1. Проблема духовного развития человека

Екатерина Истомина 2
               


          Каждый четверг я ухожу в интернет на поиски духовной пищи. Минуя все не нужные мне предложения, устремляюсь к сайту канала «Культура»: там самое качественное по содержанию и дизайну меню на всю следующую неделю. Тщательно анализирую его, отмечая то, что необходимо отложить про запас, то есть записать на диск, чтобы в любое время достать и «полакомиться», а что-то - съесть сразу. Некоторые каналы тоже предлагают качественную духовную продукцию, тогда я и у них ее приобретаю. Так что получаю много полезного для
здоровой духовной жизни.

 
          Всегда смотрю ток-шоу на значимых для меня каналах, и часто отмечаю, что, произнося ключевое в дискуссии слово,  каждый участник имеет в виду что-то свое, не всегда понятное зрителям. И хочется воскликнуть: «Дорогие, давайте договоримся сначала о понятиях». И пусть  очистка смысла термина будет происходить даже непосредственно перед зрителями, - это продуктивнее и интереснее, чем смотреть и слушать эмоциональные и неубедительные личные мнения «по поводу».  Не к осуждению нашего телевидения говорю об этом, а хочу высветить одну мысль: прежде, чем рассуждать о чем-то, надо быть уверенным, что окружающие понимают смысл терминов, которыми ты пользуешься. В первом абзаце я три раза употребила слово ДУХОВНАЯ. По опыту знаю, что далеко не все понимают глубинный смысл понятия, обозначаемого этим словом. Я тоже довольно поздно  открыла его значение. В моем мировоззрении этот термин является определяющим, поэтому с теми, кто заинтересуется моей темой и будет читать дальше, я хочу «договориться о понятиях».

          В общепринятой психолого-педагогической теории и практике человек рассматривается как живое существо, воплощающее высшую форму жизни на земле. Природу человека составляет  организм (тело) и психика (душа). Понятие дух как часть человеческой природы вообще не берется в расчет в решении педагогических проблем. Задачи воспитания заключаются в том, чтобы «окультурить» инстинкты, облагородить эмоции, развить природный ум, направить естественные потребности человека к осуществлению общечеловеческих ценностей и идеалов, которые находятся вне человека, в социокультурной среде, и прививаются ему в общении и деятельности.
          Понятие духовная личность в такой системе взглядов  предполагает наличие в человеке высокого интеллекта, моральной чистоты, эстетического и художественного вкуса, творческой активности. И все это внедряется в ребенка Через "шприц" воспитания и обучения. Духовность понимается как уровень культуры личности. А духовное развитие человека означает формирование его по высшим образцам человеческой культуры в процессе воспитания, обучения и самовоспитания.
   
     Такова традиционная   КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ.

   
          Те, кто задумывается над проблемой ДУХОВНОСТИ, говорят о ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ общества, об ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, имея в виду падение морали, безыдейность, снижение интеллектуального потенциала народа. Многие из них догадываются, что понятие ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ человека имеет более глубокий смысл, чем обычно в него вкладывают. Но мешает штамп: ДУХОВНОСТЬ, в ситуации религиозной открытости  современного общества, напрямую связывается с вероисповеданием, с церковью. Традиционно ДУХ считался категорией идеалистической философии и религии. Такое понимание сужает содержание духовного развития личности и уводит от серьезного изучения проблемы.

         
          Многие мудрецы признавали наличие в природе человека ДУХОВНОЙ ИПОСТАСИ. Идея целостной природы человека в единстве ТЕЛА, ДУШИ И ДУХА была высказана в Библии почти 3,5 тысячи лет назад. В ней говорится, что ДУША есть у всего живущего (Бытие, гл. 9), ДУХ же Бог образовал только в человеке (Книга  пророка Захарии, гл. 12:1). Именно в духовной своей ипостаси человек  сотворен по образу и по подобию Божьему. (Бытие, гл. 1:26). В Библии написано, что грехопадение  человека прервало духовную связь его с Творцом.ДУХ ЧЕЛОВЕКА попал под гнет ЕГО ДУШИ  с ее естественными потребностями, постепенно слившись с нею так, что эти две сущности стали неразличимы. В связке «ДУША - ДУХ» предпочтение отдавалось душе.

 
          «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа». (Евреям, гл. 4:12). Сын Божий  Иисус Христос, воплотившись в человеческую природу, принес Себя в жертву ради спасения человечества от власти греха. Каждый человек имеет возможность принять в свой дух божественную жизнь при условии покаяния и веры в Иисуса Христа. Такова суть Евангелия.

   
          Наверное, каждый человек испытывал таинственные ощущения, не поддающиеся рациональному истолкованию. Во все века пытливые умы стремились постичь, какая реальность стоит за этими ощущениями. Сегодня многие не сомневаются в существовании ДУХОВНОГО МИРА, где действуют не только силы добра, но и силы зла. «Власть тьмы» – не просто художественный образ. Официальная педагогика не признает реальность сверхъестественного, и дети остаются один на один со своими мистическими переживаниями или ищут ответ там, где их подстерегает опасность. Уважение к личности подростка проявляется, прежде всего, в том, чтобы предоставить ему как можно более широкую информацию по вопросу о природе человека и окружающего его мира, и позволить ему самому  определить свою мировоззренческую позицию.
             
      
          Не настала ли пора осмыслить весь опыт человечества в этом вопросе, признать реальность духовного мира и воспринимать человека во всей целостности его природы? 
Лично я ответ на свои вопросы бытия искала у великих мудрецов, ученых,  позже – в Библии, в личных наблюдениях и самоанализе. Постепенно приближалась к пониманию сути проблемы, в результате выстроилась
 
           собственная  КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ.