Стальная опора глава 8

Валерий Афанасьев
                8.

Я порасспросил Расту о его поездке и отправил его отдыхать, несмотря на то, что он рвался помочь, переживая, что какое-нибудь важное дело, может пройти без него. Порыв, конечно, благородный, но после трудного и опасного путешествия, пусть он отдохнет хотя бы немного.
- Завтра, все завтра. Без работы, мастер Раста не останетесь. Только проследите за тем как разместили купленных коней и тех охотников, которые согласились их пригнать. Они, кстати, не против задержаться здесь на неделю другую?
- Неделю продержатся точно, за больше не ручаюсь. Тревожные слухи расползаются по поселкам. Набег тилукменов их не минует, многие из них находятся практически на пути будущего нашествия.
- Ладно. Извини, меня ждут мастера. Сейчас будем строить метательную машину.
- Машину? – Раста рванулся, - Как, без меня?
Глаза его загорелись. Магическое слово «метательные машины», казалось, придало ему сил больше чем плотный обед и отдых.
- Отдыхай, присоединишься к нам завтра.
Огорченный Раста отправился искать кухню, я же подошел к мастерам, которые брались за изготовление метательных машин. Мне еще предстояло как-то объяснить им устройство этих самых метательных машин.
Начать я решил с онагра. Требушет слишком громоздок и не слишком дальнобоен – это скорее орудие штурма крепостей. Баллиста? Дойдет очередь и до нее. Она чуть более сложна в устройстве и зависит…, впрочем об этом чуть далее.
С чего начать? Конечно, нам нужен план – чертеж, хотя бы примерный. Гномы захватили с собой отполированную чертежную доску, что лишний раз позволило мне убедиться в их запасливости и предусмотрительности. Они предлагали для создания чертежа и выделанную кору дерева млая – почти как бумага, мягкая, лишь более плотная и крепкая. У гномов она использовалась для письма. Использовалась и в империи, и я был приятно удивлен, узнав, что гномы выделывают ее сами. Таким образом, чертеж должен был быть увековечен для потомков. Увы, я совсем неважный чертежник. И потому предложил изобразить все схематически на доске. Мотивировав это недостатком времени, что, в общем-то, было правдой, и, посоветовав перечертить потом набело конструкцию готового изделия.
Конструкция онагра довольно проста. Принцип его действия основан на упругости древесины. Наклони дерево, отпусти, оно распрямится, причем с определенной силой. Одно распрямится десятки раз, другое после нескольких раз изогнется – все зависит от породы древесины. К чему это я? Таков принцип работы онагра. На деревянную раму крепят одним концом брус из твердой породы дерева, затем изгибают его, используя блоки или лебедки, вот и все камнемет взведен. Для прицеливания используется подвижный отбойник. В эту конструкцию я решил внести лишь одно изменение – сделать рабочий брус вращающимся. Это позволяло существенно менять угол стрельбы. Для машин, установленных на земле, дополнение это было не важно, а вот для поставленных на возвышенность. Без этого маленького дополнения непростреливаемая зона была слишком велика.
Естественно со временем брус теряет свою упругость. Как я уже и говорил, все зависит от породы и качества дерева. Один выдержит несколько десятков выстрелов, другой несколько сотен. Рано или поздно его придется менять. Здесь уж ничего не поделаешь. Единственное, что можно сделать, предусмотреть быструю его замену. В моих планах было сделать три небольших онагра на неподвижной раме и разместить их на площадках, которые сейчас выравнивают  каменщики. Кроме того, я хотел заказать десяток онагров большего размера и установить их на колеса. Им предназначалось вести огонь из-за оборонительной линии.
Гномы с полчаса обсуждали конструкцию, предлагали различные дополнения, просили уточнить детали. Увы, детали уточнить я мог далеко не все. Онагр я представлял себе лишь теоретически, пользоваться им на практике мне не доводилось. Солта сетовал на то, что в конструкции слишком мало металлических деталей. Как бы пригодилась пружинная сталь, можно было сделать метательную машину на ее основе. Более компактную и мощную. Увы, в арбалете она не использовалась и Солта о стали с такими свойствами ничего не знал. Гномы использовали мягкие и твердые сорта стали. Почему я не подумал об этом раньше? Что ж, со следующим курьером отправлю запрос Юскеру. Пусть опросит всех мастеров, поднимет все слухи. Я должен знать, доводилось ли получать кому-нибудь из них сталь, которая имела пружинные свойства? Увы, я не металлург, о пружинной стали я знаю лишь то, что она есть, быть может, припомню марку. А вот состав? С составом сложнее.
Я прервал споры гномов, постучав по чертежной доске.
- А сейчас, мы рассмотрим принцип действия другой метательной машины, - речь шла о баллисте.
