все воля Божия».  Активная духовная жизнь ребенка начинается в подростковом возрасте в процессе самосознания и самообразования.
 В природе животного не заложено духовное начало, поэтому никакие усилия человека «по очеловечению» домашнего животного не выявят в нем личностных качеств.

                «Жизнь – блюдо, которое нравится только благодаря ПРИПРАВЕ».   
                Виктор Гюго.
               
   - А что же является приправой?..

• ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ  человека - глубинный внутренний процесс 
целенаправленного развития личности в стремлении к совершенству, к абсолютным ценностям. Она проявляется в  ПЕРЕЖИВАНИИ,  ОБЩЕНИИ,  ПОЗНАНИИ  и  ТВОРЧЕСТВЕ.  Уточню, на всякий случай, что переживание - это духовное состояние, выражающееся в наличии сильных ощущений,  впечатлений, не обязательно – негативных,  (да простят меня читатели за интерпретацию понятия, данного С. И. Ожеговым). 

• ЧЕЛОВЕК  -  живое существо, которому дарована высшая форма бытия - духовная жизнь.  БЫТИЕ  понимается обычным человеком как весь вселенский мир и происходящие в нем процессы.

• ЛИЧНОСТЬ  -  системное качество, характеризующее духовную сущность человека.
 Человеком рождаются, личностью становятся.
С полным правом ЛИЧНОСТЬЮ можно назвать человека любого возраста, осознанно развивающего  в себе духовное начало. Разумеется, не все духовные задатки индивида развиваются в равной степени, кому-то свыше дарованы  определенные способности, таланты и гениальность. Но самое ценное духовное качество личности - ЛЮБОВЬ.

         ДУХОВНОСТЬ - уникальное, индивидуальное проявление духа конкретного человека. Это естественное состояние развивающейся   личности.

                «Пройти мир и остаться несовершенным – это  то же,
                что выйти из бани невымытым».      Навои. 


• СМЫСЛ ЖИЗНИ человека заключается , в нашем понимании,  в духовной жизни, именно она определяет качество биологической жизни человека и делает его счастливым.

 
• Факторами духовной жизни человека являются и реальные силы духовного мира,    и социо-культурная среда, и свободный выбор самого человека: какой силе доверить свой дух. В духовной борьбе за человека нет нейтральной полосы. Судьба его зависит от того, каким духом были исполнены те люди, которые стояли у колыбели его жизни, и каким духом была пронизана общественная и культурная среда, в которой ребенок развивался до 10-12 лет. Подростки психологически уже должны быть готовы осмысливать свою жизнь и делать самостоятельный выбор между добром и злом. С момента этого выбора и начинается подлинно духовная (или бездуховная) жизнь человека.


          Роль родителей и воспитателей заключается в том, чтобы создать ребенку условия не только для физического и психического становления, но и для развития духовного начала личности, не навредить активным вторжением в его внутренний мир. Главное, что нужно растущему ребенку это любовь близких людей.  Подход к ребенку как к духовному существу поможет достичь более глубокого взаимопонимания с ним и вывести подростка на новый уровень самосознания и осмысления своей жизни. Считаю, что  без учета духовной сущности природы человека, само понятие «духовное развитие» теряет смысл, а педагогические усилия  в воспитании и обучении ребенка не достигают глубин человеческого духа, где только и происходит становление  личности.


          "Видели ли вы когда-нибудь счастливого взрослого? – вбрасывал педагог Леонид Жаров вопрос в школьный зал. Поднималось две-три руки. А остальные? Неужели не видели маму и папу в хорошем настроении, не радовались чему-то вместе?  Оказалось, большинству ребят трудно такое припомнить. И чтобы в ближайшем будущем дети уже этих, сидящих в зале школьников подрастали рядом со счастливыми молодыми родителями, с ними нужно разговаривать. Учить слышать друг друга, обсуждать все, что волнует обоих, и постигать науку быть счастливыми". Думаю, что это типичное явление нашего времени.

                «Какой дар можем мы принести обществу, лучший и больший, как не               
                образование и воспитание юношества?»                Цицерон.


       Содержательно-смысловая модель "Что есть Человек?", образно говоря, является скелетом проблемы. Нам предстоит наполнить его плотью, пронизанной сетью нервной системы, запустить механизм психики, и понять суть развития духовной жизни. Эту  же       модель  мы используем для  рассмотрения содержания духовной жизни человека.

        Биологическая жизнь есть естественный процесс зарождения, развития и увядания организмов.  Наука досконально изучила это явление.  Биологическая жизнь проходит, в сущности, одинаково у всех живых организмов.  Биологический организм – система замкнутая.  Поэтому он символически изображен в виде овалов.  Духовная жизнь не имеет границ.  И зарождение духовной жизни нам не дано понять. А есть ли у нее смерть?  Ответ я нашла только в Библии  и  представила его  в виде стрелок на схеме модели, уходящих в бесконечность. 

          «Жизнь – это борьба за бессмертие»,
                - что имел  в виду М. Пришвин?

  Духовная жизнь у каждого человека индивидуальна, невидима и неисследима. Только Богу она доступна. «…человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». (1-я царств, гл.16:7).

         И все же мы осознаем внешние проявления  духовной жизни:
                ПОЗНАНИЕ,  ОБЩЕНИЕ,  ТВОРЧЕСТВО,  ПЕРЕЖИВАНИЕ.
 
         Качество духовной жизни  зависит от понимания сути каждого из этих направлений.  Поэтому рассмотрим их по отдельности, договорившись сначала  о понимании ключевых слов.  Я как учитель всегда адаптирую сложные, научные и философские термины, чтобы мы все понимали друг друга.
 
         В результате духовной деятельности человека в истории человечества сформировались семь форм  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ общества:
            РЕЛИГИЯ,  ФИЛОСОФИЯ,  МОРАЛЬ,  НАУКА,  ИСКУССТВО,  ДИЗАЙН,  ПРАВО.

         Разговор о духовной культуре отдельного человека и общества в целом я планирую продолжить, так как уверена, что теперь буду правильно понята или отвергнута, что вполне объяснимо.