Я изобразил на чертежной доске баллисту. Схематически, лишь для того, чтобы объяснить принцип ее работы.
- К сожалению, мы не сможем построить много таких машин. В действие ее приводит скручиваемый канат из конского волоса, - я развел руками, - лошадей, которых можно постричь, у нас не так много.
Гномы рассмеялись и начали беззлобно толкать друг друга.
- Если только подстричь некоторых гномов.
- Кто предложил, тому первому и расставаться с бородой.
Олкам и Томедж – эти вечные спорщики. Сцепились друг с другом, споря, чья борода больше походит на конский хвост.
- Тихо! Никого стричь не будем. Во всяком случае, пока, - знаю я этих гномов, если их не остановить, будут спорить не менее получаса.
- А заменить этот канат ничем нельзя?
Я обернулся. Раста, все-таки не усидел в палатке.
- Раста, тебе надо отдыхать.
- Ха, так я и так не работаю. Послушать-то можно?
- Ладно, оставайся, - согласился я, - Но только пока идет обсуждение. Что ты там спрашивал? Заменить? Канаты для этих целей не подходят. Разве что….
А что это мысль. Если использовать металлический трос?
- Что случилось, мастер Вик? – я застыл как изваяние, пораженной этой неожиданной мыслью.
- Сейчас. Мне нужно, чтобы вы изготовили вот такую штуку.
Я принялся рисовать схематическое изображение троса, поясняя их чего он должен быть изготовлен.
- Веревка из железа? – Солта задумчиво крутил мой рисунок, - выковать такую проволоку будет непросто.
- Естественно. Зато ее можно вытянуть. За несколько прогонов, постепенно делая проволоку все тоньше и тоньше.
Гномы шумели снова. Веревка из железа вызвала немало споров. Часть из них стояла на том, что она не будет гнуться. Еще часть утверждала, что скрученный трос не будет пружинить. Меньшинство таинственно молчало. Возьмусь поспорить, всех их ожидает немалый сюрприз.
Споры отшумели, гномы принялись за дело. Стучали топоры, визжали пилы, кузнечные молоты отбивали такт. А я сидел в палатке и думал. Нужно что-то еще, менее дальнобойное чем баллисты и более дальнобойное чем арбалет. Арбалеты хороши, но они легковаты. Учитывая легкие доспехи тилукменов, расстояние уверенного залпа вряд ли будет велико. Сто пятьдесят метров? Сто? Надо проверить. На что я могу рассчитывать? Сумеют ли гномы перезарядить арбалеты? Один раз или два? Но важнее даже не это. Надо узнать, на каком расстоянии от строя устанавливать вторую линию ловушек. И первую, кстати, тоже. Не поторопился ли я, определяя место, где следует копать ямы-ловушки?
Я вскочил и принялся расхаживать по палатке. Как мне не хватало практических знаний в применении метательных орудий. Срочно нужны их образцы и испытания. А пока? Пока испытаем арбалет. Не зря же я посылал Расту за доспехами кочевников.

Нимли организовал все за полчаса. Определенно, курьерская служба оказалась полезной, надо будет подумать над тем, чтобы увеличить ее численность.
Макеты кочевников были расставлены на поле довольно разнообразно: вот кочевник в полный рост, припал на одно колено, вот кочевник на коне. Манекены были грубые, а вот кожаные доспехи, надетые на них, были самые настоящие – те, что привез Раста. Итак, приступим.
Начать пристрелку я решил метров со ста пятидесяти. Два гнома из курьерской службы взвели арбалеты и по моей команде выстрелили. Увы, увы, оба болта прошли мимо цели. Один пролетел вообще в стороне, другой лишь царапнул мишень, задев ее вскользь. Не беда, когда навстречу будет мчаться сплошная конная лавина, промахнуться будет трудно. В данный момент меня больше интересовала убойная сила. Следующий выстрел я решил произвести сам. Прицелился чуть выше мишени – сто пятьдесят метров достаточно большое расстояние, болт будет лететь по дуге. Есть, второй арбалет, тоже есть попадание. Оба болта впились в мишень, один в фигуру всадника, другой в фигуру коня. Пора было оценивать результаты.
Увы, увы и ах, результаты меня разочаровали. Болты еле-еле пробили толстый кожаный доспех кочевника и нагрудник его коня. Такими легкими ранениями кочевников не остановишь. Как бы ни была легка их защита, со ста пятидесяти метров арбалет против нее малоэффективен. Досадно, весьма досадно, но это не повод прекращать эксперименты. Я продолжал стрелять не менее часа. Гномы взводили по очереди оба арбалета. Сто двадцать метров, сто, пятьдесят. Результат получился следующий – арбалет уверенно поражал цель метров за семьдесят-восемьдесят. Досадно. Честно говоря, я рассчитывал на большее. Как все-таки предусмотрительно я поступил, отправив Расту за комплектом доспехов кочевников. Теперь весь план будущего сражения придется менять. Семьдесят метров, это слишком мало. Всаднику требуется пять-семь секунд, чтобы преодолеть его на полном скаку. Ужас. Гномы даже не успеют взвести арбалеты во второй раз. Второй уровень заграждений следует устанавливать за семьдесят метров от строя. Если я выиграю время для пары десятков залпов, это будет замечательно.   
Если уж начали проводить испытания, надо проводить их в полном объеме.
- Нимли, пошли курьеров. Пусть принесут несколько панцирей из новой партии и позовут парочку охотников из тех, что приехали с Растой.
Испытания продолжались. На этот раз манекены облачили в штампованные панцири. В качестве оружия должны были быть использованы луки и копья тилукменов.
Охотники с чуть настороженно крутили головами. Суета в лагере гномов явно навевала им тревожные мысли.
- Скажите, милсдарь, здесь намечается война? – спросил один из них, тревожно оглядывая наши приготовления.
- Если скажу, что мы просто вышли подышать воздухом, ты ведь все равно не поверишь.
- Не беспокойся, ты сможешь убраться отсюда до ее начала, - добавил я.
- У меня семья, милсдарь.
- У всех семья. Кочевники не спросят, есть ли семью у тех, кто им попадется на пути.
- Я лишь хотел узнать, когда ждать набега?
- Через две недели. Поработаешь у нас недельку, получишь свою плату, и успеешь обратно к семье. Впрочем, если ты торопишься, силой удерживать не станем.
- Спасибо. Я останусь на неделю.
- Вот и замечательно. Тогда для вас будет задание. Берите луки из тех, что купил гном, которого вы сопровождали, будете стрелять по мишеням.
Охотник покрутил небольшой тилукменский лук: «Непривычно. Может быть, лучше я постреляю из своего»?
- Из своего потом. Сколько угодно. Сейчас же мне надо узнать со скольки метров стрела тилукменского лука пробьет панцирь.
Охотники осмотрели луки, опробовали натяжение тетивы, пару раз вскинули луки в рабочее положение и опустили, привыкая к необычному для себя оружию. Лук луку рознь. Каждый лук вообще немного индивидуален, я был совсем не удивлен, когда охотник предложил пострелять из своего лука. Он пристрелян, все его особенности изучены. Хороший стрелок знает свой лук досконально. А здесь, мало того, что лук не свой, так еще и совсем другого образца. Луки охотников были более длинными и, наверняка, более дальнобойными.
- Пристреляться бы немного, - сказал один из охотников. Второй кивнул в знак согласия.
Что ж, я вполне их понимаю.
- Вот по мишеням и пристреляетесь. Не беспокойтесь, что такое незнакомый лук я понимаю, и не буду судить слишком строго.
Первый из охотников выстрелил. Как и ожидалось, стрела ушла мимо – недолет. Второй охотник наблюдал за действиями первого внимательно. Видимо, он сумел сделать правильные выводы. Стрелу он отправил по более крутой траектории.
- Щелк, - стрелы стукнула по краю панциря и ушла в сторону. Надо же, попал с первого раза.
Выпустив по десятку стрел, охотники пристрелялись. Почти каждая стрела стала попадать по панцирю.
- Стоп. Передвигаем мишени ближе. Стоп, еще ближе.
Панцири зарекомендовали себя замечательно. Мягкие тилукменские стрелы не могли их пробить и с тридцати шагов. Лишь один из выстрелов, произведенных в упор, достиг успеха. И то лишь частично. Стрела не смогла пробить панцирь насквозь, застряв, вонзившись в него до половины.
С копьем результат получился чуть мене впечатляющий. Да-да, закончив стрельбу из лука, мы перешли к метания коротких тилукменских копий.
С двадцати шагов копье пробивало панцирь почти наверняка, это если метать со скачущего коня. Если с земли, результат уменьшался до десяти шагов. Впрочем, вряд ли тилукмены будут метать копья с земли.
При всей оптимистичности результата, он меня не устраивал. Вся надежда на щиты. Так на то они и щиты.
Следующие два часа мы удивляли гномов, которые находили время на то, чтобы между делом посмотреть на наши странные занятия. Я проводил разметку территории.
Курьеры вместе с Нимли натягивали легкую веревку, затем ставили метки и переходили далее. Следующие проводили по земле борозду, так, чтобы она была ясно видна. Намучавшись утром с построением, я решил провести ориентир вдоль которого должна будет построиться шеренга гномов на вечерней тренировке.
Покончив с этим, вы принялись проводить вторую линию, которая должна была располагаться в семидесяти метрах от первой. Немного. С другой стороны тянущим не так далеко будет убегать. Гномы то и дело бросали на нас любопытные взгляды.
- Мастер Вик, зачем мы проводим эти линии, - молодой гном из числа курьеров не выдержал и решил проявить любопытство.
- На первой будет стоять наше войско.
- А на второй?
- На второй будет стоять войско неприятеля.
Пораженный этим ответом, гном замолчал. Он никак не мог взять в толк, почему тилукмены будут стоять там, где мы проводим линию?
Но это еще было не все. Покончив со второй линией, мы стали проводить третью. На этот раз недалеко от второй – метрах в двух с половиной.
- Нимли, отправь курьера к Гримми. Пусть завтра отрядит часть людей ко второй и третьей линии, пусть по ним прокопают неширокие и неглубокие канавки.
Интрига обеспечена. Берусь поспорить, все гномы будут обсуждать сегодня вечером предназначение тех канавок, которые завтра будут копать добровольцы вдоль проведенных нами линий.
За всеми этими занятиями мы провели большую часть дня. В лагере нас ждали два известия. Первое преподнес Солта. Он таинственно улыбался, пряча руки за спиной.
- Мастер Вик, получилось.
- Что получилось?
- Железная веревка. Вот, - Солта достал из-за спины метра три металлического троса, - она гнется.
Солта изгибал трос с восторгом ребенка, получившего долгожданную игрушку. Надо же, уже далеко не молод, а не разучился удивляться.
- Как обстоят дела с машинами? Образцы их мне нужны как можно раньше.
- Строим. Мастера будут работать всю ночь.
- Тогда вот что, те, кто заняты на постройки машин, в сегодняшней вечерней тренировки перестроений не участвуют, - я подумал немного, - и вообще, пусть занимаются только машинами. Да, Солта, троса сделайте как можно больше. Но не такого как для камнеметов – потоньше.
- Такую чудную веревку можно много где использовать.
- Правильно мыслишь, - раз уж у нас получилось сделать трос, будем его использовать, где получится.
 
Трос, несмотря на кажущуюся простоту на самом деле гениальное изобретение. Я не стал рассказывать гному, что именно трос в свое время произвел настоящую революцию в горном деле. Позволяя использовать лебедки гораздо большей длины, чем те, в которых использовались цепи. Цепи просто не выдерживают длины в несколько сотен метров и рвутся под своим собственным весом, в отличие от троса. Для гномов это будет интересно как ни для кого другого. Но стоит ли их сейчас отвлекать? Оставлю этот сюрприз на потом.
- Мастер Вик, - Солта немного помялся, - я хотел спросить, что за линии проводили вы сегодня в поле?
Я улыбнулся. Ох, уж это любопытство гномов: «Увидите, мастер Солта. Через пару дней увидите».
Солта ушел, озадаченно качая головой, и гадая, как эти линии помогут в предстоящей битве?   
Второй новостью был обоз, пришедший из Лопра. Прибыли панцири – кузницы Солты продолжали исправно работать. Прибыли наконечники для копий, что навело меня на мысль, провести вечернюю тренировку с оружием. Прибыли даже два десятка арбалетов. Очень хорошо, я не ожидал их в первой поставке. Сегодняшнюю вечернюю тренировку можно будет провести по полному плану.
Серьезный гном, сопровождавший обоз, подошел ко мне, чтобы узнать о новостях.
- Мастер Юскер передает привет и спрашивает, не надо ли чего сверх запланированных поставок?
- Пожалуй, - я немного подумал, - найдите мастера Солту и возьмите у него для образца кусок троса. Пусть одна из мастерских целиком перейдет на его производство, конечно, если это не помешает планам основных поставок. Трос пусть делают толщиной в полногтя и в четверть ногтя.
- Хорошо, - гном кивнул, - Это все?
- Все. Остальное по плану.
Обоз разгрузился и отправился в обратный путь. Отдохнуть гномы отказались, сказав, что к утру должны вернуться в Лопр.
 К ужину вернулся в лагерь Гримми и поспешил подойти ко мне.
- Милсдарь Вик, курьер прибегал и сказывал, что завтра часть людей, из наемных, завтра следует отрядить на копку канавок вдоль тех линий, что вы сегодня отводили.
- Это так. Надо прокопать две канавки длиной по полтора километра. Как обстоят дела с ловушками?
- Сегодня выкопали и замаскировали тридцать семь ям. Люди все прибывают, добровольцы гномы тоже. Завтра работа должна пойти веселее.
- Отлично.
Я собирался уйти, но был остановлен вопросом Гримми.
- Мастер Вик, а зачем эти таинственные канавки, что предстоит завтра копать?
И дались им эти канавки. Через пару дней сами все увидят.